Неформальные отношения в организации. Типы слухов, их роль в деловых контактах - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Неформальные отношения в организации. Типы слухов, их роль в деловых контактах

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Неформальные коммуникации — это социальные отношения и взаимодействия между двумя или несколькими людьми, а также выражение потребности человека в общении; дополнении определенной информации.

Соответственно, неформальные отношения возникают в неформальной подструктуре и ведут к обмену информацией по неформальным каналам связи. Неформальную систему общения часто называют «сарафанное радио», потому что информация там обычно распространяется через какие-то слухи, которые передаются от одного человека другому.

Вообще, социальная среда всех современных организаций считается важнейшим фактором стабильности этой организации, ее развития и успешного функционирования. Коммуникация является неким инструментом, который используют для создания наиболее подходящей и комфортной социальной среды на том или ином предприятии. К тому же, именно коммуникации считаются главным инструментом при управлении общественными отношениями. Обстоятельством, актуализирующим проблемы неформальных человеческих коммуникаций, считается именно необходимость понимания их сущности и способов управленческого влияния на них в разнообразных коммерческих структурах [1].

Стоит отметить, что все формальные коммуникационные потоки в организациях не способны обеспечивать все формы и виды общения между всеми сотрудниками. А неформальное общение, которое обычно связано с различными слухами и сплетнями, осуществляется только за пределами установленных формальных каналов. Самая главная функция неформальных коммуникаций в той или иной организации заключается в удовлетворении потребностей работников в членстве, в создании и правильном, успешном развитии социальных отношений, а также в обмене информацией, имеющей личный, зачастую неорганизованный характер.

Важно, что неформальное общение иногда может быть связано и с профессиональной деятельностью сотрудников организации. Таким образом, если официальные каналы не могут предоставить сотрудникам исчерпывающую производственную информацию, она обычно пополняется из неформальных источников. Чаще всего такое неформальное общение происходит тогда, когда руководство не предоставляет горизонтальные каналы связи. К тому же, все неформальные каналы часто используются высшим руководством для оценки адекватности официальных сообщений и отчетности или для проведения подготовки той или иной организации к принятию новых решений[3].

Одна из очень важных и существенных характеристик неформальных коммуникаций – это скорость, с которой формальные каналы не могут сравниться. Что касается слухов и сплетен, то их особенность заключается в исключительной избирательности: конфиденциальная информация редко доходит до ушей «случайных» людей.

Неформальные коммуникационные сети есть практически во всех организациях. Они помогают формальной структуре управления действовать наиболее эффективно. Часто эта форма распространения информации не подлежит какой-либо четкой и точной формализации. Но, в то же время следует учитывать, что данная система способна искажать сведения, она не имеет четкой структуры ответственности и подотчетности.

Следует иметь в виду, что в процессе решения каких-то рабочих задач все неформальные коммуникации часто воспринимаются сотрудниками как наиболее значимые, в отличие от формальных. К тому же, неформальные коммуникации отличаются своей гибкостью, а распространяются они намного быстрее с помощью различных скрытых каналов. Именно поэтому нужно управлять неформальными коммуникациями, предотвращая их распространение только в том случае, если это вредит организации[2].

Основными характеристиками неформальных коммуникаций можно назвать:

- их источником может быть кто угодно;

- их распределение хаотично и, как правило, волнообразно;

- распространение информации в таком общении происходит намного быстрее, чем по официальным каналам;

- часто этому общению доверяют больше, чем официальному общению.

Основная функция неформальных коммуникаций заключается в:

- заполнении информационных пробелов, оставленных официальным распространением информации;

- предоставлении возможности размышлять о своем опыте и страхах, связанных с тем, что происходит в организации.

Стоит заметить, что неформальные коммуникации имеют свои неоспоримые преимущества. Наиболее важным из них является быстрый полный обмен информацией, доступной людям.

Неформальные коммуникации, как и любые другие, осуществляются в различных формах – вербальной (речевой) и невербальной, осуществляется с помощью жестов, мимики, поз, взглядов, внешнего вида говорящего, выразительного представления информации (с безразличием или враждебностью)[5].

