Физическая подготовка органично связана с последующей практической трудовой деятельностью будущего специалиста в любой отрасли.
На сегодняшний день следует отметить, что значение физической подготовки студентов (в том числе специальностей, связанных с умственным трудом) вуза как эффективного средства оптимизации трудовой деятельности стабильно растет. Физическая культура и спорт в вузах представляет собой обязательную подготовку будущих специалистов для всех направлений. Физическая культура – это одно из основных средств создания всесторонне развитых личностей, оптимизации физического и психологического состояния студентов в процессе их профессионально-прикладной физической подготовки.
В современном мире, физическую культуру можно охарактеризовать, как одну из важных составляющих в жизни людей.
По мнению автора Чумаковой Р.С.: «Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное применение средств физической культуры и спорта для подготовки людей в конкретной профессиональной квалифицированной деятельности»[1].
Как известно, физическая культура и спорт носит достаточно многофункциональный характер, исходя из этого, ее можно отнести именно к тем областям общественно полезной деятельности, в которых происходит формирование и проявление социальной активности, а также творчество учащейся молодёжи. При помощи физической культуры становится возможным представить в специфических формах и направлениях некоторые аспекты сущности человека, такие как, например, проявление характера, воли, решительности.
Так, профессионально-прикладная физическая подготовка выступает как один из важных факторов, которые оказывают содействие в формировании активного начала личности.
Роль системы образования, как основного социального института, состоит в том, чтобы обеспечить процесс интеграции индивидов в общество. Наряду с этим, система образования имеет основное значение для сокращения культурного разрыва между различными социальными слоями общества.
Физической подготовке в системе высшего образования отведено особое место, ведь оказывая влияние на биологическую природу человека, именно физическая культура во многом помогает способствовать формированию еще и его духовной сферы. Следовательно, как и любой другой вид культуры, физической культуре отведена достаточно существенная роль в развитии личности. Стоит отметить, что три основных компонента структуры личности, такие как: функциональные механизмы психики, опыт личности и свойства личности, способны очень успешно развиваться в процессе освоения человеком физической культуры.
Цель занятий физической подготовки – это передача будущим специалистам, необходимых им прикладных познаний и умений, позволяющих сознательно и методически верно пользоваться всеми средства физической культуры и спорта для подготовки специалистов и реализации готовности к сбережению собственного здоровья. Для этого необходимо реализовать у студентов готовность:
К ускорению профессиональной подготовки специалистов.
К результату производительного труда в выбранной профессии.
К предотвращению профессиональных болезней и травматизма.
По своей значимости ППФП необходимо ставить на первое место в педагогическом процессе, так как оно в первую очередь выступает как основа для развития и дальнейшего формирования личности, основным средством воспитания, в котором пропорционально сочетаются физическое совершенство, духовно-нравственное богатство и моральную чистоту. Также стоит отметить, что именно, от уровня формирования общей и физической подготовки напрямую зависит как личное здоровье каждого человека, так и благополучие всего общества, здоровье всей нации. Исходя из этого, очень важно суметь обратить внимание студентов на физическую культуру, как на источник здоровья.
Приоритетными для деятельности студентов в сфере физического воспитания являются доминирующие образовательные аспекты:
1. Образование — процесс взаимосвязи воспитания и обучения.
2. Воспитание — процесс формирования мотивации, собственного опыта.
3. Обучение — передача опыта опосредованно через науку и искусство.
Любая, выбранная студентом профессия должна предполагать наличие у будущих специалистов физических и психических умений и навыков, которые чаще всего должны быть применимы в комплексе. Таким образом, появляется потребность в профилировании в физическом воспитании студентов при подготовке их к трудовой деятельности, которая выражает в себе сочетание общей физической подготовки с профессионально-прикладной физической подготовкой.
Физическое воспитание также напрямую связано с эстетическим. Их взаимосвязь заключается в том, что, если смотреть с одной стороны то физическая культура помогает расширить сферу эстетического воздействия на личность, а с другой — эстетическое воспитание повышает эффективность физического за счет внесения в него положительного эмоционального аспекта и дополнительных привлекательных стимулов — желание быть здоровым, стройным, подтянутым, сильным и т.д. При помощи занятий физической культурой и спортом достаточно четко происходит формирование такого понимания как красоты и изящества движений, происходит развитие эстетических вкусов, представлений, а это в свою очередь воздействует на положительные эмоции, жизнерадостность и делает студентов наиболее оптимистичными.
Также физическое воспитание напрямую связано с гражданским и патриотическим воспитанием. Патриотизм проявляется в том, что спортсмены, которые стремятся с волей к победе, руководствуются не только личными и материальными интересами, но и желанием прославить свой вуз, город, страну
У студентов при поддержке ППФП складывается функциональная штатная позиция, которая в свою очередь подразумевает намеренное отношение к общественному долгу, ответственность, мужество. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что формирование морально-волевых качеств, нравственных убеждений и идеалов в процессе физического воспитания происходит без дополнительных усилий со стороны педагогов и других субъектов воспитательного процесса. В процессе тренировочной и соревновательной деятельности проходят проверку на прочность, а также формируются моральные качества студентов, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.
Именно поэтому, на сегодняшний день возникает все больше видов спортивной активности, которые общедоступны, эмоциональны, в которых внимание падает не только на двигательную подготовку, но и на развитие личностных качеств, где значительное место отводится эстетичным формам воспитания, пластике, выразительности движений, танцевальным элементам и упражнениям, танцам с разнообразным ритмическим рисунком.
