Древний Рим 753–510 гг. до н.э. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Древний Рим 753–510 гг. до н.э.

Мяльчин А.С. 1, Ершова О.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва Министерства обороны Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Древний Рим создал одну из величайших мировых цивилизаций, которую когда-либо знало человечество. Ее культурный вклад, влияние на дальнейшее развитие Западной Европы и не только трудно переоценить. Архитектурное наследие в разных уголках земли, куда только ступала нога римского легионера, сохранилось и до наших дней, являясь хорошим источником для изучения данной эпохи. История одной из крупнейших рабовладельческих держав античного мира, охватывает довольно продолжительный отрезок времени – с VIII век до н. э. по V век н. э.

Рим начнет свой путь как небольшой город-государство у реки Тибр, в регионе Лаций на Апеннинском полуострове. Сложный этнический состав территории: латины, этруски и греческие колонисты, станет основой для будущего римского народа. Постепенно он изменит не только свою форму государственного правления (преобразовавшись в республику, а потом империю), но и значительно расширит границы своих владений. Подчинив себе западную и юго-восточную Европу, Северную Африку, Британию, Малую Азию, Сирию и Палестину, он станет крупнейшей державой средиземноморья.

Целью реферата станет анализ этого исторического периода в хронологии Древнего Мира.

Образование Рима. Первые племена, жившие на территории Рима. На западном побережье Апеннинского полуострова находится Рим – «вечный город», стоящий на семи холмах: Капитолии, Квиринале, Виминале, Эсквилине, Целии, Авентине, Палатине. Легенда рассказывает, что он был основан двумя братьями Ромулом и Ремом. Они были сыновьями бога Марса и Реи Сильвии, дочери царя Альбы-Лонги Нумитора, потомка героя троянской войны Энея. Нумитора лишит трона Амулий. Последний, боясь мести со стороны родственников, прикажет утопить братьев в Тибре. Раб отнесет их к реке в корзине, но младенцев выбросят на берег волны, где их подберет и выкормит своим молоком одинокая волчица. Позже детей найдет царский пастух по имени Фаустул. Он со своей женой Аккой Ларенцией, вырастит и воспитает их как своих, дав им имена, Ромул и Рем.

Когда братья выросли и стали сильными крепкими юношами, они узнали тайну своего настоящего происхождения и захотели вернуть деда на престол. Собрав небольшое войско они выдвинулись к Альба-Лонге, где восстания против Амулия поддержали местные жители этого города. Жестокий царь был свергнут, а Нумитор снова стал царствовать. Но внуки привыкли к старому образу жизни и решили не оставаться при дворе и направились к месту, где их нашла волчица – Палатинскому холму. Здесь они решили основать новый город. Но у них возник спор из-за того где строить, как назвать и кто будет править? В ходе ссоры Ромул разгневался и убил Рема, а заложенный город решил назвать в честь себя – Римом (Roma).

Первыми жителями стали местные пастухи и юноши, сопровождавшие Ромула, а для увеличения численности населения открыли на Капитолийском холме убежище для всех изгнанных и бездомных. Но в поселении не хватало женщин с целью успешного продолжения рода. Тогда Ромул прибегнул к хитрости, он позвал соседние племена на праздник бога Конса, во время которого были выкрадены жены гостей. Все это приводит к конфликту, который останавливают похищенные сабинянки, примеряя мужчин по обе стороны. В итоге Ромуле удается объединить римлян с сабинянами в один народ, который станет называться квиритами. Но эта красивая легенда лишь частично связана с реальными историческими событиями, а братья-близнецы – мифические персонажи. Археологические раскопки помогают частично пролить свет на туманное прошлое.

Историкам известно, что город возник и сложился не сразу, а на протяжении длительного периода на нескольких высоких холмах. У реки Тибр, которая впадает в море. Это было удобное место как в плане обороны, так и для торговли с Грецией и Востоком. Первое поселение возникает на Палатинском холме около X веке до н. э., позже заселяются остальные. Приблизительно в VIII веке до н. э. они объединяются в одно целое, становясь фундаментом для возникновения Рима. До того момента, когда римляне сформировались как отдельный народ, территорию Апеннинского полуострова населяли различные племена.

