Особенности использования духовного потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Особенности использования духовного потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации

Морозова Л.М. 1, Хабибулин Р.Г. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва Министерства обороны Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

После распада Советского Союза Россия, переживая трудное становление своей государственности, долгое время находилась в полосе глубокого духовного кризиса. И больше всего это отразилось на армии, государственном институте, идеологизированном во все времена в силу своего специфического предназначения и поэтому наиболее чувствительном к любым социальным потрясениям. Процесс становления армии России проходит в сложное, переломное для страны время. Уровень социальной ответственности военнослужащих заметно снизился, многие моральные ценности как бы упали в цене, среди них оказались и такие священные во все времена понятия, как войсковое товарищество, патриотизм, любовь к Отечеству, незыблемая верность присяге. Однако армия может выполнять свою задачу только при приоритете духа. И естественно, что в армейской среде, как и во всем обществе, возникает необходимость обретения новых источников духовных и нравственных сил, которые способствовали бы укреплению национального самосознания, единства народа и армии, возрождению, сохранению преемственности в традициях российского государства и его Вооруженных Сил.

Многие сегодня обращают свои взоры к религии – сложному и древнему духовно-идеологическому институту общества. По мнению представителей Церкви и отдельных ученых, именно ей принадлежит роль духовного лидера, способного дать жизненные ориентиры военнослужащим, регламентировать принципы организации их нравственного, идейного воспитания. Вопрос этот не такой простой, чтобы однозначно его решить. Но и недооценивать роль религии, ее влияние на общество и армию нельзя [4].

Если выйти за рамки непосредственного окружения человека, то мы обнаружим, что в истории человечества значительную воспитательную роль играли представители церкви, духовные учителя и наставники. Проповедь, институт исповеди и отпущения грехов несли большой воспитательный заряд, формировали не только религиозные, но, прежде всего, нравственные качества личности [6].

Религия представляет собой одну из областей духовной культуры (лат. culture – возделывание, воспитание, образование, почитание).

В религиоведении культура понимается как «совокупность способов и приемов осуществления разнопланового бытия человека, которые реализуются в ходе материальной и духовной деятельности и представлены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Культура характеризует как процесс деятельности людей (под углом зрения владения соответствующими способами, приемами и постоянного их воплощения), так и ее результаты. Она имеет в виду соответствующие свойства сознания и поведения в различных областях жизни в экономике, политике, морали и так далее, подразумевает определенные стороны жизнедеятельности и индивида, и группы, и общества» [7, с. 61].

К высшему достоинству, достоинству духовности, человек поднимается через cultura animi («культуру души»).

По мнению П.А. Флоренского, религия стоит над явлениями духовной культуры, культура возникает на основе религии: искусство родилось как культовое, наука и философия явились как попытка осмыслить религиозный взгляд на мир, а мораль и право вечно базировались на религиозных заповедях [11, с. 61].

Религиозная культура – это совокупность имеющихся в религии способов и приемов осуществления бытия человека, которые реализуются в религиозной деятельности и представлены в ее продуктах, несущих религиозные значения и смыслы, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями.

В религиозных системах шло накопление опыта развертывания отношений, отлаживания организации, структурирования взаимосвязей, управления поведением людей. Организационная сторона религиозной культуры проявляется в различных звеньях управления культовой деятельностью, в обеспечении теолого-теоретических исследований и образования, в проведении экономической, коммерческой, благотворительной деятельности.

Религиозная культура, в зависимости от исторических обстоятельств, в большей или меньшей мере оказывает влияние на светскую культуру в целом, а также на отдельные ее части, в том числе и на Вооруженные Силы.

Известный русский военный статистик и социолог П.А. Режепо считал вопросы религии чрезвычайно важными для государства и его армии. Он писал, что вера и самые обряды религии тем более важны для воинов, для тех людей, которым приходится бывать часто в тяжких обстоятельствах, где смерть смотрит им в глаза и где одни только незыблемые основы веры могут спасти от колебаний [1].

По мнению военного социолога В.И. Веремчука, взаимодействие военной сферы человеческого общества с религиозной уходит свои корнями в глубь истории и культуры. Многовековая история нашего государства свидетельствует о наличии устойчивой духовно-религиозной традиции в наших Вооруженных силах. В новых исторических условиях происходит возрождение утраченных традиций, религия начинает приобретать все большее и большее значение как один из институтов формирования личности российского воина, налаживается взаимодействие военной организации государства с религиозными объединениями. Религиозный фактор приобретает все большее значение в военной службе [4].

