Особенности легенд и сказаний о культурных и природных памятниках Астраханской области - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Особенности легенд и сказаний о культурных и природных памятниках Астраханской области

Булавина А.Ю. 1, Хабибулин Р.Г. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва Министерства обороны Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. На обширных просторах южной части нашей страны расположился регион с неповторимой историей, прекрасной культурой и богатым наследием – Астраханская область. Неотъемлемая частичка России – река Волга, которую немыслимо представить без «Каспийской Жемчужины» - города Астрахани. Издревле на месте города находились поселения, через которые пролегали важнейшие пути персидских и арабских торговцев. На протяжении столетий на астраханских землях схлестывались волны различных народностей и их культур, в числе которых хазары, половцы, печенеги, монголо-татары. Многие годы Астрахань была центром влиятельного государства «Золотая Орда». Название города, хранит в себе многочисленные загадки и мифы. По одной из легенд, оно произошло от прекрасного и созвучного имени дочери знатного хана – Астры.

Сквозь года Астрахань пронесла свой говор, нрав и уникальную культуру, храня в сердце тех, кто положил жизни борясь со злом во имя мира, во имя своих потомков, во имя своей малой родины. Поистине, Астрахань имеет великое культурное наследие, которое неразрывно связано с ее богатейшей историей. По обширным просторам степей разбросанно огромное множество археологических памятников. Древние городища, поселения, курганы, могильники, клады, предметы быта. Многие находки являются уникальным и ценным культурно-историческим наследием, аналогов которым больше в мире нет.

Каждый житель является хранителем культуры своего народа. Испокон веков мы хранили память о своих предках, чтили традиции и обычаи. Но современное общество не стоит на месте, происходят колоссальные изменения в образе жизни человека, он отстраняется от старых устоев, тянется к новому и неизведанному, забывая свои корни. Но что будет, если мы потеряем то, что нам завещали наши пращуры? Потеряв свою культуру, общество перестанет существовать. С развитием новых технологий, экономики, туризма и прочих новшеств, люди стали переписывать историю, доводя до абсурда некоторые исторически важные моменты, так каждый город, дабы завлечь туристов придумывает небывалые истории, коверкая факты.

Данное исследование довольно актуально, так как в современном мире, так как из-за жажды наживы и увеличения прибыли, многие турфирмы придумывают небывалые легенды, зачастую совершенно не совпадающие с историей, коверкают исторические факты, дабы заманить туристов, делая акцент на их впечатлительности. К сожалению, многие небылицы распространяются среди народа и врастают с корнями в обыденную жизнь, вытесняя правдивые легенды, тем самым изменяется отношение к наследию нынешнего поколения, в результате все это приводит к разрушению культурно-исторических ценностей.

Объектом исследования являются знаковые культурно-исторические и природные памятники Астраханской области.

Предметом исследования являются легенды, сказания, были Астраханской области.

Целью проекта является выявление особенностей легенд, сказаний и рассказов Астраханского края.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

1. Осветить основные исторические моменты истории Астрахани.

2. Охарактеризовать основные достопримечательности Астраханского края.

3. Проанализировать комплекс кремлевских легенд.

4. Выявить особенности легенд о Сарай-Бату.

5. Проанализировать легенды Богдинско-Баскунчакского заповедника.

Астрахань как туристический регион. Астрахань – южный регион, с теплым сухим климатом, удобным географическим положением: находится на Прикаспийской низменности и имеет доступ к Каспийскому морю. Астраханский край пользуется популярностью у туристов, привлекая их своим богатым культурным наследием, великолепной природой, вкусной рыбой, лотосными полями и знаменитыми бахчевыми культурами. Астрахань является одним из самых многонациональных и мультикультурных городов России. Лидирующее место занимают такие направления туризма, как охота и рыбалка, что в свою очередь стало брендом области.

