Введение. Неоднократно Российское государство подвергалось агрессии от разных противников. Русский народ не раз вел жестокие и очень часто неравные сражения, в которых отлично проявили себя многие полководцы: А. Невский, Д. Донской, П. Первый, А. Суворов, М. Кутузов. Во время Великой Отечественной войны список полководцев дополнили Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, Р.Я. Малиновский, К.К. Рокоссовский, С.К. Тимошенко и многие другие.
Четыре года сражения советского народа против германской агрессии. За этот период произошло не одно сражение. Московская битва стала одной из самых важных событий по своим последствиям для дальнейшего хода войны. Главный результат битвы – план «Барбаросса» потерпел краха, что стало причиной для участия Германии в долгой войне, к которой страна была не готова.
Георгий Константинович Жуков. Имя этого полководца связано практически со всеми стратегическими операциями войск Советского Союза. Во время Московской битвы родилась фраза, которая жила среди бойцов до последних дней войны: «Там, где Жуков, там Победа». Эта фраза появилась неспроста. Летом 1941 года Георгий Жуков организовал одну из самых крупных контрнаступательных операций под Ельней, которая обвенчалась успехом. После успешного наступления советских войск в сентябре Жуков берется за оборону города, а в октябре организовывает оборону Москвы.
О маршале Жукове опубликовано огромное количество статей и книг. В честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне 8 мая 1995 года в Москве на Манежной площади был установлен памятник Великому маршалу.
Биография Г.К. Жукова. В конце 19 столетия в деревне Стрелкове Калужской губернии стоял осевший на угол однокомнатный дом в два окна, от старости стены и крыша которого уже поросли мхом. В доме жила вдова Аннушка, в которой не было детей, о которых она так мечтала.
Чтобы не остаться одной до конца своих дней девушка взяла из приюта двухлетнего мальчика, которого оставили в трехмесячном возрасте с запиской: «Сына моего зовите Константином». Этот младенец был отцом будущего Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, родившегося 2 декабря по новому стилю 1896 года.
Отец Жукова сапожничал в городах, поэтому с сыном виделся очень редко. Мать падала с ног на тяжелой работе, о ее заработке Георгий напишет на склоне лет: «Я думаю, нищие собирали больше». Упомянет он и о своих соседях: «Спасибо соседям, они всегда нас выручали то щами, то кашей. Такая взаимопомощь в деревнях была исключением, а скорее традицией дружбы и солидарности русских людей, живущих в тяжелой нужде».
В 7 лет Георгий идет работать на сенокос. Его образованием было всего три класса сельской школы, которую он закончил с похвальным листом. В 11 лет мальчика отдали на обучение в Москву к скорняку. Сельский паренек был очень удивлен красотой огромного города, о чем он потом напишет: «Я был как-то подавлен. Я никогда не видел ломов выше двух этажей, мощеных улиц, извозчиков, или, как их звали, «лихачей», мчавшихся с большой скоростью на красавцах – орловских рысаках. Все это поражало воображение».
В 1911 году Григорий Жуков закончил учебу. Теперь он стал самостоятельным человеком – подмастерьем.
Военная деятельность в период Великой Отечественной войны. В 1940 году Жуков получил свое первое поручение вождя – подготовить для Политбюро доклад на тему «Характер современной наступательной операции», с которым выступил 24 декабря. В его основу были заложены итоги победы на Халхин-Голе, перенесенные на Западный театр военных действий, а также уроки разгрома Польши и Франции германскими войсками. Георгий Константинович считал, что первый удар, нанесенный по противнику, должен быть такой силы, чтобы после него оказались выведенными из строя от трети до половины всех его войск. Маршал подчеркивал, что немецко-фашистские войска подбираются к границам Советского Союза неспроста: совсем скоро начнется война. Он представил схемы направления возможных ударов противника и контрударов Красной Армии. Из доклада Жукова слушатели понимали, что, несмотря на заключенный пакт Молотова -Риббентропа и договоров о дружбе и границе, именно Германия станет будущим противником СССР в новой войне.