Лигуры – населяли северо-западную Италию, генуэзское побережье и являлись древнейшим этносом в этой области. Основным занятием было земледелие и скотоводство. Имели укрепленные городища, которые со временем превратились в крупные торговые центры. Общественный строй предполагал царскую власть и наличие родоплеменной знати. Возможно населяли большую часть полуострова и были выдавлены италиками.

Этруски – жители территорий современной Тосканы. Появившись в X веке до н. э. на Апеннинском полуострове, создали там первую цивилизацию, плодами которой воспользовались будущие римляне. В частности были переняты богослужения, церемонии, одеяния, символы царской власти – фасции и т. д. Они были довольно развитым народом, владевшим письменностью и знавшим, что такое колес и гончарный круг. Заселив земли от Тибра до Альп, они основали там двенадцать городов, с каменными укреплениями, башнями, мощеными улицами и храмами. Они занимались торговлей, земледелием, различными ремеслами и ювелирным делом. В VII–VI вв. до н. э. этруски заняли долину реки По, а также Лациум и земли Кампании. В период с 616 по 510 годы в Риме царствовала этрусская династия. Но Этрурия, несмотря на свое широкое влияние на полуострове не смогла сопротивляться галлам, грекам и римлянам и в итоге этот народ был вытеснен с занимаемых территорий.

Италики – группа племен индоевропейского происхождения (оско-умбры, сабины-самниты, латины, венеты и др.), родственная грекам, расселились на территории современной Италии. Пришли во втором тысячелетии до н. э. из-за Альп двумя волнами. Они ассимилировали лигуров и других коренных жителей. Позже разделились на два основных народа: латинов и сабеллов. Именно при слиянии этих ветвей появилась римская народность. Латины составляли большинство населения в Риме и регионе Лация, где была федерация городов, среди которых главенствовал Альба-Лонга. Это племя являлось носителем латинского языка, который в дальнейшем выдавит остальные италийские языки и станет доминирующим в Западном Средиземноморье. Основным занятием было скотоводство.

Таким образом, история образования Рима довольно туманна и полна мифом и легенд. Название города в честь Ромула – не больше чем красивая сказка, лишь частично приспособленная к историческим реалиям. Первое поселение возникло на одном из холмов – Палатине, позже были заселены Эсквилин и Квиринал. Основой будущего римского этноса стали латины, объединив вокруг себя другие италийские племена.

Быт древних римлян. Хозяйство, торговля, армия. Рим в царский период был прост и беден, такая же была и повседневная жизнь ранних римлян. Город еще был далек от своего расцвета и могущества, и пока не успел познакомиться с архитектурой, культурой греческих полисов и государств Ближнего Востока.

Граждане обитали в примитивных жилищах в виде хижин круглой или прямоугольной формы, стены которых были сплетены из веток деревьев и обмазаны глиной, а крыша крыта соломой. На очаге готовили пищу, а дым выходил через выход над входной дверью. Также строились помещения, выполнявшие одновременно функции ремесленной мастерской и лавки – таберны, в них была всего одна жилая комната для хозяина.

В сельской местности зародились усадьбы обеспеченных граждан. В ней имелся прямоугольный двор с очагом и различные хозяйственные постройки. Они стали прототипами будущего италийского городского дома, где старый двор претерпел изменения, стал больше и получил название атриум, на который выходили комнаты хозяев. В доме также располагались специальные шкафы с изображением домашних духов, охраняющих живущих. Атриум являлся центром римского жилища, где собиралась семья, в нем проводились всевозможные обряды и церемонии: связанные с рождением ребенка, смертью близких, заключения браков или там могли принимать гостей.

