ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ

Григорьева П.И. 1, Семчук Н.Н. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из тайн современной науки является толкование, история происхождения и сущность феномена сознания. Две наиболее яркие и противоположные концепции выражаются в следующем:

сознание представляет собой первичную субстанцию, которая главенствует и управляет материальными телами;

сознание есть продукт деятельности материальных тел, и являет собой субъективное отражение действительного мира.

При рождении особи Homo sapiens младенец не способен к осознанию себя как личности, выделению, обособлению из окружающего мира. В процессе онтогенеза на основе психосоматических реакций происходит осознание своего «Я». Оно складывается из двух сегментов: объективного (результат воздействия окружающей среды) и субъективного (самоощущение, восприятие реакции своего тела). В результате их соединения формируется способность обособлять себя от окружающего мира, воспринимать как собственно «Я». И если восприятие внешнего воздействия основано на личностных ощущениях, то самоидентификация происходит в процессе рефлексии на реакцию окружающих людей, социума.

Самосознание рано или поздно неизбежно приводит каждого к необходимости оценки окружающего мира с позиции личностного статуса, а также попыток выяснить роль, значение отдельного вида в биосфере. В том числе подобный вопрос возникает и относительно себя – в чем состоит мое значение, смысл существования в системе сложных взаимосвязей и взаимозависимостей в природе?

Что представляет собой смысл для человека? Смысл – это то, что ценно для собственного “Я”; эта значимость определяется совершаемой деятельностью, также это осознается в процессе диалога с собой и другими. На протяжении многих веков одними из главных вопросов для человека оставались вопросы о жизни и смерти, любви и ненависти, добре и зле. Но самый важный из них: “Зачем я живу?” Когда мы выделяем проблему бытия человека, мы не опираемся на рассмотрение проблемы смысла жизни всего человечества так же, как и других живых существ. Тем не менее, именно следование человека за своими целями и творит историю общества. Почему индивид жаждет познать смысл бытия? Это можно назвать потребностью в рассуждении о намерениях своего существования, о предназначении возможности жить.

Данный вопрос довольно сложен. Он является традиционной проблемой философии и одним из ее вечных предметов обсуждения. Вследствие этого – не раз поднимался в областях различных наук и имеет онтологический и гносеологический аспекты. Обозначенная проблема находится в центре внимания и по сей день. Некоторые философы-соотечественники считали, что достоинство и свобода человека определяются свыше, и ему заранее предначертана строго определенная цель, которой он должен следовать на протяжении жизни. Философия не может дать ответа на отдельные вопросы, касающиеся этой проблемы. Ответы теологии также являются неубедительными.

В некоторых современных теориях социального характера смысл бытия все еще исследуется на предмет достижения потребительских стандартов и индивидуального благополучия. В истории философии, посвященной вопросу смысла жизни, сделано немало попыток решения данной проблемы. К одной из самых древних относится концепция Экклесиаста, в которой уделяется внимание незначительности и пустоте жизни. Он отрицал наличие у человека какого-то смысла в его существовании, но при этом в его записях имеются послания людям, несколько обратные его утверждениям: раз бытие неминуемо, нужно как можно лучше прожить данное нам время.

Немецкий философ А. Шопенгауэр выдвигал более пессимистичные прогнозы. Он приравнивал смысл жизни к страданиям и мукам. Согласно его теории, человек находится в нескончаемой борьбе с окружающими его природой и обществом, людьми.

Однако в истории человеческой мысли есть и ряд других предположений, более позитивных и оптимистичных. К таким идеям прежде всего относятся высказывания А. М. Горького и Л. Н. Толстого. Эту проблему анализировал также и З. Фрейд, мнение которого заключалось в следующем – причина бытия кроется в том, чтобы быть счастливым, жить в наслаждении, избегать болезней и невзгод.

Среди русских выдающихся писателей данную тему наиболее масштабно раскрыл Ф. М. Достоевский. В своих работах он предложил идею о том, что индивид должен стать личностью. Значит, ему следует осмыслить себя и свое предназначение в этом мире. Каждый за время своей жизни должен оставить след о себе в этом мире, в чьей-то жизни, как напоминание и отпечаток своей уникальности.

Из этого следует, что мыслители вкладывают абсолютно разный смысл в то, что есть определение действительности: одни его отрицают и отвергают, другие признают, но привносят в него негатив. Третьи же видят в нем что-то положительное, включая такие понятия, как счастье и любовь, радость и успех.

Немаловажно отметить, что многие философы поднимали вопрос о развитии любви к жизни, о том, что индивид должен своими руками создавать условия для обретения смысла. В данных рассуждениях обозначалось достоинство человека, благородство и великодушие его естества, способность откликаться на боль другого, трепетно относиться к себе и ближнему. При этом в истории говорится о том, что зачастую жизнь человека не имела значимости как таковой, и часто обесценивалась. Можно найти абсолютно разные, непохожие друг на друга подходы к данному вопросу. Человеку свойственно противостоять себе, желать прыгнуть выше головы, преодолеть себя и возвыситься. Потребности, мышление и воля образуют логический, но несколько замкнутый круг бытия человека. Все это можно выразить и обозначить одним словом – сознание.

