Введение.При проектировании транспортных объектов немаловажную роль играет разработка системы искусственного освещения, поскольку недостаточное освещение или же его неправильная организация может привести к травмоопасным ситуациям. Освещение играет важную роль в восприятии пространства человеком, а также влияет на его поведение. Освещение способно оказывать влияние на психологическое состояние человека, что в свою очередь сказывается на практической сфере: скорости реакции, утомляемости, точности выполнения определенных задач [1].
Системы освещения должны проектироваться с гарантией качества и эффективности, что возможно только при учете зарубежного и отечественного опыта, нашедшего отражение в положениях международных и российских нормативных правовых документов [2].
Целью данной работы является выполнение светотехнического расчета осветительных установок для освещения велосипедной эстакады.
Материалы и методы исследования.При проектировании освещения выполняется светотехнический расчет, который проводится с целью определения необходимого количества светильников и их правильного размещения для создания оптимальных световых условий. Для этого чаще всего применяются три метода расчета: удельной мощности, светового потока и точечный [3].
Метод удельной мощности является методом приближенного расчета. Он применяется для предварительного определения мощности осветительной установки и количества светильников, необходимых для создания требуемого уровня освещенности, соответствующего СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение» [4].
Если не требуется большой точности, то его применяют и для окончательного расчета. Этот метод не может быть применен для расчета локализированного освещения, освещения наклонных и вертикальных поверхностей и помещений с площадью менее 10 м2.
Метод светового потока является более точным, чем метод удельной мощности. Он применяется для расчета равномерного общего освещения помещения при освещенности в горизонтальной плоскости.
Точечный метод применяется для расчета локализированного, местного и комбинированного освещения, освещения наклонных вертикальных поверхностей, а также для проверки освещенности в точках помещения. Он требует большей точности, более сложен для реализации, чем метод светового потока и применим при любом расположении светильника и поверхности.
При выполнении светотехнического расчета наиболее важным является подбор осветительного оборудования на основании типа выбранного источника света, мощности светильника, светового потока, значения энергоэффективности и кривой силы света. Выбор оборудования с соответствующими параметрами определяется требованиями существующих нормативов к объекту расчета. Оптимальный подбор светильника с соответствующими характеристиками обеспечивает необходимую равномерность освещения. Также важен коэффициент запаса осветительной установки, который зависит от загрязненности светильников в течение срока эксплуатации осветительного оборудования.
Сегодня проектировщики отказались от упрощенных расчетных алгоритмов, базировавшихся на технологии ручного труда, и применяют светотехническое программное обеспечение с использованием специальных математических методов, позволяющих выполнить расчет с заданной степенью точности [2].
В настоящее время существует достаточное количество программных продуктов, помогающих выполнять светотехнические расчеты, среди которых следует выделить программный комплекс DIALux (разрабатывается с 1994 года Немецким Институтом Прикладной Светотехники DIAL GmbH) [5], позволяющий осуществлять расчеты освещения для различных целей [6, 7].
Светотехнический расчет для велосипедной эстакады выполнен в программе DIALux, которая является профессиональной программой для проектирования внутреннего и наружного освещения.
Программа DIALux позволяет:
воссоздать особенности помещения, в котором будет проектироваться освещение;
выбрать тип, мощность и светораспределение необходимого светильника;
оценить эффективность выбранной системы освещения;
выполнить автоматический расчет оптимального расположения светильников;
произвести расчет нормируемых показателей с учетом оптимизации;
предоставить результаты удобном для восприятия виде.
Согласно СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение», средняя освещенность на велоэстакаде должна быть не менее 75 лк, характеристика зрительной работы VIII б [4].
Для освещения велосипедной эстакады необходимо подобрать оптимальный тип светильника. Светильники различаются по источнику света:
лампы накаливания – главным преимуществом ламп накаливания является точность цветопередачи, при этом галогенные лампы – более эффективны, чем лампы накаливания (на 20% больше света при одинаковой потребляемой мощность);
люминесцентные лампы – к преимуществам можно отнести низкие энергопотребление и тепловыделение;
светодиодные лампы – в сравнении с остальными видами ламп светодиод имеет лучшую экономичность, долгий срок службы, высокую механическую прочность, компактность.
Результаты светотехнического расчета и их обсуждение.Исходя из описанных выше преимуществ, для велосипедной эстакады выбираются светодиодные светильники.
В качестве светового прибора для освещения велосипедной эстакады выбран светильник ДПО52-13-301 Optimus 840 (рисунок 1.), предназначенный для общего освещения общественных, административных, офисных и иных помещений [8].