Историческая справка об Астрахани. По мнению историков, Астрахань возникла в XIII в. задолго до появления русских людей, связанна она была с Золотой ордой и называлась Хаджи-Тархан. В состав России город вошел при царе Иване IV Грозном, и Хаджи – Тархан стал Астраханью в 1557 г. А в 1558 г. Астрахань стала надежным военно-политическим форпостом на юге России, так же перевалочной базой и центром активных торговых межгосударственных связей. Учитывая весомую роль Астрахани, как важнейшего города России в отношении торговли и политики Петр I в 1717 году подписал указ об основании Астраханской губернии. Русская Астрахань служила не только оборонительной крепостью на юго-востоке, защищавшей страну от набегов степняков, но и являлась важными торговыми «воротами» России в Азию. Не однократно город страдал от пожаров, которые не щадили культурные памятники и исторически ценные достопримечательности, но каждый раз Астрахань поднималась и расцветала, являясь подлинной «Жемчужиной Каспия» [3].

До наших дней в белокаменном Кремле сохранился ансамбль памятников, который насчитывает 22 объекта. На его территории находится: Кафедральный собор Успенской Пресвятой Богородицы 1698–1710, Кирилловская часовня 1677 г. Пречистенские ворота с соборной колокольней, высотой 84,8 м, Артиллерийская (Пыточная) башня XV–XVII вв., Башня Красные Ворота, Собор монастыря Троицы Живоначальной. Толщина этих башен достигает 3 метров, а стены Крымской и Житной башен имеют толщину 5 метров. Пороховой погреб, Цхейгауз, раньше служивший оружейным складом, тайные Водяные Ворота, их удалось обнаружить сравнительно недавно, Духовная консерватория [6].

Ввиду выгодного географического положения, мужеству советских солдат, огромному труду всей страны, во времена Великой Отечественной войны город находился в тылу, и на его территории боев не было, благодаря чему сохранились архитектурные памятники, музеи, старинные дома и улочки, красота которых завораживает.

Помимо старых сооружений, популярностью так же пользуются новые достопримечательности: «Астраханский государственный театр оперы и балета», «Лебединое озеро», «Городская набережная Астрахани».

Благодаря разновидной флоре и фауне, теплому климату на Астраханские земли приезжают иногородние и иностранные туристы, отдохнуть и насладиться природой. В связи с этим в Астраханской области довольно много баз отдыха, которые отдалены от населенных пунктов. Довольно богат и местный колорит, в разных уголках области можно найти представителей самых разнообразных наций и культур, а также воочию увидеть характерные обряды и традиции, сохранившиеся почти в первозданном виде.

Характеристика основных достопримечательностей Астраханского края. Астраханский кремль – уникальное архитектурное сооружение XVI–XVIII вв. Для возведения стен кремля был использован кирпич, оставшийся от бывшей столицы Золотой Орды Сарая-Бату, которая стояла на берегу реки Ахтуба, а для дополнительного укрепления кремля на углах и в некоторых местах по периметру дополнительно строили башни. На протяжении веков астраханский кремль был неприступной твердыней на юго-восточной границе государства [2].

С кремлем связан ряд исторических событий: крымско-турецкие походы, «смута» на Руси и восстания крестьян под предводительством Степана Разина, восстание стрельцов, Персидский поход Петра I. Кремль находится на острове и окружен тремя реками: Волга, Кутум, Царёв, и ериком Казачий. Не в каждом городе России можно лицезреть подобное чудо архитектуры. Астраханский кремль много раз принимал в своих стенах великих деятелей, таких как Петр I, Александр II, Александр III. По сравнению с двенадцатью другими российскими кремлями, сохранившихся до наших дней, Астраханский имеет ряд выгодных отличительных черт. Во-первых, Лобное место, к сожалению, в нашей стране их сохранилось только два, во-вторых, Пречистенские ворота имеют высоту почти 85 метров, что значительно выше башен Московского кремля, поэтому колокольню можно наблюдать почти из любой части города.

