СПОСОБЫ АРГУМЕНТАЦИИ В ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ УБЕЖДЕНИЯ В СПОРЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СПОСОБЫ АРГУМЕНТАЦИИ В ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ УБЕЖДЕНИЯ В СПОРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Деловое общение включает ряд коммуникативных задач, касающихся взаимоотношений партнеров, их взаимодействия: умение должным образом передать информацию, довести ее до партнера; способность слушать и понимать партнера по общению, но также и защищать свою точку зрения, отстаивать собственные интересы. Важно создать благоприятную атмосферу коммуникации, способствующую решению общих проблем; правильно реагировать в атмосфере разгорающегося конфликта; знать, как построить выступление, вести переговоры; владеть навыками устной и письменной аргументации и т. п. Это умения, владеть которыми важно всем, кому приходится взаимодействовать с людьми, а такая работа является элементом каждой профессии [1] .

Зачастую, людям, профессия которых связана с применением навыков деловых коммуникаций, да и в личной жизни человека необходимо уметь правильно убедить своих оппонентов в своей истинности. Для этого необходимо не только знать способы и методы аргументации в деловом общении, но и правильно употреблять их при коммуникации.

Аргументация — это логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции одного человека с целью последующего ее понимания и принятия другим человеком. Аргументирование — наиболее трудная фаза деловой беседы. Оно требует профессиональных знаний и общей эрудиции, концентрации внимания, выдержки, решительности и корректности. При этом мы во многом зависим от собеседника. Ведь именно ему в конце концов решать, принимает он наши аргументы или нет. В структуру аргументации входят: тезис, аргументы и демонстрация. Тезис — это формулировка определенной позиции. Аргументы — это доводы, положения, доказательства, которые приводит собеседник, чтобы обосновать свою точку зрения. Аргументы отвечают на вопрос, почему мы должны верить во что-то или делать что-то. С помощью аргументов можно полностью или частично изменить позицию и мнение своего собеседника [2].

Существуют определённые правила при ведении делового разговора:

- Если вести разговор только предоставляя свои аргументы, то это не приведет к желаемому результату.

- Во - первых, при общении оперируем простыми, ясными, точными и убедительными терминами;

- Говорим всегда правду и ничего кроме правды: не уверены в информации — не используем ее;

- Темп и способы аргументирования следует выбирать с учетом особенностей характера и привычек собеседника;

- Следует избегать просторечия и формулировок, затрудняющих восприятие;

- Приводя негативную информацию, называйте источник [2].

Если вы хорошо знакомы со своим предметом, то у вас, скорее всего, уже есть в распоряжении какие-то аргументы. Однако в большинстве случаев, если вы собираетесь убедить своих партнеров, вам будет полезно заблаговременно запастись убедительными доводами. Для этого можно, например, составить их список, взвесить и выбрать самые сильные. Существует несколько критериев оценки аргументов:

- Хорошие аргументы основаны на фактах. Исключите доводы, которые вы не можете подкрепить фактическими данными.

- Аргументы имеют самое прямое отношение к делу.

- Аргументы должны быть актуальны для оппонентов, поэтому необходимо заранее выяснить, насколько они могут быть интересны и своевременны.

Всегда необходимо помнить о том, что правильный способ доказать свое мнение, означает не стремление привести оппонента в замешательство и не демонстрацию ему его некомпетентности в каком-либо вопросе, а решение важного делового вопроса.

Выступая против мнения оппонента важно:

- знать, когда нужно, а когда не нужно отстаивать свою точку зрения;

- знать, какие вопросы можно обсуждать, а какие – нет;

- знать, как возражать, не вызывая раздражения, как доказывать свое мнение и не быть неприятным при этом для оппонента [2].

Если вы считаете, что необходимо возразить своему собеседнику, постарайтесь сделать это тактично, избегая при этом конфронтации и враждебной реакции. Характер противоречий в споре нередко зависит от обсуждаемого вопроса, эмоционального фона при его обсуждении, психологической межличностной совместимости двух спорящих и от опыта профессиональных отношений. Если спор проигран, следует принять это как факт, не теряя своего «Я». Демонстрация неудовлетворенности результатами обсуждения может привести к разрыву отношений и отчужденности со стороны оппонента. Если спор выигран, не следует ликовать по этому поводу. Лучше высказать признательность за понимание и принятие вашей позиции [2].

