В статье анализируется социально-демографическая группа «пожилые люди» в современном контексте, уточняются специфические задачи по социально-медицинской адаптации этой категории лиц. Раскрывается содержание социальной работы с пожилыми людьми и анализируется ее эффективность – на примере Ульяновской области и реализации программ «Серебряного долголетия».
Ключевые слова: социальная работа, социально-медицинская адаптация, пожилые люди, серебряный возраст, демография, социология, социальная работа с пожилыми людьми
The article analyzes the social demographic group "elderly people" in the modern context, specifies the specific tasks of this social adaptation of the category, analyzes its effectiveness - on the example of the Ulyanovsk region and the program implementation of the "Silver Longevity" ".
Key words: social work, social medical adaptation, elderly people, age, demography, sociology, social work with the elderly
Старость – один из самых трудных периодов жизни человека, а демографическое старение нуждается в больших затратах материальных ресурсов на обслуживание данной возрастной категории населения. Общественность вынуждена решать все проблемы, связанные с оказанием защиты и обеспечения лиц пожилого возраста самостоятельно. Государственная социальная политика в отношении к данной категории населения показывает значимость общества и государства независимо от политического строя.
Вопрос демографического старения является проблемой особенно актуальной в настоящий момент, когда требуются значительные усилия всего человеческого сообщества для поддержания пожилых и старых людей.
В современном обществе социально-демографическая группа пожилых людей наиболее сильно подвержена социальному давлению. Именно поэтому, данная категория людей нуждается в повышенном внимании со стороны общества и государства.
Характеристика социально-демографической группы «пожилые люди»:
Пожилые люди – это категория граждан, вышедших на пенсию по возрасту (соответственно, 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин) [2]. Такая классификация будет включать множество людей, не страдающих ни от каких хронических заболеваний, ведущих активный образ жизни и продолжающих трудовую деятельность. Однако она будет включать и иное множество людей, требующих ежедневного ухода, что делает затруднительным использование такого подхода для формирования стратегии пропаганды здорового образа жизни, из-за неопределенности и неоднородности целевой группы, а так же из-за неопределенности экзистенциальных, смыслообразующих аспектов деятельности.
Пожилые люди – это так называемый «третий возраст», то есть социальная группа людей, вступающих в активную фазу своей жизни с выходом на пенсию, путешествующая и стремящаяся к сбережению здоровья – такой подход принят в европейской социологии и философии [8]; в этом случае социальная группа не будет включать лиц, нуждающихся в постоянном специализированном уходе, имеющих серьезные ограничения по состоянию здоровья – их включают в иные социальные группы (не по возрастному признаку, а по абилитивному (ability)). Не следует полагать, что этот подход исключает любую специализированную помощь – однако акцент в работе делается на развитии активного долголетия, политика которого диаметрально противоположна политике «дожития». Такой подход в современной Европе является следствием противодействия политике эйджизма (ageism), которую World Health Organization определяет как дискриминацию по возрастному принципу [16]. Аналогичного принципа придерживается ряд социальных организаций России, вводя понятие «Серебряный возраст», включающее в себя граждан пенсионного возраста, однако способных к ведению активного образа жизни, не дискриминируемых по возрастному признаку [17].
Социальная группа «пожилые люди» включает в себя людей разной национальности, языка, пола, расы; согласно законодательству РФ все они должны иметь «...равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям...» (Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 N 122-ФЗ). Положение было зафиксировано в 1995 году; позднее вошло в обновленный Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ [1].
По информации Росстата, в 2018 году в Российской Федерации из 146,7 млн. человек каждый четвертый (37,9 млн. человек) находился в возрасте старше трудоспособного, что составляет 25,4 % ко всему населению страны. Численность лиц в возрасте 65 лет и старше по сравнению с 2017 годом увеличилась на 2,8 % (с 20,8 млн. человек до 21,4 млн. человек) [12].
Реализация на территории Ульяновской области множества программ, направленных на формирование здорового образа жизни у людей пожилого возраста – таких, как проект «Ульяновск — город активного долголетия», создание в регионе сети из 11 центров активного долголетия [10] свидетельствуют: в регионе существует повышенный интерес общества, органов исполнительной власти к увеличению качества жизни людей «серебряного поколения».
На уровне некоммерческих организаций этот интерес иллюстрирует появление специализированных некоммерческих организаций («Клуб пожилого человека «Возрождение») [13].