Постройки на территории астраханского кремля:

- Пречистенские ворота и соборная колокольня Астраханского кремля,

- Архиерейская башня,

- Житная башня,

- Крымская башня,

- Башня «Красные ворота»,

- Водяные ворота,

- Никольские ворота. Надвратный храм во имя св. Николая Чудотворца,

- Артиллерийская (Пыточная) башня. Зелейный двор,

- Успенский кафедральный собор,

- Троицкий собор. Кирилловская часовня [8].

Из-за частых войн, набегов, пожаров и грабежей происходило опустошение астраханских земель, что влекло за собой утрату многих культурных памятников и ценнейших архитектурных сооружений, однако сохранилось множество предметов быта и ювелирных украшений, что подтверждает высокий уровень культуры Астрахани.

Музей Астраханского кремля открыл свои двери в 1974 г. Начиная с 1970-х, происходила реставрация стен и внутренних строений кремля. На сегодняшний день это не только памятник русской военной крепости, но и богатейший этнографический музей. Сейчас в стенах кремля проводятся различные выставки и экспозиции.

Астрахань славится не только рыбным промыслом, лотосными полями и бахчевыми культурами, но и богатейшим культурно – историческим наследием. Один из памятников культуры и истории древний город Сарай-Бату.

Сарай – Бату – столица «Золотой Орды», город на берегу реки Ахтуба, держащий в страхе и подчинении многие государства. Город был основан внуком Чингисхана великим ханом Бату, который на Руси был известен как Батый. Удивительно как за сравнительно небольшое время маленькая кочевья ставка стала величественным городом, центр которого украшал роскошный дворец Хана, по тем временам, достигал гигантских размеров и, согласно легенде, был украшен золотом, что послужило появлению названия Золотая орда [9].

По историческим данным городское население достигало около сотни тысяч человек, в составе которого были представители разных национальностей, таких как черкесы, монголы, русские, византийцы, копчаки и аланы. Город имел выгодное экономико-географическое положение: через город проходил Великий Шелковый путь, по которому следовали торговцы из Индии, Западной Европы, Средней Азии, Кавказа, Крыма и других государств, вследствие чего, город развивался стремительными темпами.

Благодаря силам не одной тысячи пленников, которых захватывали войска Батыя во время набегов на Русь, Кавказ, в Среднюю Азию, были созданы великолепные красоты дворцов и садов, не верится, но в Сарай-Бату был водопровод, он представлен глиняными отводными трубами, которые удалось обнаружить археологам при раскопках.

Помимо предметов бытовой «роскоши» на месте города Сарай-Бату нашли внушительную по размерам мастерскую, где производили предметы из керамики, а в печах обжигали невероятную по красоте нарядную цветную посуду. Раскопана мастерская ювелирных изделий, производившая бусы, перстни, подвески, пуговицы, браслеты [1].

В наши дни в районе села Селитренное можно найти золотоордынские монеты, осколки изразцов с яркими восточными орнаментами, обломи керамических изделий, поэтому это место пользуется популярностью у туристов и археологов.

История Золотой Орды, наполненная тайнами, привлекает не только историков, но и писателей, и кинематографов. В 2010 г. появился новый объект, пользующийся огромной популярностью у туристов: декорации к фильму «Орда». Злотоордынская столица расположилась на возвышении берега Ашулук, декорации полностью повторяют архитектурные особенности и быт древнего города: глиняные дома, резные ставни домов, четкость линий. Сейчас каждый желающий может погрузится в атмосферу былых времен с помощью интерактивной экскурсии, во время которой гид повествует о культурных особенностях, основных устоях и обычаях, традициях и табу времен ханства. 600 кв. м, занимаемые декорациями, являются музеем по открытым небом.