Хороший вопрос, умный вопрос - это такой вопрос, задавая который вы с самого начала знаете, какой прозвучит ответ или какое направление примут рассуждения собеседника. После такого вопроса разговор пойдет в нужном ключе, и вы получите желаемую информацию [3].

Особого внимания заслуживают многочисленные психологические уловки в споре, основанные на знании свойств души человека и его слабостей. Существует множество разновидностей и оттенков манеры спорить, большое количество промежуточных вариантов. Одни, например, держатся достойно, уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы оппонента, основательно аргументируют свою позицию. Во время такого спора обе стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться во всех проблемах. Другие наоборот, вступив в спор, чувствуют себя как на войне. Именно поэтому они считают вполне оправданным применение различного рода уловок, в том числе и непозволительных. Главное – разбить противника, поставить его в невыгодное положение. Значит, нужно быть настороже, в постоянной боевой готовности. И, наконец, существуют спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они могут в грубой форме оборвать оппонента, унизить его оскорбительными выпадами, говорят в пренебрежительном или презрительном тоне, насмешливо переглядываются со слушателями. Эффективным средством в споре считается применение юмора, иронии и сарказма. Они являются обязательными психологическими элементами публичного спора. Эти средства усиливают полемический тон речи, ее эмоциональное воздействие на слушателей, помогают разрядить напряженную обстановку, создают определенный настрой при обсуждении острых вопросов, помогают полемистам добиться успеха в споре [4].

Прием «доведение до нелепости», «сведение к абсурду». Суть такого приема — показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности [7].

Прием «возвратного удара», или так называемый прием бумеранга, который заключается в том, что тезис или аргумент обращаются против тех, кто их высказал, при этом сила удара во много раз увеличивается. Разновидностью «возвратного удара» считается прием «подхвата реплики» [7].

Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный (слабыми аргументами вообще не пользуйтесь, они приносят вред, а не пользу) [7].

Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он наверняка без затруднения ответит вам «да» [7].

Не загоняйте себя в угол, не понижайте свой статус проявлением признаков неуверенности, излишних извинений. Не принижайте статус собеседника, ибо любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику вызывает негативную реакцию. Желая переубедить, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с оппонентом. Избегайте слов, действий, могущих привести к конфликту [7].

Таким образом, спор является одним из основных видов  речевой коммуникации. С его помощью достигается более глубокое понимание того предмета, по поводу которого происходит общение, более четко обозначаются позиции людей, которые участвуют в данном коммуникативном процессе. Кроме того, спор является эффективным средством выработки оптимального решения тех или иных вопросов. Также спор вносит разнообразие в общение людей, украшает речевые коммуникации, делая их живыми и запоминающимися.

Каждому человеку необходимо знать приемы психологического воздействия в споре, чтобы уметь вести себя в разных ситуациях, эффективно реагировать на разные вопросы и уловки. На конкретных примерах мы рассмотрели, какие приемы используются на практике. Тем не менее, следует подчеркнуть: не существует правил на все случаи жизни. Жизнь преподносит огромное количество разнообразных ситуаций, выход из которых следует искать самостоятельно. Каждый должен приобрести свой индивидуальный опыт, учитывая опыт других людей. Однако рассмотренные приемы могут помочь в искусстве ведения спора.

Психологи считают, что, для того чтобы приобрести свой опыт практического общения в споре, можно выполнять специальные упражнения, тренинги. После каждого такого упражнения следует подвести итоги, сделать продуманный отчет самому себе. В этом заключается основное правило, которое обязательно приведет к успеху, к прогрессу в обучении. Поэтому постоянное упражнение – это секрет успеха.

Список использованных источников и литературы:

1. https://studref.com/313449/politologiya/argumentatsiya_delovom_obschenii Аргументация в деловом общении.

2. https://studref.com/484771/psihologiya/argumentatsiya Аргументация.

3. Вьюнков А.Г. Убеждение [Электронный ресурс] / А. Г. Вьюнков. М., 2009. - Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=40215. (Дата обращения 09.06.2014).

4. https://helpiks.org/6-1414.htmlПсихологические приемы убеждения в споре.

5. Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова / Карстен Бредемайер ; Пер. с нем. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 224с. — (Серия «Нестандартный подход»).

6. https://infopedia.su/17xd166.html Полемические приемы в публичных дискуссиях.

Просмотров работы: 1614