Однако полноценное повышение качества жизни пожилых людей невозможно вне контекста социально-медицинской адаптации [6], под которой следует понимать «…поддержание и улучшение состояния здоровья граждан пожилого возраста, осуществление реабилитационных мероприятий путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий, консультирования, содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской и юридической помощи, а также решение других социально-медицинских проблем жизнедеятельности….» [9].
Понятие «социально-медицинская адаптация» является комплексным; помимо потенциального обслуживания в специализированных домах-интернатах оно включает в себя множество дополнительных аспектов, реализация которых невозможна вне контекста социальной работы.
Таким образом, целью социально-медицинской адаптации категории «пожилые люди», под которой мы понимаем «совокупность людей пенсионного возраста, способных (потенциально способных) к ведению активного образа жизни, является:
- Развитие активного долголетия;
- Восстановление физических возможностей организма с медицинской точки зрения;
- Адаптация социальных навыков к изменившейся социальной среде – с точки зрения социальной работы.
Последний пункт в контексте настоящего исследования нуждается в дополнительном уточнении.
Как отмечает исследователь М. С. Ахметова [3] особенности социальной адаптации пожилого человека обусловлены тем, что он вынужден одновременно приспосабливаться к возрастным изменениям на микроуровне, социальным изменениям на уровне малой группы и изменениям на уровне общества.
Речь идет прежде всего об изменении жизненных обстоятельств, требующих, в том числе, трансформации привычек, жизненного, для сохранения активности – в том числе социальной.
Как отмечается в исследованиях 1990-2000 годов наибольшую трудность в социальной адаптации для граждан пожилого возраста представляли не проблемы со здоровьем, а материальное положение, то есть невозможность ввиду ограничения трудовых возможностей вести прежний образ жизни [14].
Более поздние исследования выделяют следующую категорию проблем: проблемы с адаптацией в медиареальности: использование компьютера, интернета [4].
В настоящее время эти контексты начинают встраиваться в систему социально-медицинской адаптации на территории Ульяновской области: примером последнего может служить появление бесплатных курсов по повышению компьютерной грамотности [15].
Впрочем, в исследованиях 2020 года, посвященных образу жизни пенсионеров и их отношению ко времени [7] подчеркивается, что большинство пенсионеров, вне зависимости от того, ведут они активный образ жизни или находятся на надомном социальном обслуживании большую часть времени занимаются чтением книг, газет. При этом у находящихся на надомном обслуживании второе по популярности занятие – просмотр телевизора, а у ведущих активный образ жизни – творчество.
Следует отметить, что перечисленные результаты исследования означают: распространенность практик здорового образа жизни, несмотря на прилагаемые усилия, остается низкой; при этом низкой остается и их субьективная оценка собственного здоровья [5].
Это может означать, что для наиболее комплексного развития принципов активного долголетия, увеличения активности граждан «серебряного возраста» необходимы дополнительные усилия – они должны быть направлены на пропаганду здорового образа жизни и ответственного отношения к собственному здоровью; при этом деятельность учреждений социально-медицинской адаптации так же будет трансформироваться.
Решение задач по пропаганде здорового образа жизни должно осуществляться в комплексе с решением задач по интегрированию в медиапространство; таким образом медико-социальная работа с гражданами «третьего возраста» на территории Ульяновской области приобретает новые формы.
Одной из этих форм является флеш-моб – акция на свежем воздухе, транслируемая в медиапространство, одновременно выполняющая функции по социальной адаптации, так и по пропаганде здорового образа жизни.
Так, в январе минувшего года [11] на Соборной площади Ульяновска для граждан старшего поколения проходил фитнес-флешмоб, участниками которого стали горожане от 55 до 87 лет.
Вопросы, касающиеся применения сходных технологий в рамках геронтологических центров – для пожилых граждан, в меньшей степени способных к активной деятельности и требующих большего ухода заслуживает отдельных исследований.
Таким образом, пожилые люди – это категория граждан, вышедших на пенсию по возрасту (соответственно, 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин). Пропаганда здорового образа жизни среди лиц пожилого возраста взаимосвязана с интегрированием данных лиц в медиапространство. Полноценное повышение уровня жизни данной категории людей невозможно без социально-медицинской адаптации. Социально-медицинская адаптация в пожилом возрасте заключается в сохранение и повышение качества здоровья пожилых людей, реализации оздоровительных действий через проведение лечебно-оздоровительных программ, консультирования, своевременном содействии в получении профессиональной медицинской и юридической поддержки, а также решение иных социально-медицинских жизненных проблем.