Гора Большое Богдо – единственная настоящая гора в Прикаспийской низменности. Подножие Богдо лежит на два десятка метров ниже уровня моря, а вершина – примерно на 150 м выше. С каждым годом гора Большое Богдо становится выше. Дело в том, что внутри горы находится соляной купол, который за год увеличивается примерно на 1 мм. Высота Большого Богдо над уровнем моря составляет 149,6 м, а над окружающей местностью значительно больше.

Гора Большое Богдо донесла до нас остатки мезозойской эры. В обрывах горы находится морской триас с окаменелыми останками животных, живших 200–250 млн лет назад – это делает Большое Богдо настоящим геологическим раем. Кроме того, гора Большое Богдо – это единственное место в Европе, где триасовые осадочные породы, богатые скелетными останками, выходят на поверхность. Необычно Большое Богдо и своей окраской – одна из его сторон имеет кровавый оттенок. Это объясняется большой концентрацией различных металлов. Однако, несмотря на подтвержденный научный факт, бытует легенда, объясняющая столь необычную окраску горы Большое Богдо. У монголов и калмыков означает нечто возвышенное и величественное так же, как в этом смысле китайский обладатель называется Богдо-хан, «высочайший хан». Местное население верит, что гора Большое Богдо освящена Далай-Ламой и приходят ей поклоняться. Подножие горы Большое Богдо скрыто шлейфом осыпей, которые сформировались в процессе выветривания. На скалистых обрывах юго-западного склона Богдо можно видеть эффектные формы выветривания песчаников и других пород палеозойского возраста. Наличие неглубоких пещер, каменных ниш и столбов, карнизов и многочисленных углублений, похожих на гигантские соты, сделало Большое Богдо звучащей горой. Явление объясняется колебаниями воздуха между каменными столбами, сквозняками в сообщающихся пещерах. Поэтому в народе юго-западный склон горы называют «Поющие скалы».

Баскунчак – уникальное творение природы, своеобразное углубление на вершине огромной соляной горы, уходящей основанием на тысячи метров в глубину земли и прикрытой толщей осадочных пород. Это самое большое и самое солёное из всех известных соляных озёр мира. Площадь озера Баскунчак около 115 кв. км, находится оно в Астраханской области в 53 км к востоку от Волги. Мощность поверхностной залежи соли на озере Баскунчак достигает 10-18 м. Сегодня чрезвычайно чистая соль озера Баскунчак составляет до 80% от общей добычи соли в России, здесь добывают от 1,5 до 5 млн тонн соли в год.

Баскунчак представляет собой своеобразное углубление на вершине соляной горы, уходящей основанием на тысячи метров вглубь земли и прикрытой толщей осадочных пород. Питание уникального водоема происходит главным образом за счет источников. Многочисленные ключи впадают в соленое озеро Баскунчак по его северо-западному берегу, принося в течение суток в озеро Баскунчак более 2,5 тыс. тонн солей.

Помимо рапы (так называется соленой раствор) на побережье озера Баскунчак имеются залежи лечебных глин. Особенно ценится черная глина, которая способствует лечению многих болезней. Поэтому не удивительно, что помимо «диких» туристов на озеро Баскунчак приезжают люди специально полечиться в санатории, расположенном в поселке Нижний Баскунчак.

Специфика легенд астраханского края. Легенда – одна из разновидностей не сказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-либо исторических событиях или личностях. В широком смысле – недостоверное повествование о фактах реальной действительности. Каждая легенда является неотъемлемой частью культурного наследия, это то, что создавали наши предки на протяжении многих веков, однако в современном мире стало популярно сочинять новые байки, которые зачастую совершенно не соответствуют действительности и перевирают исторические факты.

Комплекс кремлевских легенд. Самым старинным сооружением города Астрахань является белокаменный кремль, в стенах которого происходили важные события, связанные как с историей, так и с культурой.

В первозданном виде кремль выглядел как крепость, обнесенная непрочной деревянной и земляной стеной, с простенькими, бедными постройками. Крепость была возведена во времена воеводства Выродкова, и была построена с умом [4].