а б
а – внешний вид, б – кривые силы света
Рисунок 1 – Светильник ДПО52-13-301 Optimus 840 [8]
Характеристики используемого при освещении велосипедной эстакады светильника представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Характеристики светильника ДПО52-13-301 Optimus 840 [8]
Характеристика |
Значение |
Световой поток светильника, лм |
1416 |
Мощность светильника, Вт |
13 |
Световая отдача, лм/Вт |
109 |
Класс защиты от поражения электрическим током |
I |
Габариты, мм |
330x104x64 |
Материал корпуса |
Поликарбонат |
Рассеиватель |
Опаловый из полимерного материала |
Масса, кг |
0,45 |
Установка |
Монтаж индивидуально |
При проведении светотехнического расчета велоэстакады использовались исходные данные, представленные в таблице 2.
Таблица 2– Исходные данные для расчета освещения велоэтакады
Характеристика |
Значение |
Высота, м |
3 |
Ширина, м |
6,5 |
Длина, м |
100 |
Высота подвеса, м |
0,07 |
Средняя нормативная освещенность, лк |
75 |
Значения, полученные в результате расчета освещения, сопоставлялись с нормативными значениями для соответствующих показателей (см. таблицу 3).
Таблица 3 – Результаты расчета освещения, выполненного в программном комплексе DIALux, и их сопоставление с нормативными требованиями
Нормируемый показатель |
Нормативное значение |
Расчетное значение |
Освещенность (при системе общего освещения) Eср, лк |
75 |
79 |
Отношение минимальной освещенности к нормируемой средней освещенности Emin/Ecp |
≥0,9 |
0,82 |
Предельная равномерность распределения освещенности U0 |
0,3 |
0,5 |
Рекомендуемая световая отдача световых приборов (для общего освещения), лм/Вт |
≥90 |
109 |
В процессе расчета, исходя из условия оптимального размещения, было рекомендовано на каждые 100м длины велоэстакады использовать 2 ряда светильников по 22 шт. Расположение светильников и изолинии освещенности представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Визуализация расположения светильников, световых потоков ламп и изолиний освещенности
Визуальное распределение фиктивных цветов при визуализации освещения представлено на рисунке 3.
Рисунок 3 – Распределение фиктивных цветов при визуализации освещения
Полученные результаты светотехнического расчета освещения велосипедной эстакады соответствуют требованиям действующих нормативов и могут быть использованы в качестве рекомендации при организации освещения.
Выводы
Обоснован выбор в качестве осветительных приборов светильников ДПО52-13-301 Optimus 840 (тип источника света – светодиодный).
С использованием программного комплекса DIALux выполнен светотехнический расчет освещения велосипедной эстакады.
Полученные расчетные значения нормируемых параметров освещенности были сопоставлены с действующими нормативными требованиями.
Согласно результатам расчета освещения, выполненным в программном комплексе DIALux, было определено, что для создания требуемой освещенности на велосипедной эстакаде длиной 1 км потребуется 440 светодиодных светильников ДПО52-13-301 Optimus 840.
Список литературы
Девисилов В.А. Охрана труда: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ФОРУМ, 2012. 512 с. ISBN 978-5-91134-430-6.
Маковский Л.В., Евстигнеева Н.А. Освещение автодорожных тоннелей: учеб. пособие. М.: МАДИ, 2010. 190 с. ISBN 978-5-7962-0109-1.
Пособие к МГСН 2.06-99 Расчет и проектирование искусственного освещения помещений общественных зданий [электронный ресурс] URL: https://gosthelp.ru/text/PosobiekMGSN20699Rascheti.html (дата обращения: 8.01.2021).
СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95**: утв. Минстроем России от 07.11.2016 : введ. в действие с 08.05.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://docs. cntd.ru/document/456054197 (дата обращения: 08.01.2021).
DIALux: расчет и проектирование освещения [Электронный ресурс]. URL: http://www.dialux-help.ru/ (дата обращения: 8.01.2021).
Евстигнеева Ю.В., Григорьева Т.Ю. Применение программного комплекса DIALux для светотехнического расчета осветительной установки общего искусственного освещения линии гальванического участка // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 2-3. С. 36-39.
Кутырин Б.А., Григорьева Т.Ю. Проведение светотехнических расчетов с помощью программного комплекса DIALux на примере территории очистных сооружений // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-5. С. 728-731.
Каталог Ардатовского светотехнического завода. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dialux-plugins. net/ASTZ#/?lang=1049 (дата обращения: 12.01.2021).