К одному из направлений действий социальной работы относится полное обеспечение людей со своими специфическими особенностями равными возможностями для полноценной жизни в обществе. Но, к сожалению, в России существует тенденция на увеличение людей с различными особенностями: растёт число пожилых людей, людей с ограниченными возможностями, беженцев, безработных.
Развитие социальной работы не стоит на месте, с каждым годом она модернизируется, развивается, появляются новые методы, способы и средства реабилитации таких людей.
Термин «реабилитация» происходит от приставки re (восстановление, повтор) и корня habilis (способность, удобство, приспособленный). Впервые определение понятия «реабилитация» дано Францом Йозефом Риттером фон Бусом в 1903 г. Буквально термин «rehabilitation» обозначает «восстановление прав, способностей, доброго имени» [1].
По мнению профессора Г.Н.Пономаренко реабилитация – это «система медицинских, социальных и профессиональных мероприятий для достижения полного восстановления функций инвалида, нарушенных вследствие заболевания или травмы, либо оптимальное использование физического, психического и социального потенциала инвалида, его наиболее адекватная интеграция в общество [2]. Автор даёт обобщённую характеристику реабилитации, относящейся к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Этот термин широко используется в медицине и психологии. Многие исследователи по-разному трактуют определение понятия и вкладывают в него свой смысл. С появлением в России социальной работы как профессии появилось и понятие «социальная реабилитация». Содержание этого понятия находится в процессе развития, что позволяет заниматься его исследованием, выделять всевозможные характеристики и использовать в различных интерпретациях.
Понятие «социальная реабилитация» в 26 статье федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 № 182-ФЗ определяется так: «совокупность мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе потребляющими наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях» [7]. Такую трактовку имеет термин социальная реабилитация в РФ на государственном уровне в законодательном документе.
Специалист в области социальной философии, социологии и социальной работы в России Павленок Пётр Денисович социальной реабилитации даёт другое определение: «восстановление основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъектов основных сфер жизни общества [5]. Павленок П.Д. определяет социальную реабилитацию как выражение гуманизации в социальной работе. То есть подразумевает, что высшей ценностью в процессе реализации реабилитационных мер является человек как личность, его права и свободы, а также интересы и потребности. Только в этом случае процесс оказании помощи будет наиболее эффективным.
Доктор исторических наук Е.И. Холостова и доктор философских наук Л.И. Кононова дают определение социальной реабилитации в широком и узком смысле.
В широком смысле – это создание условий в обществе для восстановления и развития способностей и навыков индивидов самостоятельного социального функционирования [6].
В узком смысле – это система форм, методов и средств восстановления индивидом утраченных или не приобретенных в процессе социализации функций, отношений и ролей социального функционирования [6].
Профессор Г.Н. Пономаренко определяет «социальную реабилитацию», как «систему и процесс компенсации или восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и бытовой деятельности» [2]. По его мнению, социальная реабилитация включает комплекс различных мер, направленных на компенсацию или восстановление социальных навыков человека, которые обеспечивают ему нормальное функционирование в обществе. Также автор определяет несколько направлений социальной реабилитации (например, социально-средовая, социально-психологическая, социально-педагогическая, социокультурная и социально-бытовая). Благодаря правильной организации этих направлений обеспечение нормального функционирования человека со своими специфическими особенностями в обществе будет наиболее эффективным.
В учебнике «Социальная реабилитация» под редакцией Н. Ш. Валеевой приводятся разные точки зрения на определение социальной реабилитации.
Например, согласно Т.С. Алферовой и О.А. Потехиной, реабилитация – процесс осуществления взаимосвязанного комплекса медицинских, профессиональных, трудовых и социальных мероприятий различными способами, средствами и методами, направленными на сохранение и восстановление здоровья человека и среды его жизнеобеспечения по принципу минимакса [3].