По преданию, самой первой и высокой башней был Раскат, в высоту достигавший 90 м. С его стен прекрасно просматривалась и простреливалась местность. До сих пор идут споры о том, где именно находилась башня, так как от Раската ничего не сохранилось. Некоторые считают, что башня располагалась в самом центре кремлевского бугра, другие же утверждают, что Раскат стоял там, где сейчас Лобное место существует предание, что именно с этой башни сбрасывали приговоренных к смерти, зачастую знаменитых людей. Например, во времена восстания Степана Разина, мятежники сбросили с Раската самого астраханского митрополита Иосифа. Согласно легенде, в ночь на 22 июня в 1670 г. в городе началось восстание, которое разгорелось молниеносно. С помощью местных жителей разинцы проникли в кремль. В ту ночь местное управление, в том числе и воевода были сброшены с высокой многоярусной башни Раскат, стоявшей якобы посередине кремля. Но согласно старым картам и гравюрам башня Раскат находилась у стены кремля, а именно на месте ворот, которые называются тайными водяными воротами. До сих пор местоположение Раската – загадка.

Одной из наиболее распространенных легенд является легенда про тайные водяные ворота. Во многих кремлях и крепостях на случай осады делали тайные ходы, которые позволяли выбраться из осажденной крепости или хотя бы добраться до питьевой воды. По преданию, где-то в кремле находится секретный ход, ведущий к Волге [5].

Но ни на одной карте нет упоминании о водяных воротах, но они были необходимы, ведь в случае продолжительной осады для того, чтобы раздобыть воду, а колодцы рыть было бесполезно, так как подземная вода отличается высокой соленостью, нужен был выход к реке. На старых картах и гравюрах на месте современной Водяной башни находилась многоярусная высокая башня Раскат.

Согласно поверьям, тайных хода было четыре, Один соединял кремль с Благовещенским монастырем, второй вел к берегу Волги, про остальные два идут горячие споры. В 1970 г., когда проводились реставрационные работы, немного левее Никольской надвратной церкви в стене удалось обнаружить полузасыпанный ход, после исследований, пришли к выводу что это и есть легендарные Тайные водяные ворота. Но, несмотря на существующую легенду споры о назначении хода продолжаются, так как бытует мнение, что это помещения, отведенные под госпиталь, построенный в нач. XIX в. Но пока никто этого не доказал и находку принято считать Водяными воротами.

Особенности легенд Сарай-Бату. Таинственный город, опутанный множеством легенд о богатствах и кладах столицы великого ханства, привлекающих кладоискателей, зевак, исследователей на астраханские земли, таит в себе огромное количество загадок. Самая популярная легенда, которая не дает покоя многим впечатлительным особам, легенда о золотых конях Хана Батыя.

Легенда гласит, некогда у хана был конь, которого он холил и лелеял, а конь в ответ служил верой и правдой. Увы, но никто не вечен, пробил час, и коня не стало, хан тяжело переносил потерю верного коня. По прошествии некоторого времени хан решил увековечить память о коне. Он приказал сотворить две статуи коня в натуральную величину, но не все так просто, статуи были из настоящего золота, золота, обмытого слезами и кровью, золота, что являлось данью, собранной за год на Руси, а глаза у этих чудо-коней были рубиновыми. Пришло время и ворота дворца украсили две золотые статуи, путники, идущие в столицу, часто путали блеск коней с пожаром. Кони бесследно исчезли после Куликовской битвы, полагают, что одного коня увезли и зарыли под Мамаевым Курганом, а второй конь покоится в астраханских степях. Такую небылицу мне поведали местные жители, а именно чабан, живущий неподалеку того места, где располагалась золотоордынская столица. Но есть и официальная версия: хан Батый, стремился всячески показать свою власть, величие и превосходство, помимо роскошных садов, великолепного дворца, необыкновенной красоты мечетей, хан приказал мастерам отлить двух золотых коней, в полный рост. Вскоре «золотые масти» увенчали ворота ханской столицы. После смерти Батыя, его преемник Берке захотел создать новую столицу, которая была бы более величественнее и помпезнее предыдущей, туда планировалось перенести и коней. Шли годы, время менялось, сменялись правители, когда умер очередной владыка Золотой Орды хан Мамай, его погребли под стенами Сарай-Берке, а в его могилу положили одного из золотых коней. Второму коню была уготована иная судьба, отряд русских совершил набег на Сарай-Берке, захватив коня, за ними увязалась погоня, времени было мало, и смельчаки решили утопить трофей в степной реке, а сами вступили в бой, пав в неравной битве, они унесли с собой в могилу сведения о золотом коне.

