МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ШКОЛЕ

Фадеева А.С. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях на социальное развитие детей влияет много неблагоприятных факторов окружающей среды. К таким факторам можно отнести: 1) Взаимоотношение между людьми (сейчас люди менее отзывчивы, не помогают друг другу, не оказывают поддержки своим близким); 2) Вредные привычки взрослых (в наше время многие взрослые люди на улице курят, пьют алкоголь, это видят дети, и у них может сформироваться мнение, что это нормально, что им тоже в будущем можно так делать); 3) Поведение взрослых людей в общественных местах ( в наше время люди могут позволить себе нецензурную лексику рядом с детьми, разговоры на повышенных тонах, могут позволить себе грубить посторонним людям). Всё это влияет на социальное развитие и социальное поведение детей. Из-за этих факторов у детей наблюдается высокая тревожность, духовная пустота, цинизм, жестокость, агрессивность. Таким образом появляются дети, которые склонны к девиантному поведению. Так же факторы, влияющие на отклонения в поведение подростков следует объединить в группы: биологические, психологические и социально – психологические. Девиантное поведение - понимается как отклонение в поведение, т.е. как одиночные поступки или система поступков, которые противоречат принятым всеми в обществе правовым или нравственным нормам [4, с. 21].

Одним из основных вопросов для изучения нестандартных возрастных особенностей отклонений, стоит вопрос о мерах возрастной поведенческой нормы. Под возрастной поведенческой нормой определяется модель поведения, концепция предписаний, которых должен придерживаться человек, чтобы признали возраст, который ему соответствует. В ходе оценки возрастной нормы нужно делать анализ различных особенностей (стилей) деятельности, которых должен придерживаться человек данного возраста. Учитывается стиль, отвечающий за коммуникативные способности (толерантность и компетентность в общении). Так же рассматривают волевые характеристики, отвечающие за особенности саморегуляции поведения. Анализируют так же умственные особенности (конкретно, способность планировать, делать прогноз собственной деятельности). Рассматривают и эмоциональные особенности. Особенности психомоторики так же поддаются анализу (мимический и жестикуляционный стили). Учитывают и стиль устной и письменной речи. Возрастные особенности коммуникативного стиля указывают на феномен того, что ребенку и подростку нужно больше общения, чем взрослым и пожилым людям. Благодаря этому стоит прогнозировать то, что у ребенка будут более выраженные эмоции на психологические нападки со стороны окружающих в виде ультиматума или «бойкота». Коммуникативный стиль говорит о том, что компетентность в общении проявляется в способности четко и правильно диагностировать (распознавать) внутреннее состояние компаньона по общению, догадываться о его замыслах и намерениях. В коммуникативную компетентность Л.А Петровская включает, во-первых, порыв и умение понять точку зрения партнера, встать на его место, большее думать о его проблемах, так же в нее включается большая острота к миру его чувств и его невербальным проявлениям, так же расчет на всесторонность восприятия, оценки партнера, и, конечно, умение слушать партнера. Бойко В.В считает, что толерантность в общении — это особенность отношений индивида к обществу, которая показывает уровень переносимости ею плохих или неприемлемых, по ее мнению, психологических состояний и поступков оппонентов по взаимодействию. В толерантность общения включают, во первых, умственную толерантность, которая передаёт принятие или непринятие парадигм (образца, типа, стиля) интеллектуальной деятельности конкретного человека, то есть принципов его понимания действительности, привычных для него форм осмысления проблем, идей, принятия решений, во вторых, ценностно-ориентационную толерантность, которая вбирает в себя устойчивость к идеалам мира конкретного человека, его близким и отдаленным жизненным целям, интересам, оценкам того, что происходит вокруг. Так же в нее включают этическую толерантность, которая выражает градус принятия нравственных норм, которых придерживается оппонент по общению. Не стоит забывать и об эстетическую толерантность, которая охватывает согласие или несогласие с кругом предпочтений, вкусов и чувств, принципов восприятия человеком красивого и безобразного, высокого и низменного, комического и трагического. Сюда относится и эмоциональная толерантность, которая передаёт преобладание эмоционального многообразия реагирования в условиях общения между партнерами. И, конечно, это сенсорная (чувственная) толерантность, которая предусматривает мобильность чувственного восприятия мира на уровне зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, кожного и двигательного ощущений, и некоторые другие [2, c. 196].

Как показывает статистика МВД, удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними гражданами, составляет 4,5%. Около 75,5% правонарушений совершено против собственности. Почти 1/3 преступлений совершается с участием взрослых [5].