Доклад командующего Киевским Особым военным округом был самым интересным, доходчивым и обоснованным из всех прочитанных докладов на том совещании высшего командного и начальствующего состава Красной Армии.
На следующий день утром началась большая оперативно-стратегическая военная игра, в которой для всех ее участников создавались неожиданные условия, как в настоящей войне. Это была подготовка армии к спрогнозированному нападению врага.
В военной игре участвовало две команды: «синие» и «красные». Войсками «синих» командовал Жуков, а войсками «красных» — командующий войсками Белорусского военного округа генерал Павлов. Расстановки команд была примерно такой, как она оказалась в начале Великой Отечественной войны. «Красным» пришлось в весьма трудных условиях сдерживать натиск противника.
По окончанию учения нарком обороны маршал Тимошенко, который был руководителем игры, приказал командующим Павлову и Жукову провести разбор игры и отметить плюсы и минусы в действиях обеих сторон в своих докладах.
Заключительное заседание состоялось в Кремле. На него пригласили руководителей Наркомата обороны, Генерального штаба и военных округов. Здесь же присутствовали Генеральный секретарь ЦК ВКП И.В. Сталин и другие члены Политбюро.
После оценки Мерецкова руководителям и участникам военной игры, выступил маршал Тимошенко, который отметил, что более правильно в этой игре действовали «синие». Они точно учитывали количество войск, их оснащение боевой техникой, правильно оценивали решение командиров.
В январе 1941 года, сразу после окончания игры, Жукова назначили начальником Генштаба Красной Армии. В это время Германия как раз готовилась к началу войны с Советским Союзом. Со всех сторон поступали разные сигналы о грядущей войне, о чем сообщала разведка, советские посольства, перебежчики из германских войск.
Маршал Жуков не был готов к назначению на эту должность. Но Сталин ему ответил, что так решило Политбюро. Как оказалось позже, Жуков действительно был не готов к такой должности.
В начале февраля 1941 года Жуков и Тимошенко предложили Сталину полностью перевести страну на военные рельсы: преобразить округа во фронты, сформировать фронтовые штабы, начать развертывании войск, с призывом в них 800 тысяч человек. Промышленность также должна была увеличить выпуск военной продукции.
Сталин отверг предложение Наркома обороны и начальника Генерального штаба, так как он боялся, что немецкая разведка быстро вскроет начавшуюся мобилизацию и Гитлер сможет нанести удар первым. Сталин надеялся воспользоваться подобным предложением лишь тогда, когда германские войска окончательно увязнут в войне с Англией.
Жуков в это время сделал попытке добиться возможности ввести советских войск в Болгарию и Югославию через разведку и НКВД. Предложение поддержали высшие чины обоих государств, но вскоре Болгария присоединилась к «Тройственному пакту», а Югославия была оккупирована немецкими войсками.
В конце марта Жуковом были приняты интенсивные попытки пополнения Красной Армии. Выпуск из школ военных пилотов был сокращен в мирное время до 9 месяцев, а в военное – до 6.
На попытку Жукова перевести морские училища на двухгодичный срок обучения вместо пятилетнего, а также сделать всех старшин офицерами, Нарком оказал сопротивление.
Жуков очень импонировал Сталину. Это был парень, настойчиво выдвигавший идеи скорейшей мобилизации Красной Армии. И хоть идеи парня вредили общему замыслу вождя, Сталину с трудом удавалось сдерживать его инициативу.
По плану Жукова ударные группировки сосредотачивались на Львовском и Белостокском выступах. Там же находились аэродромы, стратегические запасы и госпитали. Главный удар наносился из Львовского выступа, так как именно он позволил бы вывести войска в промышленные районы Силезии и отрезать Германию от их нефтяных запасов, а также и от их союзников по «Тройственному пакту». Войскам в Прибалтике ставились ограниченные задачи.
18 июня на участках границы началось разминирование линий-проходов, а затем и выдвижение войск в приграничную зону.
