К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Жукова Е.О. 1, Баркунова О.В. 2
1Шф ивгу курс 5
2Шф ивгу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В свете преобразований современной системы образования (введения новых ФГОС, уточнение законодательной базы и др.) проблема личностного развития учащихся младших классов приобретает безусловную значимость. Федеральные государственные образовательные стандарты поставили на первое место в качестве главных результатов образования личностные и метапредметные – универсальные учебные действия, то есть действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

С психологической точки зрения, термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2].

Личностные результаты, определяют как сформировавшуюся в образовательном процессе систему ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Личностные результаты образования являются нововведением новых федеральных государственных образовательных стандартов, определяющее основную миссию образовательного процесса — развитие личности. 

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») и устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности [3].

В период обучения в начальной школе под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования и базовые учебные умения школьника, происходит интенсивное личностное развитие. Школьники должны самостоятельно и инициативно совершать учебные действия в образовательном процессе, широко используя различные средства для решения учебных и практических задач, ориентируясь на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Именно успешное личностное развитие становится обязательным условием продуктивного освоения младшим школьником окружающей действительности и подготовки его к переходу на новый образовательный уровень.

Первую системную попытку описания личностных результатов в начальной школе предпринял коллектив под руководством академика РАО А.Г. Асмолова [1]. Авторы представили оценку личностных результатов через формирование личностных универсальных учебных действий и предлагают критерии оценивания личностных универсальных действий, описывая основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы.

Личностное развитие младшего школьника происходит в условиях смены и совершенствования нового вида ведущей деятельности, социальной ситуации развития и интенсивного формирования психических новообразований возраста.

Важнейшим фактором личностного развития младшего школьника является постоянная работа учителя по развитию положительных и социально значимых мотивов учения, непосредственно связанных с ведущим видом деятельности. Становление ценностно-смысловых установок неразрывно связано с развитием потребностей младшего школьника, который уже способен рассматривать и объяснять свои поступки, анализировать высказывания старших, с большей ответственностью и осознанно подходить к процессу саморегуляции, что является предпосылкой успешного формирования самооценки. Идеалы, являясь одним из нравственных мотивов поведения младшего школьника, бывают неустойчивы и быстро меняются под влиянием новых впечатлений. Уровень развития самосознания непосредственно связан с возникновением особого личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Поведение, деятельность и система отношений к действительности и к самому себе характеризует личность ребенка в целом. Личность младшего школьника проявляется и формируется в общении и потребность общения удовлетворяется в ведущей учебной деятельности, что и определяет взаимоотношения младших школьников.

Существует несколько путей способствующих успешному личностному развитию младшего школьника: создание условий для формирования у школьников познавательных интересов и потребностей, учебной мотивации, внутренней позиции школьника, что будет способствовать успешному формированию компонентов учебной деятельности; создание условий положительной эмоциональной обстановки в классе и дома, что позволит успешно реализовать развивающуюся у младшего школьника потребность в общении; применение принципов индивидуального и дифференцированного подходов в урочной и внеурочной деятельности, что позволит учитывать разнообразие личностных проявлений младшего школьника и создаст возможность развития мотивации успеха; создание и реализация программ работы с младшими школьниками, направленных на развитие отдельных личностных образований: самооценка, рефлексия, нравственная саморегуляция, волевые качества, высшие чувства.

Список литературы:

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя I под ред. А.Г. Асмолова. — M.: Просвещение, 2008.

Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника I под ред. Н.Ф. Виноградовой. — M.: Изд-во ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010

Просмотров работы: 36