Суицидальное поведение подростков и их причины - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Суицидальное поведение подростков и их причины

Соланова В.С. 1
1Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Суицид – это крик о помощи, вызванный желанием ребенка или подростка привлечь к себе внимание и вызвать сочувствие у окружающих.

Нередко ребенок представляет смерть, как временное состояние, он не осмысливает, что может больше не увидеть этот мир. Своим поступком чаще всего он лишь хочет наладить свои отношения с близкими и друзьями, вызвать у них сострадание, привлечь к себе внимание окружающих.

Окружающие должны быть очень внимательны с детьми и подростками. Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:

- переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;

- действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;

- переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

- чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

- боязнь позора, насмешек или унижения;

- страх наказания, нежелание извиниться;

- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

- чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;

- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

- сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки

Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:

- прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;

- косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;

- много шутит на тему самоубийства;

- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки

Подросток может:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

- в еде - есть слишком мало или слишком много;

- во сне - спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде - стать неряшливым;

- в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;

- замкнуться от семьи и друзей;

- быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;

-ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

Ситуационные признаки

Ребенок может решиться на самоубийство, если:

- социально изолирован, чувствует себя отверженным;

- живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема);

- ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;

- предпринимал раньше попытки самоубийства;

- имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

- перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

- слишком критически относится к себе.

Склонность к суициду обусловлена психологическими и эмоциональными особенностями подростка, но чаще всего это страхи. Страх за наказание, за неуспешность в учебе, неразделенная любовь, конфликт в семье, одиночество, ощущение недостатка внимания и любви к себе со стороны родных и окружающих. Корни суицидального поведения детей и подростков берут начало с детства. В семьях, где часто происходят конфликты между родителями, родителями и ребенком, отсутствие понимания в семье, факты жестокого обращения и насилия, ребенок чувствует себя брошенным. За происходящие конфликты в семье ребенок чаще берет вину на себя, считая себя эпицентром всех невзгод.

Существуют три стадии приближения ребенка или подростка к осуществлению суицидальных намерений:

На первой стадии им кажется, что этот шаг, один из возможных решений данной проблемы;

На второй стадии подросток продумывает возможные пути совершения суицида;

На третьей стадии, когда решение о самоубийстве уже принято, ребенок продумывает план, пишет письмо или записку, прощается с близкими ему людьми.

Основными факторами защиты от суицидального поведения являются:

-гармоничные отношения между членами семьи;

-поддержка со стороны семьи;

- уверенность в себе, в своих силах, убежденность в способности достижения жизненных целей;

- умение общаться со сверстниками и взрослыми;

- умение обращаться за помощью при возникновении трудностей;

-умение обращаться за помощью к взрослым при необходимости принятия важных решений;

- открытость мнению и опыту других людей;

-открытость ко всему новому, новых знаний;

- социальная интеграция;

- религиозные, культурные и этнические ценности;

- Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким;

- выраженное чувство долга, обязательность;

-концентрация (центр явление) внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического страдания или ущерба;

-зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружающих;

-представления о позорности, греховности суицида;

- представление о неиспользованных жизненных возможностях;

- наличие творческих планов, тенденций, замыслов;

- наличие эстетических критериев в мышлении (нежелание выглядеть некрасивым даже после смерти).

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

Из перечисленного выше можно сделать вывод: ни социальные, ни асоциальные условия, сопутствующие суициду, не могут выступить в качестве основополагающих причин этого явления общественной жизни. Необходим анализ внутренних причин суицида, который реально возможен только в планера скрытия специфики «умного суицида», оставляя право человека на тайну в случае совершения самоубийства в состоянии аффекта. Современные ученые, занимающиеся проблемой суицида, уверены, что не существует какой-то структуры личности или какой-то специфической психодинамики, связанной с суицидальным актом.

Список литературы:

Амбрумова А.Г. Психология самоубийства / А.Г. Амбрумова // Социальная и клиническая психиатрия. – Москва, 2015.

Гилинский Я.И. Социодинамика самоубийств / Я.И. Гилинский, Л. Г.Смоленский // СОЦИС. – 2016. – №5.

Ефремов В.С. Основы суицидологии / В.С. Ефремов. – Санкт-Петербург: Диалект, 2017.

Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция М.В. Зотов – Санкт-Петербург, 2016.

Кудрявцев, В. Н. Социальные отклонения / В.Н. Кудрявцев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва, 2019.

Погодин И. А. Суицидальное поведение; психологические аспекты: учебное пособие. – Москва, 2018.

Просмотров работы: 4