Список литературы:
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Ахметова М. С. Старшее поколение в социальной среде: проблемы адаптации // Вестник Башкирск. ун-та. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/starshee-pokolenie-v-sotsialnoy-srede-problemy-adaptatsii (дата обращения: 15.01.2021).
Анипкин М. А., Сергеева О. В., Калашникова О. С., Каушан Ю. Э., Смирнова Е. Д. Пожилые люди и компьютер // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2012. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pozhilye-lyudi-i-kompyuter (дата обращения: 15.01.2021).
Беловол Е. В., Бойко З. В., Радыш И. В., Радыш Б. Б., Шурупова Е. Ю. Здоровье лиц «Третьего возраста»: объективное и субъективное в представлениях пожилых людей о своем здоровье // Экология человека. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-lits-tretiego-vozrasta-obektivnoe-i-subektivnoe-v-predstavleniyah-pozhilyh-lyudey-o-svoem-zdorovie (дата обращения: 15.01.2021).
Лескова И.В., Мазурина Н.В., Трошина Е.А., Ермаков Д.Н., Диденко Е.А., Адамская Л.В. Социально-медицинские аспекты пожилого возраста: ожирение и профессиональное долгожительство. Ожирение и метаболизм. 2017;14(4):10-15. https://doi.org/10.14341/omet2017410-15
Павлова Надежда Сергеевна, Сергиенко Елена Алексеевна Образ жизни пенсионеров и их отношение ко времени // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-zhizni-pensionerov-i-ih-otnoshenie-ko-vremeni (дата обращения: 15.01.2021).
Рыбакова Н. А. «Проблема старости в европейской философии: От античности до современности» // СПб.: Алетейя – 2006 - 288 с.
Шатохина И.В. «Медико-реабилитационная помощь лицам пожилого возраста Врач-психиатр диспансерного отделения» // Пенза: "Областная психиатрическая больница им. К.Р. Евграфова" – 2017 - [Электронный ресурс] – URL: http://opb-evgrafova.ru/mediko-reabilitacionnaya-pomoshh-licam-pozhilogo-vozrasta (дата обращения: 15.01.2021).
Администрация города Ульяновска: В 2020 году сеть центров активного долголетия в Ульяновске будет расширена – 2020 - [Электронный ресурс] – URL: http://ulmeria.ru/ru/news/20200115/104013 (дата обращения: 15.01.2021).
Администрация города Ульяновска: Участники центров активного долголетия устроили фитнес-флешмоб– 2020 - [Электронный ресурс] – URL: http://ulmeria.ru/ru/news/20200106/103901
Министерство труда России: доклад о результатах комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей за 2018 год – 2019 - [Электронный ресурс] – URL: https://mintrud.gov.ru/docs/1340
Общественная Палата Ульяновской области: Каталог НКО– 2020 - [Электронный ресурс] – https://opuo.ru/list_nko/ulyanovskaya-gorodskaya-obshhestvennaya-organizaciya-klub-pozhilogo-cheloveka-vozrozhdenie/ (дата обращения: 15.01.2021).
О состоянии пенсионного обеспечения и уровне жизни пенсионеров в 2005 году // Стат. бюллетень. Росстат. М., 2007. №2 (131). С. 33–9.
Ульяновских пенсионеров приглашают на курсы компьютерной грамотности – Информационное агентство Media73 – 2019 -- [Электронный ресурс] – URL: https://media73.ru/2019/ulyanovskikh-pensionerov-priglashayut-na-kursy-kompyuternoy-gramotnosti
Эйджизм на рабочих местах – Всемирная Ассоциация Здравоохранения – 2017 -- [Электронный ресурс] – URL: https://www.who.int/ageing/features/workplace-ageism/ru/
Центр развития некоммерческих организаций при Общественной палате Ульяновской области Здравоохранения – 2019 -- [Электронный ресурс] – URL:https://silveragemap.ru/poisk-proekta/tsentr-razvitiya-nekommercheskikh-organizatsiy-pri-obshchestvennoy-palate-ulyanovskoy-oblasti/