Суицид – это крик о помощи, вызванный желанием ребенка или подростка привлечь к себе внимание и вызвать сочувствие у окружающих.
Нередко ребенок представляет смерть, как временное состояние, он не осмысливает, что может больше не увидеть этот мир. Своим поступком чаще всего он лишь хочет наладить свои отношения с близкими и друзьями, вызвать у них сострадание, привлечь к себе внимание окружающих.
Окружающие должны быть очень внимательны с детьми и подростками. Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.
Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.
Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:
- переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
- действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
- переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
- чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
- боязнь позора, насмешек или унижения;
- страх наказания, нежелание извиниться;
- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
- чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;
- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
- сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки
Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:
- прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
- косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
- много шутит на тему самоубийства;
- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки
Подросток может:
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
- в еде - есть слишком мало или слишком много;
- во сне - спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде - стать неряшливым;
- в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;
- замкнуться от семьи и друзей;
- быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;
-ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
Ситуационные признаки
Ребенок может решиться на самоубийство, если:
- социально изолирован, чувствует себя отверженным;
- живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема);
- ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
- предпринимал раньше попытки самоубийства;
- имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
- перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
- слишком критически относится к себе.
Склонность к суициду обусловлена психологическими и эмоциональными особенностями подростка, но чаще всего это страхи. Страх за наказание, за неуспешность в учебе, неразделенная любовь, конфликт в семье, одиночество, ощущение недостатка внимания и любви к себе со стороны родных и окружающих. Корни суицидального поведения детей и подростков берут начало с детства. В семьях, где часто происходят конфликты между родителями, родителями и ребенком, отсутствие понимания в семье, факты жестокого обращения и насилия, ребенок чувствует себя брошенным. За происходящие конфликты в семье ребенок чаще берет вину на себя, считая себя эпицентром всех невзгод.
Существуют три стадии приближения ребенка или подростка к осуществлению суицидальных намерений:
На первой стадии им кажется, что этот шаг, один из возможных решений данной проблемы;
На второй стадии подросток продумывает возможные пути совершения суицида;
На третьей стадии, когда решение о самоубийстве уже принято, ребенок продумывает план, пишет письмо или записку, прощается с близкими ему людьми.
Основными факторами защиты от суицидального поведения являются:
-гармоничные отношения между членами семьи;
-поддержка со стороны семьи;
- уверенность в себе, в своих силах, убежденность в способности достижения жизненных целей;
- умение общаться со сверстниками и взрослыми;
- умение обращаться за помощью при возникновении трудностей;
-умение обращаться за помощью к взрослым при необходимости принятия важных решений;
- открытость мнению и опыту других людей;
-открытость ко всему новому, новых знаний;
- социальная интеграция;
- религиозные, культурные и этнические ценности;
- Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким;
- выраженное чувство долга, обязательность;
-концентрация (центр явление) внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического страдания или ущерба;
-зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружающих;
-представления о позорности, греховности суицида;
- представление о неиспользованных жизненных возможностях;
- наличие творческих планов, тенденций, замыслов;
- наличие эстетических критериев в мышлении (нежелание выглядеть некрасивым даже после смерти).
Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
Из перечисленного выше можно сделать вывод: ни социальные, ни асоциальные условия, сопутствующие суициду, не могут выступить в качестве основополагающих причин этого явления общественной жизни. Необходим анализ внутренних причин суицида, который реально возможен только в планера скрытия специфики «умного суицида», оставляя право человека на тайну в случае совершения самоубийства в состоянии аффекта. Современные ученые, занимающиеся проблемой суицида, уверены, что не существует какой-то структуры личности или какой-то специфической психодинамики, связанной с суицидальным актом.
Список литературы:
Амбрумова А.Г. Психология самоубийства / А.Г. Амбрумова // Социальная и клиническая психиатрия. – Москва, 2015.
Гилинский Я.И. Социодинамика самоубийств / Я.И. Гилинский, Л. Г.Смоленский // СОЦИС. – 2016. – №5.
Ефремов В.С. Основы суицидологии / В.С. Ефремов. – Санкт-Петербург: Диалект, 2017.
Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция М.В. Зотов – Санкт-Петербург, 2016.
Кудрявцев, В. Н. Социальные отклонения / В.Н. Кудрявцев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва, 2019.
Погодин И. А. Суицидальное поведение; психологические аспекты: учебное пособие. – Москва, 2018.