Неформальные коммуникации основаны на личных и нерегулируемых отношениях. Огромный вклад в исследование неформальных коммуникаций внесли участники школы человеческих отношений Э. Майо, Р. Ретлисбергер, В. Диксон, Д. Макгрегор, Л. Ликерт, К. Аргирис, К. Барнард. Они, во-первых, сразу обратили внимание на тот факт, что общение в организации никогда не ограничивается только какими-то официальными выражениями, сообщениями. Во-вторых, они указали на очень важную роль всей неформальной структуры человеческих отношений в формировании деловых коммуникаций, а также двустороннего характера данного общения. Барнард подчеркнул роль всех неформальных организаций в процессе передачи неформальных сообщений (слухов). Информация этого порядка, как известно, характеризуется большой аудиторией и высокой степенью распространения при относительно низкой достоверности.

Неформальные коммуникации можно классифицировать по следующим признакам:

- неформальные компоненты общественного мнения (различные слухи, сплетни, истории);

- фальсификация элементов информационного пространства (неточная информация, ложь, доносы, сплетни);

- интерпретируемые элементы неформального общения (разнообразные домыслы, догадки);

- публичные элементы (публичные обсуждения, переговоры, скандалы);

- сатирические компоненты человеческого мнения (сатира, ирония, различные афоризмы, шутки, пустые слова, «веселые оскорбления», насмешки).

Неформальные отношения не являются иерархическими, но они могут быть и горизонтальными (в большинстве), и вертикальными (например, дружба между лидером и каким-то обычным работником организации)[4].

Слухи – вид коммуникации, в процессе которой вызывающая повышенный интерес информация разной степени достоверности, с трудом поддающаяся проверке, быстро передается людьми друг другу и становится достоянием широкой аудитории.

Существует несколько принципов классификации слухов. Основные – по происхождению, эмоциональной характеристике и уровню циркуляции.

По происхождению слухи бывают:

- Спонтанными – не создаются специально, не имеют определенной цели, они лишь продукт ситуации и её интерпретации.

- Сфабрикованными – созданные специально, с определённой целью, в их основе лежит создание искусственного интереса.

По эмоциональной характеристике выделяют три вида слухов:

- Слух-желание отражает надежды, ожидания и стремления людей, в среде которых он циркулирует, чаще представляет собой попытку выдать желаемое за действительное. Так, во время Второй мировой войны в США появился слух о том, что Японии не хватит нефти для ведений длительной войны.

- Слух-пугало обычно выражает боязливое предвидение каких-либо неприятных событий, в его основе лежит страх. Такие слухи часто возникают в периоды социального напряжения или острого конфликта (стихийное бедствие, война, революционная ситуация, государственный переворот), их сюжеты варьируются от просто пессимистических до откровенно панических. Например, после поражения американских вооруженных сил в Перл-Харборе распространились слухи о полной потере США Тихоокеанского флота.

- Агрессивный слух или слух-разделитель обычно основывается на распространенных в обществе негативных предрассудках относительно других социальных групп, что влечет за собой резке негативное к ним отношение (вплоть до агрессии). Примером может служить утверждение о том, что подавляющее большинство преступлений в Москве совершается выходцами с Кавказа. Развитие этого вида слухов обычно способствует повышению социальной напряженности.

По уровню циркуляции слухи делятся на:

- Локальные, отмеченные внутри относительно небольшой социальной группы, которой может быть население деревни или городка, коллектив предприятия или учебного заведения, зрители кинотеатра или стадиона, пассажиры поезда или теплохода.

- Региональные, которые циркулируют в связи с ценностями и целями населения определённого географического региона. Отмечен факт ограничения распространения слухов региональными рамками по принципу религиозности, этнического расселения, занятия определенными промыслами, подверженности общей опасности в стихийном бедствии.

- Национальные и межнациональные. Придя в какую-то страну с «помощью» зарубежного радиоголоса, такой слух циркулирует в национальных рамках, утратив любые межнациональные черты.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что неформальные коммуникации являются неотъемлемой частью любой организации, упрощая коммуникацию между сотрудниками и тем самым повышая производительность труда. Слухи, в свою очередь, тоже являются постоянными спутниками организации и могут как улучшить отношения в коллективе, так и разрушить их.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Научный словарь-справочник по техническим и гуманитарным дисциплинам [Электронный ресурс] – URL: https://spravochnick.ru/

2. Учебные материалы для студентов [Электронный ресурс] – URL: https://studme.org/

3. Информационный портал по управлению персоналом [Электронный ресурс] – URL: https://hrhelpline.ru/

4. Менеджмент и маркетинг [Электронный ресурс] – URL: http://www.addere.ru/

5. Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс] – URL: https://www.grandars.ru/

Просмотров работы: 1409