Проблема здоровья – это проблема человека, так как человек и здоровье, два неотделимых друг от друга понятия. Здоровый человек, здоровая нация или цивилизация составляют предпосылки оптимистических перспектив существования жизни на земле. Здоровье человека – это актуальная проблема для всех времени и народов, а в настоящее время она является первостепенной. Именно здоровье человека является основным условием успешного развития и роста личности, её физического и духовного совершенствования.
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально – экономических и политических ситуациях всегда актуальна, сложна, своевременна, потому что оно обуславливает будущее нашей страны, генофонд нации, экономический и научный потенциал общества.
Состояние здоровья ребёнка зависит не только от особенностей его физического состояния, но и от условий жизни в семье, гигиенической и санитарной культуры людей, уровня развития образования и здравоохранения, экологической и социально – экономической ситуации в государстве.
Защита здоровья ребенка входит в перечень приоритетов работы образовательного учреждения.
Одной из основных проблем дошкольного учреждения - является создание условий, которые гарантировали формирование и укрепление здоровья детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задачу охрану и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, определяет одной из приоритетных задач.
В последнее время по данным исследований ряда авторов ухудшилась статистика показателей количества здоровых детей дошкольного возраста. Среди причин ухудшения здоровья детей дошкольного возраста называют: низкий уровень жизни части населения нашей страны; социальные потрясения; дефицит двигательной активности; ухудшение состояние здоровья матерей; безграмотность и незаинтересованность ряда родителей в вопросах сохранения здоровья детей; недостаточная квалификация педагогов и воспитателей в вопросах охраны здоровья и физической активности; неполноценное питание детей в некоторых семьях и др.
На состояние здоровья дошкольника оказывают значительное влияние неблагоприятные социальные и экологические условия. Отрицательная экологическая обстановка в некоторых районах проживания детей повышает их заболеваемость и, тем самым, снижает эффективность образовательного процесса.
Анализ литературы по проблеме исследования и результаты экспериментального исследования позволяет утверждать, что одной из многочисленных форм оздоровительно-профилактической работы в дошкольной образовательной организации является активное использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Деятельность работников дошкольных образовательных организаций сегодня, как никогда, направлена на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Средством решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Одним из ключевых направлений здоровьесберегающей концепции является организация процесса сохранения и формирования здоровья, включающий в себя педагогические, социальные, медицинские и ряд других аспектов.
Проблемой оздоровления детей дошкольного возраста занимались такие учёные, как Т.И.Алиева, В.Г.Алямовская, О.М.Дьяченко, Е.А.Екжанова, М.Н.Кузнецова С.М.Мартынов, Л.А.Парамонова, Е.А.Сагайдачная и др. Положения о сущности здорового образа жизни и теории формирования здоровья, отражены в трудах Н.А. Амосова, М.В. Антроповой, И.А. Аршевского, Э. Бокка, К.Н. Венцеля, Ю.П. Лисицина, М.И. Покровской, В.Л. Фармаковского, Ф.Шольца и др.
Сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм, то есть здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенком самого себя, своих возможностей и способов их развития значительное влияние оказывают образовательные учреждения, задачей которых является формирование культуры здорового образа жизни, через понимание социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.
Укрепление психического и физического здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннее развитие двигательных способностей, обеспечение умственной и физической работоспособности, все это обеспечивается правильно организованной оздоровительной и профилактической работой дошкольного образовательного учреждения.
Оздоровительно – профилактическая деятельность имеет огромное значение для охраны и укрепления здоровья, а также для физического и психического развития детей. Она помогает правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно - суставного аппарата. Кроме этого способствует развитию правильного соотношения частей тела (пропорций), регулированию роста и массы костей. Оздоровительно – профилактическая работа способствует развитию всех групп мышц (туловища, ног, рук и плечевого пояса, кисти, пальцев, стопы, шеи, глаз, внутренних органов: сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.), способствует совершенствованию деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
Основной задачей оздоровительно – профилактической деятельности с детьми дошкольного возраста считается укрепление и защита здоровья, совершенствование физического развития и улучшение функции организма, повышение уровня его защитных свойств, устойчивости к разным заболеваниям и сопротивляемости к неблагоприятным условиям внешней среды с помощью закаливающих процедур, повышение общей работоспособности дошкольников.