До сих пор неизвестно, были ли золотые кони на самом деле или это выдумка, не дающая покоя многим «златоискателям», пытающимся разгадать загадку сокровища. В последнее время стали появляться слухи, о том, что кому-то удалось найти коней, или же часть статуи, а впоследствии очень крупно разбогатеть, опять же нельзя с полной уверенностью как поверить, так и отрицать этого, но эти байки очень нравятся туристам и привлекают много людей в астраханские степи.

Легендариум Богдинско-Баскунчакского заповедника. В недрах астраханских степей гордо возвышается гора Большое Богдо. Являясь самой высокой точкой степей, гора возвышается на высоту 150 м, а у подножия раскинулось соленое озеро Баскунчак [7].

По преданию Богдо возникла из священного камня, который был принесен калмыками – пилигримами с высоких гор Тянь-Шаня и освятил гору сам Далай-Лама. А именно: гора стояла на Урале, два святых калмыка решили перенести ее на собственных плечах к берегам Волги, продолжительное время они молились и держали пост, много медитировали. После всех издержек они взвалили гору на плечи и отправились в путь. Дорога была длинная, когда оставалось дойти совсем немного, один из монахов увидел девушку необычайной красоты, и на миг в его голове пронеслась греховная мысль, в ту же секунду гора обрушилась и одна ее сторона окрасилась кровью. Далай-Лама, узнав о произошедшем опечалился и долго плакал, плакал до тех пор, пока котловина не наполнилась слезами, так появилось чудесное место, где стоит гора Большое Богдо, а у подножья простирается соленое озеро Баскунчак. Так же знамениты и поющие скалы горы Большое Богдо. Многие годы под воздействием степных ветров и дождей формировались причудливые формы скал. И когда бушует ветер, то слышны необычные звуки, то зловещие завывания, то неразборчивое бормотание, то тихие стоны. В связи с этим существует легенда о вечно страдающем духе Цаган Эбугай – Белого, который охраняет гору и озеро от непрошенных гостей. Когда-то он был могучим богатырем, но по причине предательства и коварства погиб, но обозленный дух до сих пор не может найти пристанища.

Обилием легенд располагает и озеро Баскунчак. Происхождение которого связывают с его необычайной красотой. Некогда Ламы, путешествующие в тех местах, были очарованы величием, не могли отвести глаз от озера, забывая про медитации и молитвы, тогда им на помощь пришел сам Будда, который воздвиг гору Богдо, тем самым заслонив озеро и вернув покой путешествующим. Другая легенда повествует, о том, что озеро возникло от слез влюбленной девушки. Ее отец был категорически против ее возлюбленного. Жестокий отец приказал убить юношу, думая, что это поможет остепенить дочь, однако девушка, узнав о смерти любимого решила сбежать от отца и побежала она к горе Большое Богдо, где провела несколько дней и ночей, все это время она не преставала скорбеть и плакать, а из ее слез возникло озеро [4].