21 июня маршал Жуков добился разрешения Политбюро развернуть в Тернополе штаб Южного фронта и во главе с генералом армии И.В. Тюленевым и своего назначения координировать действия Юго-Западного и Южного фронтов. На следующий день Георгий Константинович должен был вылететь в Тернополь.
Ночью 22 июня в 3 часа Жуков получает сообщение от командующих округами и флотами вражеской авиации, а позже, соединившись со Сталиным, получает приказ о немедленном прибытии в Кремль. Там им сообщили, что «германское правительство объявило нам войну».
На следующий день после наступления немецкими войсками, Жуков вылетел на Юго-Западное направление. Он должен был помочь Кирпоносу организовать проведение контрудара по наступающим войскам противника. Удар был нанесен, но немецкие войска остановить не получилось.
28 июля пал Минск. В районе этого города была окружена значительная группа советских войск. 30 июня Тимошенко был послан командовать Западным фронтом вместо арестованного за поражение генерала Павлова. С этого момента Сталин стал командовать Красной Армией и получил звание Верховного главнокомандующего.
10 июля началось Смоленское сражение, разгоревшееся на фронте в 60 километров. За несколько дней до этого, 7 июля, началась битва за Киев. Как раз туда устремились немецкие войска группы армий «Юг».
Под Ельней образовался выступ вражеских войск. Идея Георгия Жукова состояла в том, чтобы неожиданным ударом взять этот выступ в клещи. Примерно три недели маршал собирал силы для воплощения своего плана. В конце августа Красная Армия перешла в наступление. Жуков писал: «Горловина Ельнинского выступа постепенно сжималась железными клещами наших войск и становилась все уже и уже».
Как сказал Жуков, выступ превратился в «мешок». Немецкие войска быстро отступили, чтобы спастись от окружения и 6 сентября Ельня была полностью освобождена от врагов.
После окончания операции Жукова назначили командующим Ленинградским фронтом, так как маршал Ворошилов не справлялся со своими обязанностями. Георгий Константинович не знал, что практически одновременно с его прилетом в Ленинград Гитлер подписал директиву о блокаде города, но не о его штурме. Часть войск группы армий «Север», прежде всего танковые и моторизованные, поворачивали с севера на запад для участия в новом наступлении.
15 сентября командование группы «Север» предприняло последнюю попытку взять Ленинград, но в итоге захватили город Пушкин. Жукову удалось остановить продвижение немецких войск, поставив в тылу своих частей заградительные отряды из войск НКВД, которым приказал расстреливать любого, кто посмеет оставить позиции.
5 октября Сталин вызвал Жукова в Москву. Как тот прибыл, он сообщил об окруженных советских войсках в районе Вязьмы и о том, что все подходы к Москве открыты.
Так как на Можайском направлении было особенно тревожная обстановка, Жуков предложил стянуть все имеющиеся силы на эту линию обороны, закрыв образовавшуюся брешь любыми силами. Такая оборона будет носить временный характер до прибытия на фронт новых войск из Сибири и Дальнего Востока.
Благодаря жестким мерам по организации обороны столицы, наступление противника захлебнулось. Но Жуков переоценил свой успех и как итог 33 армия окружена, большая часть ее личного состава оказалась в плену, а командующий генерал Ефремов погиб.
Все основные силы отправлялись на центральное направление, так как Сталин был слишком напуган, что наступление на столицу может быть возобновлено. Все остальные фронты должны были осуществлять наступление имеющимися в их распоряжении силами. Как итог такого решения: войска Юго-Западного фронта оказались в окружении, на полуострове был прорван Крымский фронт и взят Севастополь.
27 августа 1942 года Сталин предложил Георгию Жукову отправиться в Сталинград, так как дела там складывались очень плохо. Маршал принимает предложение и через день вылетает в город на Волге. Через несколько дней Сталин отправляет ему телеграмму, речь в которой шла о следующем: «Положение ухудшилось. Противник находится в трех верстах от Сталинграда. Сталинград могут взять сегодня или завтра».
