Исследование понятий «нравственность» и «героизм» в литературе - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Исследование понятий «нравственность» и «героизм» в литературе

Постников В.С. 1, Постникова О.А. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва Министерства обороны Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нравственность – моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда – этики [1]. Нравственность является предметом этики как учебной дисциплины; тем, что изучается этикой [2]. В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению [1]. В таком, более узком смысле, понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом [1], при этом под нравственностью в ряде случаев подразумевают внутреннюю или интериоризированную сторону морали, в то время как последняя рассматривается как внешняя по отношению к индивиду.

В русском языке слово нравственность появилось во второй половине XVIII в. [3, с. 24-25] (впервые зафиксировано в «Словаре Российской Академии» в 1789 году [4]), наряду с прямым заимствованием термина фр. morale [5] и созданием ка́лек для родственных слов на основе церковнославянизма [6] «нрав» (например: безнравственный – калька с фр. immoral [7, с. 51]).

Нравственность – это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо; что добро, а что зло. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей – жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – самостоятельный выбор человека.

Героизм как понятие современной русской культуры импортировано в русскую речь из Франции, досл.: фр. héros < лат. hērōs < греч. hērōs – полубог, богатырь; устар. звучание «ирой», «ироизм». Первые попытки определить его значение находим также в словарях иностранного языка, которые понимали этот термин, как «мужество необыкновенное; дух свойственный герою» [8]; «высшую степень гражданского или военного мужества» [9]; «необычайное мужество, когда человек действует, совершенно забыв о своих личных интересах или даже вопреки им» [10]; «необыкновенное мужество, самоотвержение, свойственные герою» [11].

В советское время неоднократно пытались сформулировать значение понятий «героизм», «герой», «героический поступок». Так в 1930–1940-е гг. героизм определялся как «способность к совершению подвига (Во время катастрофы он проявил истинный героизм. Он не отличается героизмом)». В 1950–1980-е гг. – это «самоотверженность, мужество, способность к совершению подвига»; в 1980-е – «отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке (Героизм защитников Родины)»; в 1990-е – «самоотверженность, самопожертвование в критической обстановке, мужество, способность к совершению подвига (Героизм защитников Родины. Героизм жителей блокадного Ленинграда); в нач. 2000-х – «мужество, стойкость, самоотверженность, способность к совершению подвига». В отношении к героизму для акцентуации принято использовать превосходные формы «беззаветный, беспримерный, величайший, исключительный, колоссальный, массовый, небывалый, невиданный, подлинный» [12].

Одно из самых совершенных определений было дано в «Словаре военных терминов»: «Героизм – совершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых классов и требующих от человека (воина) личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. Высшая форма героизма – советский (социалистический) героизм, основанный на твёрдых коммунистических убеждениях, преданности партии и народу, глубоком сознании патриотического и интернационального долга» [13].

Героизм – это особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг. Герой (отдельная личность, группа людей, иногда класс, нация) берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия.

Проблема героизма неоднократно ставилась в истории этической мысли. Некоторые теоретики прошлых веков (Дж. Вико, Г. Гегель) связывали героизм исключительно с так называемым «героическим периодом» в истории Др. Греции, который получил отражение в античной мифологии. Мифологический герой наделяется в преданиях сверхчеловеческой силой, пользуется покровительством богов и совершает подвиги во имя человечества. Веря в провидение, он не отделяет того, что совершено им самим, оттого, что явилось следствием рока. С их точки зрения, для героизма уже не остается места в современных им условиях, когда для каждого человека сформулированы строго установленные нормы поведения, предполагающие равновесие между правами и обязанностями личности. Западное общество действительно исключает героизм из повседневной жизни людей, поскольку в нем господствует дух практического расчета и обывательского благоразумия, частное право и догматизм в морали. Однако и для утверждения западноевропейских отношений в эпоху Возрождения понадобилась деятельность героев – всесторонне развитых и прогрессивно мыслящих личностей. Это была «эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными» [14, с. 346].

Идеологи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, Г.Э. Лессинг, Ф. Шиллер) и революционного романтизма (Дж.Г. Байрон, К.Ф. Рылеев, Дж. Мадзини) создали концепции бунтарства героической личности, борющейся за национальную и политическую свободу и «естественное» равенство людей. Идею коллективного героизма они отвергают вовсе: «Народный героизм, – говорит Ж.-Ж. Руссо, – это минутный порыв, за которым следуют слабость и упадок сил».

Что такое героизм в современном понимании этого слова? Для кого-то героизм – это безотказная, бескорыстная помощь другому человеку, для кого-то – жертвенность, для третьего – верность и преданность. Замечание 1 Понятий героизма много, но у всех у них есть определенная общая черта. Героизм – это, прежде всего, способность к жертве. Неважно, чем ты при этом жертвуешь: своими интересами, материальными благами или даже жизнью. Если человек способен, не раздумывая, пожертвовать чем-либо ради другого человека, то такой человек – настоящий герой. Где же встречается героизм в русской литературе и какие отличительные особенности он имеет? Ни для кого не секрет, что тема героизма проявляется прежде всего на войне, то есть в военных произведениях. Однако героизм имеет место быть и в гражданской, повседневной жизни человека. Примерами таких произведений могут служить произведения всех литературных направлений и самых разнообразных жанров, начиная с древнерусских былин и заканчивая соцартом – абсолютно во всех произведениях русской литературы возможна тема реализма. Так, из этого можно сделать вывод о том, что героизм – это неотъемлемая часть русской литературы как явления.

Список использованных источников.

1. Апресян, Р.Г. Нравственность [Текст] / Р.Г. Апресян // Новая философская энциклопедия. – М.: Мысль, 2000. – Т. 3.

2. Гусейнов, А.А., Апресян, Р.Г. Этика: учеб. [Текст] / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2000. – 472 с.

3. Веселитский, В.В. Отвлечённая лексика в русском литературном языке [Текст] / В.В. Веселитский. – М.: Наука, 1972. – 319 с.

4. Этика и идеология: сценарии взаимодействия в русской культуре (XVIII – первая половина XIX века) [Текст] // НЛО. – 2015. – № 3.

5. Глинкина, Л. Этимологические тайны русской орфографии: словарь-справочник [Текст] / Л. Глинкина. – М.: АСТ, 2006.

6. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т.: Пер. с нем. [Текст] / М. Фасмер; пер. и доп. О.Н. Трубачёва. – 4-е изд., стереотип. – М.: Астрель – АСТ, 2004. – Т. 4. – 860 с.

7. Арапова, Н.С. Кальки в русском языке послепетровского периода [Текст] / Н.С. Арапова. – М.: Изд-во Московского университета, 2000. – 319 с.

8. Объяснение 25 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней [Текст] / сост. А.Д. Михельсон. – СПб., 1865.

9. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка [Текст] / сост. Ф. Павленков. – Пг., 1907.

10. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке [Текст] / сост. М. Попов. – Пг., 1907.

11. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка [Текст] / сост. А.Н. Чудинов. – Пг., 1910.

12. Словарь русской идиоматики. Сочетания слов со значением высокой степени [Текст]. – М.: Academic, 2011.

13. Словарь военных терминов [Текст] / [Сост. А.М. Плехов]. – М.: Воениздат, 1988. – 335 с.

14. Маркс, К., Энгельс, Ф. Полное собрание сочинений [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс; изд. 2; т. 20, соч., написанные с 1873 по 1883 гг.; Анти-Дюринг; Диалектика природы. – М.: Издательство политической литературы, 1955-1974.

Просмотров работы: 187