Оздоровительно – профилактическая деятельность имеет огромное значение для физического развития дошкольника, так как из-за этой деятельности достигается полноценное физическое развитие, а также, гармоничное телосложение, развитие адаптационных способностей и функций организма, умственная и физическая работоспособность. При организации оздоровительно – профилактической деятельности формируются условия для целесообразной двигательной активности дошкольников, это положительно влияет на формирование жизненно необходимых видов двигательных действий.
Благодаря деятельности по профилактике и оздоровлению осуществляется совершенствование физических качеств, таких как скорости, ловкости, общей выносливости, координационных способностей, силовых качеств, а также умения сохранять равновесие. Значимую роль играют мероприятия по профилактике плоскостопия и осанки, это так же положительно влияет на нормальное физическое развитие дошкольника.
Физическое развитие является объективным показателем состояния здоровья ребенка. Создание оздоровительно - профилактических мероприятий оказывает положительное влияние на укрепление и сохранение физического здоровья дошкольников, что имеет огромную значимость дальнейшей жизни человека.
Таким образом, мы можем утверждать, что значение оздоровительно – профилактической деятельности дошкольных образовательных организаций велико. Организация такой деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок прибывает практически ежедневно и где, таким образом, есть возможность обеспечить регулярность и своевременность воздействий, имеет большое значение.
В процессе анализа литературы по проблеме мы обратили внимание на специфические особенности оздоровительно – профилактической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, выражающиеся в задачах и целях, в формах и содержании организации оздоровления и профилактики различных заболеваний детей. В ходе исследования нами были определены основные задачи оздоровительно - профилактической деятельности в детском саду: воспитание интереса у детей к активной двигательной деятельности и потребности в ней; достижение полноценного физического развития, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, умственной и физической работоспособности каждого ребенка; укрепление и защита его здоровья; организация закаливания организма; развитие физических качеств, таких как общей выносливости, ловкости, скоростных и силовых качеств, координационных способностей; оказание помощи в формировании правильной осанки и предупреждение плоскостопия; формирование условий для целесообразной двигательной активности дошкольников; создание доступных знаний и представлений о пользе занятий играми и физическими упражнениями, об основных гигиенических правилах и требованиях; создание жизненно необходимых видов двигательной деятельности (бега, бросания, прыжков, ходьба, ползания и лазанья, ходьбы на лыжах, ловли и метания, езды на велосипеде, плавания, движений ног, рук, голову и туловища); создание широкого круга игровых действий.
Среди всех перечисленных выше задач, одной из наиболее значимых и важных является создание благоприятных условий для полноценного проживания дошкольника в дошкольном образовательном учреждении, формирование у ребенка основ базовой культуры личности, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, а также всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
В процессе экспериментального исследования мы активно использовали такие формы организации оздоровительно – профилактической деятельности как: режим дня, утреннюю гимнастику, организация непрерывной образовательной деятельности, закаливание, двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, лечебно – профилактические гигиенические процедуры, массаж, дыхательная гимнастика, физкультминутки, ароматерапия, подвижные игры и др.
Таким образом, анализ литературы по изучаемой проблеме и результаты проведенного экспериментального исследования позволили нам утверждать, что оздоровительно – профилактическая деятельность в дошкольной образовательной организации имеет специфические свойства, которые выражаются в целях и задачах, в содержании, в формах организации оздоровления дошкольников. Результативность оздоровительно-профилактической работы в дошкольной образовательной организации может зависеть от разнообразия и взаимодействия различных форм организации оздоровительной деятельности.
Есть основания полагать, что на эффективность организации оздоровительно-профилактической работы в дошкольной образовательной организации может влиять методичная смена двигательной деятельности с учётом индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей детей, что, в свою очередь, является предупреждением переутомления детского организма и даёт оздоровительный эффект.