Исследователь Н.Ю. Григорьев считает, что процесс взаимодействия Вооруженных Сил и Русской Православной церкви в современных условиях представляет собой социальный механизм объективно сложившихся взаимоотношений, содержание которого составляет целенаправленная и скоординированная на правовой базе деятельность субъектов двух институтов по достижению эффективного воздействия учреждений и органов Церкви на духовную жизнь военнослужащих и воинских коллективов посредством использования оптимальных средств, методов и форм морально-психологического влияния на добровольной основе с учетом специфических условий и задач воинской деятельности. Нормальное функционирование этого механизма объективно предполагает соблюдение действующего законодательства, реализацию существующих принципов и норм взаимодействия армии и церкви, управление и координацию деятельности субъектов, согласование и учет специфических условий и задач деятельности, возможность влияния других конфессий на духовную жизнь военнослужащих [5].

Активное взаимное притяжение Православной церкви и армии, наблюдаемое в последнее время, отнюдь не случайно.

Связь между церковью и армией в России сложилась издавна и, несмотря ни на что, существует и сегодня. По сути дела, речь здесь идет лишь о восстановлении давних многовековых связей. И объясняются эти связи просто: церковь наша, как и армия, всегда жила и продолжает жить одной жизнью со своим народом.

Во все времена Русская Православная Церковь рассматривала защиту отечества как священный долг каждого христианина и благословляла своих чад на ратный подвиг.

При этом в качестве аргумента чаще других приводятся известные слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Имена Александра Невского, Дмитрия Донского, монахов Троице-Сергиева монастыря Родиона Осляби и Александра Пересвета и многих других православных воинов, церковь глубоко чтит за их ратные подвиги. Святыми на Руси назывались ордена Андрея Первозванного, Георгия, Владимира, Александра Невского. Средневековая летопись демонстрируют немало примеров, когда в трудный для Родины час священники с оружием в руках защищали Отечество («с мечом шли на рать»), а монахи становились воинами [10].

Стойкость в скорбях, способность принять чужое горе как свое, готовность к самопожертвованию во имя ближнего и родной страны всегда были отличительными чертами русских воинов. Поэтому никакие невзгоды и трудности не могли сломить боевого духа русской армии, армии защитников отчизны, христолюбивого воинства.

Русская Православная Церковь всегда стояла и стоит на патриотических позициях, радея за процветание земли русской, наполняя повседневную жизнь народа духовным смыслом. Многовековая история Отечества воистину творилась людьми святой веры [10].

Воинский долг – обязанность защищать Отечество, составная неотъемлемая часть национального, государственного и религиозного сознания русских. Солдаты и офицеры шли на войну и совершали подвиги не во имя личных интересов, не ради почестей, но памятуя о христианском служении, которое понималось как долг перед национальным целым. Русское войско состояло не из наемников, а из граждан, защищавших Отечество. Соответствующее отношение к воинской службе воспитывалось с детства всем общим настроением окружающей среды. Идеал смелого, сильного, верного Отечеству воина, надежного товарища проходит через весь фольклор – от былин до поздних солдатских песен. Примечателен сам факт широкого бытования солдатских песен – темы их были близки всему крестьянству. С уважением относились крестьяне к солдату из своей деревни и неизменно приветливо, гостеприимно встречали солдат из других мест. Проводы в солдаты всегда проходили торжественно. Новобранца благословляли родители, а также крестные отец и мать. Возвращение со службы тоже составляло событие для всего селения. Множество народа собиралось в избу послушать его рассказы. Тема сражений, воинских подвигов в прошлом и настоящем была одной из самых постоянных во время бесед на встречах взрослых, часто в присутствии детей. В рассказах о войнах основное внимание уделялось успехам русских войск. Дурные вести с фронта проникали в народ эпизодически. И неудачам народ не придавал особого значения, будучи уверен, что враги не смогут устоять против русских, что «сам Бог, Божия Матерь и святой Никола Угодник не допустят этого».

Российская армия и флот были православными не только по духу, но и по форме. Православность пронизывала воинские ритуалы, службу и быт воинов; об идее защиты веры напоминали все военные реликвии. Особую роль играл ритуал принятия присяги.