По предложению Жукова 5 сентября Красная Армия провела ответное наступление, но какого-то успеха оно не принесло. Жуков был автором приказа №227, который предусматривал расстрел за самовольное оставление позиций без всяких приговоров трибуналов.
19 ноября Красная Армия начала наступление. Началась Сталинградская битва. 23 ноября советские «клещи» замкнулись и в «мешке» оказалась вся Сталинградская группировка немцев, а это около 300 тысяч солдат и офицеров.
Жуков занимался координацией действий различных фронтов практически весь 1943 год.
В 1944 году в разгар подготовки Проскуроско-Черновицкой операции был смертельно ранен командующий войсками 1-ого Украинского фронта генерал армии Н.Ф. Ватутин. Из-за этого Георгий Жуков принимает командование войсками фронта.
Операция по освобождению Правобережной Украины задумывалась гироко и охватывала огромную территорию, предусматривала нанесение мощных таранных ударов по обороне противника. Впервые Жуков столкнулся с выдающимся стратегом Третьего рейха Э. фон Манштейном как раз в этом сражении.
В конце 1944 года Георгий Константинович был назначен командующим войсками 1-ого Белорусского фронта, нацеленными на берлинское направление. Перед ними фактически не было немецких войск, и Жуков готов был начинать наступление на Берлин уже 20 февраля. В его план входило оказание поддержки войскам 2-ого Белорусского фронта, застрявшим в Восточной Пруссии.
Но Сталин приказал Жукову подождать, пока подтянется Рокосовский и за это время немцы подготовились к обороне Берлина.
Берлинская операция стала одной из самых дорогостоящих как по потерям личного состава, так и по примененным в ходе ее новшествам.
За взятие Берлина Жуков Георгий Константинович был награжден третьей Золотой Звездой Героя Советского Союза, а чуть позже вторым орденом «Победы».
Жизнь после войны. Жуков находился в Германии до апреля 1946 года. Там он руководил оккупационными войсками и советской администрацией. Затем его назначили заместителем министра обороны СССР.
В 1946 году началась первая опала Жукова. Кто-то из военачальников дал показания о том, что Жуков заявил о Сталине: «Как был, так и остался штафиркой», но ряд военнх выступил в защиту Жукова.
Сталин, по окончанию заседания, посоветовал на время Жукову выехать из Москвы.
В марте 1953 года И. Сталин умирает. Первая опала маршала кончилась. Он вернулся в столицу и снова стал заместителем министра обороны, а в 1955 году – министром.
В 1973 году Жукова пригласили на официальное мероприятие – празднование Дня победы в Кремлевском Дворце съездов. Тысячи собравшихся ветеранов войны поднялись с мест и под крики «Слава Жукову!» устроили ему овацию.
18 июня 1974 года Жуков Георгий Константинович скончался.
Список использованных источников.
1. 100 великих полководцев Второй Мировой / Ю.Н. Лубченков. – М.: ООО «Издательский дом Вече», 2005.
2. Знаменитые россияне 18–19 веков: Биографии и портреты. По изданию великого князя Николая Михайловича «Русские портреты 18–19 столетий» / сост. Е.Ф. Петилова. - 2-е изд. – СПб.: Лениздат, 1996. – 958 с., ил.
3. История России в лицах: Биографический словарь / Рапов О.М., Вдовина Л.Н., Федоров В.А., Терещенко Ю.Я.; под общ. ред. проф. В.В. Каргалова. – М.: Русское слово, Русское историческое общество. 1997. – 544 с.: ил.
4. Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. 3. История России. ХХ век / сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1996. – 672 с.: ил.
5. Вагман И., Мац В., Зиолковская А. 100 знаменитых полководцев. – Ростов н/Д., 2009.
6. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. – М., 1997.
7. Куценко А. Маршалы и Адмиралы флота Советского Союза. – Киев, 2007.
8. Гареев М.А. Маршал Жуков. – М., 1999.