Значение деловой коммуникации в современном обществе - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Значение деловой коммуникации в современном обществе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы коммуникации не только с каждым годом вызывают значимый интерес у людей разного возраста, разных профессий и образования, но, прежде всего, являются необходимой составляющей профессиональных компетенций специалистов во всех областях их деятельности. Современному специалисту необходимы знания в области деловых коммуникаций для умения разбираться в партнерах по коммуникации, устанавливать с ними контакты, вести деловые беседы, переговоры, владеть основами публичной речи.

Коммуникация выступала и выступает как способ формирования человеческой личности, необходимое условие нормального развития человека как члена общества, условие его духовного и физического здоровья, способом познания других людей и самого себя. Вне общения человек как личность сформироваться не может.

Проблемой коммуникации, в том числе деловых коммуникаций занимались многие ученые: Г. М. Андреева, А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина, А. П. Егидес, М. Е. Литвак, Д. Майерс, А. Маслоу, Р. И. Мокшанцев, Б. и др.

Во второй половине ХХ века коммуникация стала объектом изучения как социальных наук (социология, социальная психология, социальная философия, культурология, политология), так и специальных и прикладных наук (менеджмент, маркетинг, теория рекламы, паблик рилейшенз и др.). Однако, как отмечают специалисты в области исследования коммуникации, целостная теория социальной коммуникации не сформировалась.

Таким образом, возникает вопрос как должна называться, которая изучает коммуникацию.В англоязычной литературе она именуется communication studies.Отечественные ученые не определились окончательно с названием и предлагают различные наименования науки о коммуникации. Первоначально наука о коммуникации именовалась «Теория коммуникации». Однако многие исследователи коммуникации отмечают, что название новой становящейся науки – «Теория коммуникации» неудачно. В пример можно привести наиболее точное название для теории коммуникации, по мнению такого исследователя, как И.П.Яковлев – коммуникология, означающая в буквальном переводе учение о связях, коммуникациях. Коммуникология как научная дисциплина призвана изучать коммуникацию, ее структуру, место и роль в обществе, средства коммуникации и коммуникационные процессы.

Постепенно это название науки о коммуникациях приживается в отечественной науке и отечественном образовании. Издается Международный научный журнал «Коммуникология». В Государственном университете – Высшей школе экономики на факультете менеджмента введен учебный курс – «Коммунология». В других вузах сохраняется название «Теория коммуникации» как более устоявшееся.

Определившись с названием науки, изучающей коммуникацию, необходимо разобраться с тем, что она из себя представляет. Начнем с этимологии понятия «коммуникация», которая достаточно проста. Это слово происходит из латинского языка, в котором от понятия communis – общий, произошли такие слова как communico — делаю общим, связываю, общаюсь, и communicatio, то есть сообщение.Таким образом, главными смысловыми значениями слова «коммуникация» являются связь, сообщение и общение. Понятие коммуникации носит многозначный характер. В настоящее время нельзя привести определения понятия коммуникации, которое было бы общепризнанным. Такая ситуация объясняется тем, что в различных определениях раскрывается тот или иной аспект коммуникации.

Для того, чтобы понять сущность того или иного явления, в науке строятся модели, в которых представлены только существенные для решения поставленной задачи свойства изучаемого объекта, явления или процесса. Рассмотрим модели, которые существуют в теории коммуникации или комуникологии.

Первой моделью, в которой была представлена структура коммуникативного процесса, была модель древнегреческого философа Аристотеля, который в произведении, посвященном ораторскому искусству – «Риторике», выделил три компонента процесса коммуникации: «Оратор - Речь – Аудитория». Любой акт коммуникации предполагает наличие отправителя информации, получателя информации и процесса обмена информацией [2].

В XX веке в связи с развитием средств коммуникации, расширением и усложнением коммуникаций во всех сферах жизни общества, возникновением массовых коммуникаций, стали разрабатываться более сложные модели, воспроизводящие коммуникативный процесс:

Линейная модель коммуникации Г. Г. Лассуэла.

Шумовая модель К. Шеннона — У. Уивера.

Циркулярная модель коммуникации У. Шрамма и Ч. Осгуда.

Модель коммуникации М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури.

Линейная модель коммуникации Г. Г. Лассуэла была разработана в 1939 -1940 годах американским политологом Г. Лассуэл году на основе изучения эффективности пропаганды в средствах массовой коммуникации, усовершенствовав линейную модель коммуникации Аристотеля, добавив в нее еще два элемента – канал коммуникации и оценку ее эффективности. Результаты исследований он опубликовал в 1948 году в статье «The structure and function of communication in society»В модели Г. Лассуэла коммуникативный процесс включал уже пятьэлементов: «Для описания акта коммуникации следует ответить на следующие вопросы:Кто?Что говорит?По какому каналу?Кому?С каким эффектом?»[3].

Математик К.Е. Шеннон и инженер-электронщик У. Уивер в 1949 году опубликовали работу «Математическая теория коммуникации», в которой они обобщили опыт своих исследований проблем повышения качества телефонной связи[1].

Технические проблемы коммуникации, которые выделяют авторы, связаны с точностью передачи информации от отправителя к получателю при помощи технических средств.