В том числе в процессе физического воспитания, организованному в вузе, у студентов формируется (рис 1):
Рисунок 1. Сектора, формирующиеся у студентов в процессе физического воспитания
Примечание:
Сектор 1. Активизируются процессы разностороннего развития личности
Сектор 2. Происходит формирование четких целевых установок, которые направлены на выработку личной физической культуры
Сектор 3. Постоянно поддерживается физическая и умственная работоспособность
Сектор 4. Активно формируются личностные качества студентов, к которым относится: ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, настойчивость, сила воли и т.д.
Сектор 5. Рациональная организация досуговой деятельности, где занятия физической культурой и спортом выступают как меры профилактики девиантного поведения среди студенческой молодежи
Сектор 6. Физическое воспитание обеспечивает гармоничное и всестороннее развитие студентов
При определении общей направленности содержание профессионально-прикладной физической подготовки будущих студентов в различных сферах первое, что нужно уметь учитывать – это требования и условия труда к данной профессии, такие как навыки методики закаливания, профилактики профессиональных болезней и травм, с помощью средств физической культуры. А также необходимо учитывать формирование общей стойкости и способности к выполнению работ на свежем воздухе в течение года [2].
Для каждой профессии существует своя специфика и свои требованиями психофизической подготовки специалистов.
Для умственных работ (менеджер, инженер, юрист, экономист), характеризующихся небольшой или малой подвижностью и продолжительным пребыванием в вынужденном статическом положении, необходимо развитие выносливости мышц туловища, спины, испытывающих большое напряжения во время малоподвижной работы.
Многие специальности относятся к интеллектуальному труду, так как их производительная деятельность позволяет полностью или частично исключить компонент физического труда. Труд у таких специалистов содержит собственную специфику, которая связана с цифрами, разными подсчетами, с воспроизведением и срочной переработкой большого количества информации, документов и ответственностью, лежащей на работнике. Будущая деятельность обучающихся предъявляет высокие требования к объёму, распределению, устойчивости внимания, важно наличие координации движений, а также тонкой координации пальцев рук.
В отличие от физического, при умственном труде основная нагрузка ложиться на центральную нервную систему. Постоянные нагрузки у представителей таких профессий достаточно часто приводят к появлению болей в мышцах шеи, рук, сухожилиях кисти и пальцев. Зачастую боли становятся хроническим и даже заставляют человека заменить профессию. В таких случаях надежным профилактическим средством будет, является самомассаж, специальная физическая подготовка, которые поспособствуют развитию выносливости, гибкости и подвижности пальцев, увеличивает работоспособность человека.
Студентам как будущим специалистам необходима общая выносливость, устойчивость к гиподинамике, высокая координация и точность движений. Поэтому специалистам данных профессии важно развивать следующие физические качества: выносливость мышц рук, ног, спины; чёткая координация движений; умение распределять внимание; стабильность нервных процессов и эмоциональная устойчивость; самообладание.
Главная задача физической культуры и спорта в вузе – это формирование и подготовка личности к будущей профессиональной деятельности.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в процессе физической подготовки целесообразно учитывать особенности профессии. Необходимо в подготовке студентов - будущих специалистов в процессе профессионально-прикладной физической подготовке принять системный подход к использованию всех средств, методов и форм, при помощи которых уровень развития профессионально значимых качеств обучающихся к моменту окончания высшего учебного заведения будет максимально приближен или доведён до необходимых параметров.
В связи с этим возникает необходимость такого построения учебного процесса по физической культуре и спорту студентов, который позволит обеспечить оптимизацию функциональной, физической и психофункциональной подготовленности, состояния здоровья, как важнейших составляющих профессиональной готовности будущих специалистов.
В заключении, необходимо подчеркнуть всю важность и сущность развития профессиональной прикладной физической подготовки для деятельности студентов разных профессий, как будущих опытных специалистов в своей отрасли.
Физическая культура выступает один из основных факторов развития трудолюбия, при помощи нее происходит формирование очень важной привычки — работать с полной отдачей, развивая при этом созидательные силы и способности человека.
Список использованной литературы
Книги, монографии, учебники
Чумакова Р.С. Профессионально - прикладная подготовка студентов.- Киров: Изд-во АСА, 2003.
Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка; – М.: Высшая школа – Москва, 2010.
Гришина Ю. И. Общая физическая подготовка; Феникс – Москва, 2010
Оплавин С.М., Чихачев Ю.Т. Физическая культура в жизни человека. Л.: Ленинград. орг. о-во «Знание» РСФСР, 1986.
"Физическая культура"/Ю.И. Евсеев, 444 стр. 2010 г.
Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М., Высшая школа, 1985.
References
Books, monographs, textbooks
Chumakova R.S. Professionally - applied training of students. - Kirov: Publishing house of ASA, 2003.
Kabachkov V.A., Polievsky S.A. Applied physical training; - M .: Higher school - Moscow, 2010.
Grishina Yu. I. General physical training; Phoenix - Moscow, 2010
Oplavin S.M., Chikhachev Yu.T. Physical culture in human life. L .: Leningrad. org. about-in "Knowledge" of the RSFSR, 1986.
"Physical culture" / Yu.I. Evseev, 444 p. 2010
Raevsky RT Professionally-applied physical training of students of technical universities. M., High School, 1985.