Основой римского общества считалась семья, главой которой был отец. Все остальные члены семьи ему подчинялись и были ограничены в правах. Его власть практически была безграничной, вплоть до телесных наказаний или даже смертной казни за неповиновение. Обязанности женщины обычно не выходили за пределы дома, основным родом их занятий было рукоделие.

Следующим звеном раннего общества был род. Он не был изолированным, и его члены могли заключать браки с представителями другого рода, обладали коллективной собственностью на землю, имели общее место погребения, религиозные праздники и обряды. Союз родов назывался курией, из которых в свою очередь формировались трибы.

Со временем происходит раздел на сословия – патрициев и плебеев. Первые являлись коренными жителями Рима, происходили из знатных родов, обладавших политическими правами и большими земельными наделами. Вторые же были людьми «второго сорта», ограничены в правах и находились в более худшем материальном положении.

В этот период доминирует натуральное хозяйство. Главным занятием римлян считалось земледелие, климат и плодородная почва особенно способствовали этому. Общество обладало правами на землю. Плебеи, жившие вне родовой общины, становились клиентами патрициев, получали от них землю для возделывания в аренду и пользовались остатками конечного продукта. Почва удобрялась навозом, также распространялось применение дренажирования полей. В оросительных системах нужды не было, а соответственно не было и необходимости для трудовых повинностей, как это случалось в Древнем Египте. Крестьяне выращивали пшеницу, просо, ячмень, разводили виноград и оливковые рощи. Из орудий, применявшихся в сельском хозяйстве, были: мотыга, коса, плуг и т. д. Многие производились из железа, которое ввозилось по договору. Скотоводство существовало в основном в горных районах Апеннинского полуострова. Римляне разводили лошадей, овец, свиней и т.д.

Во время правления этрусских царей Рим стал ремесленным центром, что подтверждают археологические раскопки на Палатине. Обрабатывались различные металлы, кожа, шерсть, камень, золото и др. На широкую ногу было поставлено гончарное дело, изготовление керамики, ткачество и прядение. Были созданы ремесленные коллегии, объединившие в союзы мастеров одной профессии: сапожников, ювелиров, плотников и т. д.

Римляне переняли у этрусков тогу (верхняя одежда), усовершенствованный плуг, медную монету и др. Развитие земледелия и скотоводства, а также постепенное отделение ремесла от сельского хозяйства привело к росту внутренней торговли. На каждый девятый день в городе устраивались ярмарки, на которых крестьяне путем натурального обмена могли обменять свою продукцию на товары городских ремесленников. Часто базары совпадали с праздниками, что способствовало увеличения количества покупателей. Внешняя торговля в ранний период еще была довольно на низком уровне и в средиземном обороте занимала малую долю. Только к концу царской эпохи, благодаря связям этрусков и роли посредников, она смогла оживиться. Чему является свидетельством торговый договор с Карфагеном в 508 году до н. э., но с возникновением республики и упадком Этрурии, внешние связи вновь обрываются.

Римская армия не отделялась от государства, являясь с ним единым организмом. На начальном этапе представляла собой племенное ополчение, которое формировалось из курий (родов). Ее сильная сторона – простота и скорость набора войска, а родство добавляло уверенности и дисциплины. Но с другой стороны, в силу замкнутости курии, была большая зависимость от рождаемости мужского населения – будущих воинов. Солдаты сражались в пешем строю копьями, мечами, топорами, дротиками и т. д., только обеспеченные граждане могли позволить себе лошадь и доспехи.

Во времена владычества этрусских царей в Риме армия несколько изменилась. Стала использоваться фаланга, перенятая у греков этрусками, а латиняне и римляне сражались в свободном строю, найдя свое применение на флангах. Обновленное войско включало сорок центурий тяжеловооруженных воинов по греческому подобию (гоплитов), 10 центурий копейщиков италийского образца, десять центурий легковооруженных копейщиков, десять центурий застрельщиков и пятнадцать центурий пращников.

Реформы другого этрусского правителя – Сервия Туллия, привели к появлению пяти классов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество центурий.