Во время написания книги технически средства передачи информации носили ограниченный характер, и при их использовании неизбежно вставала проблема точности передачи информации от отправителя к получателю.

Семантические проблемы, связаны с истолкованием сообщения получателем в сопоставлении с тем значением, которое вкладывал в него отправитель. Смыслы переданного и полученного сообщения могут не совпадать. Проблема эффективности говорит о результатах изменения поведения всвязи с переданным сообщением.

Шум К. Шеннон и У. Уивер разработали математическую модель,описывающую линейную передачу сообщений: источник информации,передатчик, канал передачи, приемник, конечная цель. В модели Шеннона – Уивера введен добавочный элемент – помехи, влияющие на эффективность коммуникации[3].

Упрощенная трактовка коммуникации как одностороннего линейного процесса была преодолена в работах У. Шрамма и Ч. Осгуда. У. Шрамм разработал модель коммуникации в 1954 году. Недостаток представлений о коммуникации как линейном процессе он видел в том, что «фактически это приводит к ошибочным представлениям о том, что коммуникационный процесс где-то начинается и где-то заканчивается. В действительности он бесконечен. Каждый из нас является маленьким распределительным центром по управлению и переадресации огромного, бесконечного информационного потока…».

У. Шрамм, рассматривая процесс коммуникации, обратил внимание на необходимость существования обратной связи между коммуникаторами. В зависимости от того, как получатель информации расшифровывает иинтерпретирует сообщение, он составляет свое ответное сообщение, которое, в свою очередь, подвергается расшифровке и интерпретации[3].

Свою лепту в разработку этой модели внес и американский психолог, специалист в области психолингвистики Ч. Освуд (1916 – 1991), который также рассматривал отправителя и получателя информации равноправных партнёров, уделяя большое внимание обратной связи. Предметом исследования его исследования стали проблемы кодирования и декодирования сообщения в условиях коммуникации.

Американские специалисты в области менеджмента М.Х. Мескон, Альберт М., Хедоури Ф. считают, что основная цель коммуникационного информации, являющейся предметом обмена, то есть сообщений. Однако сам факт обмена информацией коммуникационного взаимодействия участвовавших в обмене людей.

В модели коммуникации, представленной в данной работе, выделено четыре базовых элемента:

1) отправитель (человек, генерирующий передающий информацию);

2) сообщение – информация, закодированная с помощью символов;

3) канал – средство передачи информации;

4) получатель – человек, которому предназначена информация и который

интерпретирует ее.

Деловую коммуникацию можно определитькак процесс взаимодействия

между отправителем и получателем информации, в ходе которого осуществляется создание, передача и прием информации [3, с. 57-80].

Рассмотрев методологические основы теории коммуникации, можно обратиться к понятию самого общения и проблемам, с которыми мы при нем сталкиваемся. В данной статье будет рассмотрено именно деловое общение.

Корпоративное общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Корпоративное общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.

В деловом корпоративном общении невозможно прекратить взаимоотношения с партнером (по крайней мере без потерь для обеих сторон). Значительную часть делового общения занимает служебное общение, т. е. взаимодействие людей, осуществляемое в рабочее время, в стенах организации. Однако деловое общение – понятие более широкое, чем служебное, так как включает в 9 себя взаимодействие и наемных работников, и собственников-работодателей, происходит не только в организации, но и на различных деловых приемах, семинарах, выставках и пр.

Деловое общение может осуществляться в различных стилях. Выделяют три основных стиля общения:

•ритуальный стиль, в соответствии с которым главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества.

•манипулятивный стиль, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение.

•гуманистический стиль, который направлен на совместное изменение представлений обоих партнеров, предполагает удовлетворение такой человеческой потребности, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании [2, с. 90].

Кроме того, каждому человеку присущ свой индивидуальный стиль, или модель поведения и общения, который накладывает характерный отпечаток на его действия в любых ситуациях. Индивидуальный стиль общения зависит от индивидуальных особенностей и личностных черт, жизненного опыта, отношения к людям, а также от характерного для данного общества вида общения.

Найти свой стиль в общении с людьми — важное условие успеха. Назовем факторы, влияющие на выбор стиля общения:

Во-первых, состав аудитории (различные аудитории предполагают специфические подходы к достижению наилучшего коммуникационного воздействия).

Во-вторых, содержание и характер материала выступления.

В-третьих, объективная самооценка выступающего своих личностно-деловых качеств, научной компетенции в тех проблемах, с которыми он вышел к людям [2, с. 94].

Резюмируя, хотелось бы заметить, что сложно переоценить значение деловой и профессиональной коммуникации в современном обществе. Тема коммуникации является, конечно, центральной магистралью в жизни любого человека. Особенную значимость она приобретает для делового человека. Ведь каждый день с утра до вечера мы вступаем во множество прямых и опосредованных взаимоотношений. Мы не можем жить без общения, находясь в обществе. От качества нашей коммуникации прямо зависят наш капитал, семья, карьера, признание.

Список литературы

Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 208 с.

Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник для вузов – М.: ИНФРА-М, 2004. -367 с.

Кривокора, Е.И. Деловые коммуникации: учебное пособие. – М.: ИФРА-М, 2013. – 190 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).

Просмотров работы: 1543