Помимо этого, люди обсуждают данную проблему и на обыденном уровне. Кто-то находит смысл жизни в том, чтобы посвятить себя семье и детям. Для некоторых же смысл жизни состоит в обеспеченности и богатстве. Кто-то находит свое счастье в том, что живет. Из этого следует, что каждый преследует разные цели, но во всех этих представлениях об идеальном есть что-то общее, объединяющее каждую мысль. То, что, прежде всего, обусловлено запросами социума.

В большой мере характер рассуждения о смысле жизни находится в тесной зависимости от мировоззрения личности. В большинстве случаев ответ заключается в поисках своего «Я». Найти свое предназначение, место в обществе, увидеть свою роль в природе. Ответы на эти более простые вопросы могут привести к решению более сложной и многогранной проблемы, которая затрагивает этические, социальные, религиозные и многие другие аспекты.

Анализ проблемы с философской точки зрения предполагает по меньшей мере альтернативу. С одной стороны, смысл бытия личности легко раскрывается в любой религиозной конфессии. Это, прежде всего, служение Богу, неукоснительно выполняя его заповеди.

Суть второй позиции состоит в том, что сам субъект созидает для себя причины быть. Это значит, что мы сами подсознательно, любыми способами продвигаемся все ближе и ближе к тому, что является нашей целью. Творим человеческую сущность только мы и никто другой, все только в наших руках.

В. В. Налимов утверждает, что человек “существует лишь в той мере, в какой он погружен в мир смыслов”. Под этим подразумевается, что лишь с помощью бытия смысл, содержащийся в нашем сознании, может проявляться. Личность же здесь выступает в роли генератора этих “идей”: она открыта миру и способна преобразовывать его своими действиями. В свою очередь эти действия порождаются новыми и новыми смыслами. Они делают нас энергичными и продуктивными. Однако, если они не меняются с течением жизни, то могут воздействовать негативно: угнетать, подавлять человека. Поскольку жизнь – это движение, и все события в ней носят временный характер. Поиск смыслов приводит человека к столкновению с объективной реальностью мира глаза в глаза. Таким образом, рефлексия и смысл являются неотъемлемыми компонентами в структуре личности.

К чему же подводят данные рассуждения? Сам факт размышлений человека о своем назначении в мире говорит о его личностном становлении. Более того, поиск своего “смысла” определяет как область всего сущего в жизни индивида, так и его место в этой среде. Не стоит забывать о том, что изначально бытие человека не имеет какого-то заданного пути или предначертанного смысла, которому предстоит следовать на протяжении всей жизни. В этом и заключается вся трудность и в то же время истина, которую нужно искать не в том, что миновало или только грядет, а в настоящем. Скорее всего, только человек способен наполнить свою жизнь яркими красками, он сам – творец своей судьбы. Кто-то другой не в силах за него ручаться. Это лишь его дорога, на которую он должен ступить и пройти с течением жизни. Любая, даже на первый взгляд незначительная ситуация, задает наш путь вновь и способна колоссально его переменить. Поэтому на каждом шагу и в каждом моменте жизни необходимо понимать, для чего мы находимся здесь, и действительно ли это то, что нам нужно. Поскольку все, что мы делаем, это лишь наша ответственность. И тогда, возможно, ничто не способно отвести личность от собственного предназначения.

Сотворение внутреннего мира не завершится до тех пор, пока человек будет осуществлять в нем своею миссию – быть Человеком.

Литература

Ахмедьянова, А. Х. Смысл жизни как проблема философии / А. Х. Ахмедьянова // Наука и современность. - 2010. - № 2-3. - С. 172-176; Доступ к полному тексту после регистрации (https://elibrary.ru/item.asp?id=21041124) (30. 10.2019).

Бушуев, А. М. Философский смысл проблемы человека / А. М. Бушуев // Вестн. Московского ун.-та МВД России. - 2011. - № 10. - С. 162-167 ; Доступ к полному тексту после регистрации (https://elibrary.ru/item.asp?id=17642750) (30. 10.2019).

Валинурова, Н. Г. Современный человек: в поисках смысла / Н. Г. Валинурова, О. А. Матвейчев. - Екатеринбург, 2004. - 260с.

Ведин,И.Ф.Бытиечеловека:деятельностьисмысл/И.Ф.Ведин.

- Рига, 1987. - 211 с.

Гусейнов, А. А. О человеке и смысле его жизни / А. А. Гусейнов // Наука. Общество. Человек: к 75-летию со дня рождения академика И. Т. Фролова. - Москва, 2004. - С.219-229.

Емалетдинов, Б. М. Смысл жизни человека как проблема социальной философии и психологии / Б. М. Емалетдинов // Вестн. Башкирскогоун-та.-2008.-Т.13,№1.-С.130-134;Доступкполному тексту после регистрации (https://elibrary.ru/item.asp?id=10227802) (30. 10.2109).

Назарова, О. Н. О смысле жизни, его утрате и творении / О. Н. Назарова. - Москва, 1989. - 62с.

Подвойская, Н. Л. Становление и развитие проблемы смысла жизни в русской философии / Н. Л. Подвойская // Гуманит. исследования. - 2006. - № 1 (17). - С. 17-22 ; Доступ к полномутексту после регистрации (https://elibrary.ru/item.asp?id=11784427) (30. 10. 2019).

Смысл жизни в русской философии: конец XIX - начало XX века. - CПб. : наука, 1995. - 382с.

Фролов, И. Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека: научный,реальныйгуманизминравственно-философскиеисканияв истории русской культуры / И. Т. Фролов. - Москва, 1985. - 63с.

Просмотров работы: 141