Очень интересен подход к пониманию социальной реабилитации доктора педагогических наук, профессора Кантора В.З., который определяет реабилитацию, как «специфическую деятельность в области социальной политики, предполагающую повышение уровня социальной дееспособности лиц с нарушениями в развитии в сферах труда, быта и культуры на основе комплексного применения по отношению к ним медицинских, инженерных, психологических и педагогических технологий и имеющую своей целью обеспечение готовности лиц сограниченными возможностями здоровья реализации нормативного для данного общественно-исторических условий образа жизни» [3]. Кантор В.З. считает, что реабилитация является «именно только социальной», и рассматривает её в трёх измерениях: морфологическом, динамическом и инструментом. Первое измерение включает три направления реабилитации, которые охватывают три сферы жизнедеятельности человека: социально-трудовую, социально-бытовую и социокультурную. Второе измерение позволяет различать первоначальную, элементарную и полную реабилитацию. Третье измерение включает медицинскую, техническую, психологическую и педагогическую реабилитацию.
В свою очередь, в зависимости от направления реабилитации Л.П. Храпылина предлагает выделять медицинские меры реабилитации, социальные меры реабилитации, профессиональную реабилитацию. А.И. Осадчих отмечает такие компоненты, как правовой, социально-средовой, психологический, общественно-идеологический, производственно-экономический, анатомо-функциональный [4].
Е.А. Берецкая, Н. Ш. Валеева, Р.Р. Исхакова, Т.Ю. Коровина, Ю. М. Кудрявцев и др.выделяют следующие принципы:
Непрерывность, последовательность, преемственность и длительность проведения реабилитационных мер; то есть все реабилитационные мероприятия должны проводиться постепенно, поэтапно, друг за другом, при этом непрерывно для того, чтобы результат этих мероприятий был наиболее эффективный.
Системность; то есть все реабилитационные мероприятия должны проводиться системно (постоянно). Помимо этого они должны проводиться в определённой системе (последовательности) в зависимости от индивидуальных особенностей человека.
Комплексность и равнозначность всех аспектов социальной реабилитации; то есть необходимость на всех этапах проведения реабилитационных мероприятий учёта всех его аспектов: медицинских, психических, социальных, правовых и т.д., использование всех этих аспектов в процессе проведения реабилитации для достижения лучшего результата.
Индивидуализированный и дифференцированный подход; то есть учёт всех условий, особенностей отдельной личности при проведении реабилитационных мероприятий и в соответствии с этим выработка плана реабилитации.
Активное участие клиента в процессе реабилитации;
Многообразие форм и методов реабилитации, применение их на основе системного подхода;
Тесная связь между учреждениями, осуществляющими реабилитацию (данный принцип выделяют В.М. Васильчиков, Н.В. Дементьева, Е.И. Холостова и М.И. Крупенко) [4].
Таким образом, нами определено, что существует большое количество различных взглядов и подходов к пониманию термина «социальная реабилитация». Эти различия зависят от определённых факторов: условий общества в конкретный исторический период, от сферы проявления и от профессионального воздействия.
Из всех вышеперечисленных точек зрения на определение социальной реабилитации можно сформулировать обобщенное. Социальная реабилитация – это комплекс мер для отдельных индивидов различными методами и способами, направленный на восстановление утраченных ими социальных связей и функций, на создание условий для их полноценного, наиболее комфортного и оптимального функционирования в обществе.
Список использованных источников:
Организационные основы сестринского дела в реабилитации: учеб.пособие / Н.Г. Петрова и др. – Санкт-Петербург: СпецЛит, 2016. – 119 с.
Реабилитация инвалидов: национальное руководство / под ред. Г.Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 736 с.
Социальная реабилитация: учебник / под ред.: Н.Ш. Валеевой. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 320 с.
Социальная реабилитация: учеб.пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. – 308 с.
Теория, история и методика социальной работы: учеб.пособие/ П.Д. Павленок. – 10-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 592 с.
Технология социальной работы: учеб.для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 478 с.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». – М.: 2016.