Заключение. В современном мире довольно актуально изучение легенд и сказаний о знаковых достопримечательностях, так как в наше время довольно часто переписывают и приукрашивают историю, на примере легенд и сказаний заметно, что происходит искажение реальных фактов, преданий и легенд, до правды добраться очень тяжело. Зачастую это способствует потере нравственных ценностей нынешнего поколения. Жажда наживы, стремление заработать как можно больше, толкает людей на многое, так многие знаменитые памятники культуры поливаются грязью из несуществующих фактов, что способствует потере подлинного представления об истории, но обеспечивает большой приток туристов. Изучая истории, связанные с родным краем, мы обогащаем кругозор, узнаем много нового. Мы являемся приемниками того наследия, которое по крупицам, с большим трудом, собирали наши предки, и наш долг сохранить его в первозданном, неизмененном виде. Целью данного курсового проекта является изучение легенд, сказаний, рассказов и преданий о знаковых культурно-исторических и природных памятниках Астраханской области, а также выявление различий между подлинными сказаниями и легендами и современными выдуманными небылицами.

В первой части курсового проекта освещены основные моменты истории Астрахани, из чего можно сделать вывод, что Астрахань – город с огромным историческим прошлым. Так же в проекте содержатся сведения о культурно-исторических и природных памятниках, их особенностях и неповторимых качествах, краткая история каждого объекта и значение в жизни Астраханской области, чем знаменит объект и чем интересен. Рассмотрев основные достопримечательности Астраханской области, мы можем сделать вывод о богатом культурно-историческом наследии и сравнительной популярности с точки зрения туризма.

Вторая часть посвящена легендам и сказаниям о знаковых достопримечательностях. Каждый объект окутан обилием самых разнообразных историй, иногда противоречащих дуг другу. В ходе работы сложность заключалась в том, чтобы описать легенды в полной мере, ведь подлинные версии сказаний сохранились в ценных рукописях, хранителями нашей истории являются пожилые люди, которых с каждым годом становится все меньше. Но, несмотря на это мне удалось найти информацию, которая стала полезной и дала основу моему исследованию. Астраханская область не утратила своей самобытности, претерпевая всевозможные вмешательства и изменения современности.

Список использованных источников.

1. Баллод, Франц Владимирович. Старый и Новый Сарай, столицы Золотой Орды: Результаты археологических работ летом 1922 года / В.Ф. Баллод. – Казань, 1923. – 62, [1] с., 30 л. ил.

2. Ионина, Н.А. Сто великих картин / Н.А. Ионина. – М.: Вече: Вече 2000, 2007 (Ярославль: Ярославский полиграфкомбинат). – 510 с.

3. Карабущенко П.Я. Астраханская губерния и ее губернаторы. – Астрахань: ООО «ЦНТЭП», 2011.

4. Каспийские легенды и сказки / сост. К.И. Ерымовский, В.П. Самаренко; [Ил.: В.Г. Курочкин]. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1969. – 93 с.: ил.

5. Любовцова, Н.М. Сказки и были батюшки Каспия / Н.М. Любовцова. – Астрахань, 2003. – 63, [1] с.

6. Марков А.С. Астрахань и Астраханская область. – М.: Росреставрация, 1990.

7. Природный комплекс Богдинско-Баскунчакского государственного природного заповедника и его охрана / [Ю.С. Чуйков, Н.Н. Мошонкин, Г.М. Русанов и др.]; под общ. ред. Ю.С. Чуйкова. – Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 1998. – 167 с.: ил.

8. Таркова, Р.А. Астрахань: исторический путеводитель / Радмила Таркова; Астраханский фил. негос. образовательного учреждения высш. проф. образования «Южно-Российский гуманитарный ин-т». – Астрахань: Изд-во ООО «ЦНТЭП», 2013. – 479 с.: ил., портр.

9. Шнайдштейн, Е.В. Поиски и открытия: записки археолога / Евгения Шнайдштейн. – Астрахань: ЦНТЭП, 2011. – 171 с.: ил., карты; 21 см.

Просмотров работы: 182