Структура власти. Период с 753 по 510 гг. до н. э. в истории Древнего Рима называется царским. За этот отрезок времени городом управляло семь царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. В эту эпоху формируется основа римского полиса (цивитас) в виде гражданской общины с правами на землю.

Структура управления в ранний период обнаруживает характер военной демократии, основанной на родах, фратриях и племенах. Функции государства выполняют соответствующие органы власти: царь (рекс), сенат и народное собрание. Первый являлся военачальников, законотворцем, главным судьей. Отвечал за внешнюю политику, управлял религиозной жизнью общины – утверждал культы и жрецов. Его кандидатуру рекомендовал сенат, а избирался он на народном собрании. Из этого следует, что правитель не обладал неограниченной наследственной властью и больше был похож на вождя, исполнявшего политические и религиозные обязанности.

Сенат, представлял собой совет старейшин, складывавшийся из верхушки патрициев (отцов). В начале было сто сенаторов, позже двести, а в конце царского периода уже триста в соответствии с количеством родов и это число не менялось вплоть до Суллы. Главная задача, которая стояла перед ними, это организовать избрание нового царя и утверждение решений курий. Когда умирал правитель, и наступало междуцарствие, управление общиной возлагалось на сенаторов, чье влияние сильно возрастало. Также они могли рассматривать важные судебные дела. Сам орган являлся больше совещательным, но при этом имел большой авторитет. Правители все время пытались усилить свое влияние, опираясь на военную силу, и одновременно старались ослабить роль сенаторов. Возможно, за слишком самостоятельную политику поплатился Ромул, которого вероятно убили аристократы.

Народное собрание являлось сходом представителей курий. Полезно знать, что население для выбора нового царя группировалось по куриям, там же выбирались сенаторы, жрецы, курионы, но законодательные функции они не выполняли. Каждая курия, имела один голос. Итоговое решение выносилось простым большинством. Плебеям было запрещено участвовать в голосовании.

В VII веке до н. э. Римом правят представители этрусской династии. Так один из них Сервий Туллий проводит ряд важных реформ, в том числе политическую. Теперь территория города делится на четыре триба, а не три как раньше. Все патриции и плебеи разделяются на пять классов, формирующихся в соответствии с имущественным цензом. Каждый класс, в свою очередь, выставлял для армии определенное количество центурий (сотен). Первый предоставлял восемьдесят центурий тяжелой пехоты и восемнадцать – конницы, все остальные классы – в сумме девяносто пять центурий пехоты, включая легкую.

Помимо военного назначения центурия приобрела политическое. Она изменила формат народного собрания, вытеснив из него куриатные комиции. Голосование происходило по старой схеме, одна политическая единица имела один голос, но замысел был в том, что бы из ста девяносто трех центурий, больше половины были выдвинуты первым классом. Это давало возможность аристократии иметь больше голосов в народном собрании. Реформы наделили плебс правами, позволявшими им участвовать себя в политической жизни наравне с патрициями, учитывая только их имущественный ценз и военные обязанности. Все это наносило удар по сословному строю, ранее существовавшему в Риме, и способствовало в будущем формированию классового рабовладельческого общества.

Вера древних римлян. Верования ранних римлян отличались простотой и примитивизмом. Любая вещь, природное явление или даже абстрактное понятие (справедливость, смелость, смысл, счастье и т. д.) в их представлениях имели собственного бога или духа.

С самого рождения, ребенка сопровождало сорок три божества детства: бог первого крика, шага, бог колыбели. После взросления, появлялись шесть богов брака. Когда человек становился зрелым и самостоятельным, ему требовалось меньше покровительства и количество богов уменьшалось. У стариков были боги здоровья, почести и т. д. После смерти у изголовья усопшего находилось ровно столько же божеств, сколько и при появлении на свет. В римской религии встречаются также следы тотемизма. Конкретным божествам были предназначены различные животные. Дятел, бык и волк, с которым связана легенда спасения братьев Ромула и Рема, посвящались Марсу, а гусь Юноне.

