ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Степанцева Е.Р. 1, Рзаева Е.И. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования каждый педагог пересматривает методику обучения, пытается найти приемы и средства, позволяющие формировать универсальные предпосылки учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Универсальные предпосылки учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Также под данным термином принято понимать навык детей в усвоении знаний, их активность в процессе обучения. К моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

А.Г. Асмолов определяет личностные предпосылки универсальных учебных действий как необходимые для обеспечения ценностно-смысловой ориентации детей навыки, а также ориентировки в социальном взаимодействии, ролях, процессе общения.

Регулятивные предпосылки универсальных учебных действий необходимы для обеспечения детьми организации своей учебной деятельности. В данную группу входят проблемы целеполагания (способности детей ставить перед собой учебные цели), планирования (умения составлять план, в котором просматриваются определенные действия по достижению цели), прогнозирования (способности предвидеть, представлять себе конечный результат действий по достижению цели)

Познавательные предпосылки универсальных учебных действий обеспечивают познавательную активность. В данную группу входит проблема самостоятельного создания способов решения задач творческого и поискового характера» [1]. В процессе формирования познавательных универсальных предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста дети учатся ставить перед собой цели, видеть перспективы своей деятельности, учатся добывать информацию, ориентироваться в непростой современной обстановке. К тому же, сегодня во взрослом мире принято работать в команде, и не просто трудиться, а трудиться творчески. И современных детей важно научить этим компетенциям [1]. Иными словами, познавательные универсальные предпосылки учебной деятельности формируются путем развития познавательной активности дошкольников. Е.И. Щербакова характеризует познавательную активность как единство теоретического мышления, практической деятельности и чувственного восприятия [2]. В основе познавательной активности лежат познавательные потребности. Л.С. Выготский [4] фокусируется на новых возникающих познавательных потребностях для каждого поколения. По мнению учёного, познавательные потребности носят конкретно исторический характер, поскольку их объекты являются явлениями общественной жизни. А.Н. Леонтьев [3], придерживается схожих взглядов, представляя социальный аспект при толковании познавательных потребностей, автор отмечает, что для социального существования человека или человека, включенного в определенную систему отношений путем усвоения социального опыта в деятельности, необходима потребность в знаниях.

Благодаря коммуникативному блоку предпосылок универсальных учебных действий повышается эффективность учебной деятельности детей в целом, оптимизируется процесс сотрудничества с педагогом и ровесниками, увеличивается способность получать, анализировать и передавать информацию, повышается готовность исполнять различные социальные роли в коллективе. Они являются наиболее эффективным ресурсом для социального развития личности ребёнка.

Игровые методы обучения – это методы, которые в игровой форме воссоздают ситуации, направленные на усвоение норм и правил поведения в обществе, способствуют формированию социального опыта, совершенствуют навыки самоуправления поведением [2]. Огромную роль игр на формирование личности отмечают: С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов и другие. Основатель российской теории воспитания П. Ф. Лесгафт утверждал, что игра является упражнением, с которого начинается подготовка ребенка к жизни.

В игровой деятельности обычно создают устойчивые формы поведения, которые проявляются в его различных формах – организованности и самостоятельности. Придавая большую роль игре в воспитании, рассматривая ее как средство воспитания, Н.К. Крупская акцентировала внимание на важности развития у детей самодеятельности. Л.М. Полтавцева, Э.Я. Степаненкова, Л.М. Коровина, ученики и последователи А.В. Кенеман, также рассматривали игру в качестве модели поведения дошкольника, в процессе которой он познает окружающую действительность и приобретает способность ее преобразовывать. Так, Л.М. Полтавцева пишет, что «игровой метод – это один из способов организации процесса овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развитием качеств, который основан на включении в образовательный процесс различных компонентов игровой деятельности» [3].

Игровые методы в процессе формирования у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности включают в себя использование дидактических игр.

Классификации дидактических игр основана на характере деятельности детей (Д.Б Эльконин):

- Предметно- манипулятивная игра (дети действуют с предметами, например, с мячом или с карточками слов),

- Сюжетно-ролевая: характеризуется определенной ролью, взятой на себя в игре, например, продавец и покупатель).

- Игра с правилами (дети выполняют задание, соблюдая правила игры, например, эстафета) [4].

Также можно привести следующую классификацию дидактических игр:

1. Игры, которые ясно и наглядно отображают качества предметов. Они расширяют диапазон восприятия непосредственного окружения с помощью органов чувств, развивают органы осязания, восприятия и представления. С их участием ребенок учится вычленять из совокупного облика предмета отдельные составные свойства - цвет, форму, величину.

2. Игры, которые способствуют умственному созреванию. Они выдвигают перед ребенком ряд вопросов, требуя ответа и решения. Впервые сталкиваясь с необычными проблемами, играющий ищет выход: из создавшейся ситуации. Вещь, служащая для игры, создает условия для проявления мыслительных усилий, постепенно закрепляет привычку сопоставлять, различать, анализировать и синтезировать классифицировать и обобщать.

3. Игры, которые расширяют знания о природе и общественной жизни. Они уточняют представления о наиболее часто встречающихся животных и растениях, временах года и изменениях, наступающих при смене сезонов, учат различать виды ремесел и профессий, знакомят с правилами уличного движения, дают сведения об исторических событиях [2].

Наше экспериментальное исследование было посвящено разработке и апробации программы по формированию предпосылок учебной деятельности у дошкольников. Исследование проходило по трем этапам: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе была проведена диагностика уровнясформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Результаты констатирующего исследования показали, что у 30% детей старшего дошкольного возраста предпосылки учебной деятельности сформирована на низком уровне. На формирующем этапе исследования была разработана и будет апробирована программа по формированию предпосылок учебной деятельности у дошкольников посредством использования игровых методов.

Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного складывания предпосылок учебной деятельности. От того, на каком уровне они будут сформированы будет зависеть в дальнейшем успешность обучения ребенка в школе. Формирование предпосылок учебной деятельности не происходит спонтанно. Для этого педагог дошкольного образовательного учреждения должен создать определенные условия.

Список литературы:

Асмолов, А.Г. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов. – М.: Академия, 2014. – 338 с.

Буланова-Топоркова, М.В. Педагогические технологии / Под общ. ред. В. С. Кукушина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. Ростов н/Д: МарТ, 2014. – 334 с.

Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. – М.: Педагогика, 2019. – 110 с.

Майданкина, И. В. Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Майданкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 23-27. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/461/ (дата обращения: 28.01.2021).

Просмотров работы: 37