Таким образом можно выделить 7 методов социальной работы с детьми, склонных к девиантному поведению. Это метод реконструкции характера –который подразумевает то, что нужно в каждом ученике найти положительные качества для того, что-бы развивать и углублять их. С помощью этого метода можно добиться того, что бы ученик думал только о своих хороших качествах, и не хотел совершать пагубные действия [1, с. 85]. На втором месте метод «Взрыва» - с помощью этого метода «Взрываются» плохие взаимоотношения с обществом и отдельным коллективом, а внутренний мир индивида остаётся целым. «Взрыв» подразумевает создание такой ситуации, когда конфликт индивида с коллективом доводится до придела, при этом конкретно ставится выбор: либо стать объектом пренебрежения товарищей и уйти из коллектива, либо измениться, что-бы стать членом коллектива, которого все уважают. Метод «взрыва» трактуется также тем, что ученик обнажает истинные отношения. Своеобразной «детонацией» всех конфликтов в коллективе, лавиной чувств, в которой связаны гнев, возмущение, презрение, потрясение, и которая обрушивается на психику тяжелого подростка, выводит его из равновесия, делает беззащитным, растерянным, уязвимым, сметает самозащиту отрицательного [1, с. 88]. Метод «Переключения» - состоит в том, что сфера активности трудного подростка переносится в социально – значимую сферу. Например, если он любит дебоширить на переменах – нужно поставить его «дежурным», что бы он следил за всеми, делал замечания тем, кто плохо себя ведет, что бы он чувствовал себя значимым в обществе [1, с. 92]. Следующий метод «самосовершенствование» – метод, с помощью которого трудный ребенок сам может изменить себя. Учитель должен объяснить ребенку, что он может найти свои плохие качества, после этого сам себе давать задания, которые помогут не нарушать правила социального поведения. Например, ребенок даёт себе задание «Сегодня я не должен никого обзывать». И весь день он и его коллектив должны следить за выполнением этого задания. Если задание выполнено – нужно поощрить его хорошими словами [1, с. 95]. Метод социальной терапии - это метод воздействия на психологию личности, который основан на использовании социального принятия, признания, социального одобрения и хорошей оценки ребенка, социальным окружением, которое для него значимо – как взрослыми, так и его сверстниками. Метод социальной терапии гарантирует, во-первых, удовлетворение потребности индивида в социальном признании и, во-вторых, формирование адекватных форм социального общения у детей с низким уровнем коммуникативной компетентности [1, с. 98]. Существует метод «переучивания» - он заключается в истреблении негативных привычек, изменении неадекватных потребностей и, отучение от плохих действий у подростков. Он происходит в единстве и взаимосвязи с переубеждением. Метод переучивания заключается в двух частях – отучения в начале и приучения после. Используя данный метод, нужно помнить, – что исправление личности всегда происходит при альтернативе или компенсации устраняемого отрицательного –положительным, т. е. вместо плохих привычек складываются хорошие, взамен отрицательных действий – рациональные, нравственные. Первая часть метода переучивания – отучение, происходит с помощью приемов запрета и контроля, проверки выполнения назначений. Отучение должно завершаться приучением [1, с. 100]. Метод «Переубеждения» - происходит как самостоятельный метод перевоспитания и одновременно с ним, как условие действенности других методов. Ему придается особое значение. Переубеждение одновременно направлено на трансформацию сознания, жизненного опыта и нравственных чувств. У индивида, в результате влияния на ее сознание, рождаются чувства неудовлетворенности, отвращения к плохому в себе. Давая толчок нравственным чувствам, педагог помогает личности понять причины эмоциональной неудовлетворенности и изменить образ жизни. Чувства радости от нравственных поступков и недовольства от безнравственных помогают формированию социально ценного жизненного опыта. Но подросткам, как и взрослым, тяжело отказаться от сложившихся убеждений, поэтому в процессе переубеждения будут срывы и ошибки в поведении, деятельности и общении. Изменение неправильных убеждений требует длительных усилий педагогов. Общим фактором ее эффективности является создание в зоне ближайшего социального окружения такой атмосферы, чтобы тяжелый подросток почувствовал угрызения совести, расстройство от своего поведения. Метод переубеждения продуктивен в том случае, если он исходит от человека, который является авторитетом для подростка. Такому педагогу проще разрушить неправильные взгляды и убеждения воспитанника. В начале необходимо расшатать неправильные убеждения, а затем окончательно их перестроить [3, с. 103].

С помощью этих методов можно исправить подростка, поведение которого склонно к девиантному. Используя эти методы, вы сможете передать ему истинные ценности, если на личном общении произойдет контакт, и тогда никакие внешние ценности – ТВ, видео, группы подростков – ничто не будет работать, все окажется малозначимым перед этим действием, перед этой глубинной потребностью все остальные потребности подростка окажутся поверхностными [3, с. 58].

Литература:

Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка. - М., 2010. – С.85-100

Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. — М., МЕДпресс, 2000. – С.196

Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М., 2012. – С.58,103.

Никитина В.А Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты. – М., 1998. – С.21-25

Электронные ресурсы

Статистика по подросткам с девиантным поведением [электронный ресурс]// https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics (дата обращения 11.01.2021)

Просмотров работы: 754