Верования ранних римлян сильно отличались от греческих. Боги эллинов были личностями, обладающими конкретными качествами, возможностями и способностями. Была широко развита мифология. В Риме же религия довольно долгий период являлась малоантропоморфной. Это часто выражалось в невозможности определить имя, родственные узы или даже пол божества, что сильно затрудняло возможность его запечатлеть в камне или на холсте. Скупость фантазии и воображения в итоге отразилось на развитии римской культуры, которая сильно уступала греческой.

До самого окончания языческой эпохи, наряду с общественными культами находившимися под управлениями жрецов, существовали домашние, где каждая семья имела своих покровителей. Все обряды обычно проводил глава семейства. Очаг воспринимался как маленький храм, был центром жизни в жилище, которому приносили жертвоприношение в виде пищи и цветов. Охраняла его богиня Веста. Главными событиями, которые требовали определенных обрядов, являлись рождение и смерть, а также заключения браков. Добрые божества, защищавшие живущих и охранявшие их покой, единство и благополучие, назывались пенатами и ларами. Души людей после кончины становились манами – духи предков. Они были настроены положительно к человеку, но чтобы маны не сменили свою милость на гнев, им посвящали праздник Фералли. Лемуры наоборот отождествляли души преступников и были враждебны. В царский период также имели большую популярность пророчицы – сивиллы.

Религия Древнего Рима тщательно разработала целый ряд обрядов. Для проведения которых потребовались специально обученные люди, что породило институт жречества. Из них выделялись: понтифики, соблюдавшие надзор за исполнением религиозных ритуалов, авгуры и гаруспики занимались гаданиями, весталки – жрецы культа богини Весты и т. д. Одним из первых римских богов был Янус, бог всякого начала. Также раннее происхождение имеет капитолийская троица: Юпитер (верховный бог), Марс (бог войны) и его двойник Квирин.

Нужно сказать, что вера римлян никогда не имела законченной формы. Она всегда была готова заимствовать новых божеств у покоренных народов, стоящих на более высокой степени развития. В итоге римский пантеон сильно расширился сначала за счет этрусков, а затем и эллинов.

Заключение. Исторический отрезок Древнего Рима с 753 по 510 гг. до н. э. был связан с правлением семи царей. Это время зарождения города, путем объединения разрозненных поселений, образованных на холмах в регионе Лаций.

Нам, к сожалению, немного известно об этой ранней эпохе, а различные источники часто противоречивы и перемешаны с местными легендами и мифами. Но имеющиеся данные говорят о том, что Апенниский полуостров имел пестрый этнический состав. Из большого количества различных племен выделились италики, среди которых основную роль играли латины. Именно они вместе с сабинянами заложили основы будущего города-государства, а этрусская культура оказала серьезное влияние на римскую цивилизацию.

Период характеризуется разложением первобытнообщинного строя, а также возникновением сословий и классов. С изгнанием последнего царя начинается становление республики.

Список использованных источников.

1. История Древнего Рима: учеб. для вузов по спец. «История» / В.И. Кузищин, И.Л. Маяк, И.А. Гвоздева и др.; под ред. В.И. Кузищина. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Высш. Шк., 2000. – 383 с.

2. История древнего Рима: учеб. / Н.А. Машкин – М.: Высшая школа, 2006. – 753 с.

3. История Древнего Рима / С.И. Ковалев. – М., 2002. – 864 с.

4. История Рима / Теодор Моммзен. – М.: Вече, Серия: Античный мир, 2017. – 384 с.

5. История и легенды Древнего Рима / М. Алферова. – Ростов н/Д.: Феникс, СПб: ООО Издательство «Северо-Запад», 2006. – 608 с.

6. История Древнего Рима / Мэри Бирд; изд. на рус. языке, пер., оформ. – М.: ООО «Альпина нон-фикшн», 2017. – 696 с.

Просмотров работы: 133