Нарушение присяги считалось большим грехом перед Богом и людьми. Если воин погибал в бою, священник обычно говорил в память умершего небольшое поучение, подчеркивая, что лежащий в могиле твердо помнил данную присягу и исполнил ее до последней капли крови: «Царство Небесное да даст ему Господь на небе! А нам, живым, да будет он одушевляющим примером».

Главными отличительными чертами русского солдата всегда признавались не только храбрость, но и способность безропотно переносить труды и лишения военной жизни. Православное просвещение считалось в русской армии лучшим залогом хорошей дисциплины [2].

Тема исторического значения Православной Церкви в нравственно-патриотическом воспитании российского общества предполагает некоторые исследования исторической роли Православной Церкви в нашей российской действительности, когда Церковь стала активно заявлять себя как сила в нашем обществе и во взаимодействии с армией. Например, взять слово «воин», которое, собственно, представляет нашу армию российскую. Это слово имеет высокий смысл в церковном языке. И поэтому нет более высокого имени для истинно верующего, чем имя «воин Христов». Среди святых, которые почитаются нашей Церковью, есть целая плеяда воинов. Во-первых, это римские легионеры и военачальники, которые были убиты за веру во Христа. Это Феодор Стратилат и Дмитрий Солунский, это один из самых любимых святых православной Руси – великомученик Георгий Победоносец, он является покровителем воинов. Орден святого Георгия был высшей наградой в Российской империи. Среди святых русского происхождения – это князья-полководцы Александр Невский, Димитрий Донской. Да и сам креститель Руси святой князь Владимир был князем, а значит, воином и полководцем. Князьями и воинами были его сыновья – святые страстотерпцы Борис и Глеб, которые были первыми на Руси причислены к лику святых. Поэтому первые святые были именно воины.

Особое уважение Церкви к солдатской профессии обусловлено жертвенным характером служения воина, проявляется среди прочего и в том, что когда за Богослужением поминаются живые и усопшие, то из всех мирян только к имени военнослужащих прилагается звание – воин. Христиане молятся, например, за упокоение воина или за здравие воюющих. А в заупокойной ектеньи особенным молитвенным прошением об упокоении непременно поминаются всегда полководцы и воины, на поле брани за веру и Отечество жизнь свою положившие. В самом строе церковной жизни, подчиненном идее служения, есть черты, которые роднят его с основными началами военного строительства. Это, во-первых, подчеркнутая иерархичность и послушание старшим как высшие доблесть и закон. Характерно, что на церковном и на военном языке высшие проявления жертвенного служения в одном случае Богу, а в другом случае – Отечеству именуются одинаково. И у Церкви, и у воинства называется это подвигом. История свидетельствует, что на протяжении столетий Церковь была с русской армией в лихолетье военных испытаний, в войнах победоносных и неудачных для России, Церковь была и при победах, и при поражениях. Она благословляла воинов на брань в защиту Отечества. Церковь воодушевляла, ободряла малодушных, утешала раненых, Церковь возносила молитву о спасении душ убиенных на полях сражений и благотворительствовала всегда покалеченным войной, а также сиротам и вдовам погибших.

История России и история Русской Православной Церкви неотделимы одна от другой. Поэтому, когда грянула Великая Отечественная война, то в первый же ее день, 22 июня 1941 г., глава РПЦ митрополит Московский и Коломенский Сергий обратился ко всем приходам с посланием «Пастырям и настоятелям Христовой Православной Церкви», призывая народ: «Фашистские разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь граждан уже орошает родную землю. Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражью силу. Наши предки не пали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные родные им по плоти и вере! Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может» [3].

Церковь, включившаяся во всенародное патриотическое движение, развернула деятельность по сбору оружия на оборону страны. К кон. 1944 г. сумма взносов составила 150 млн рублей, построена танковая колонна им. Дмитрия Донского, эскадрилья самолетов им. Александра Невского. Это подняло престиж церкви в глазах советских людей и способствовало усилению ее влияния. Патриотическая деятельность РПЦ в годы войны привела к нормализации государственно-церковных отношений в послевоенный период.

Приведенные исторические факты подтверждают, что православная церковь никогда не стояла в стороне от событий, переживаемых Русью. Она призывала народ и воинство к единству, подвигам и защите Отечества в период войн, смут, раздробленности, а воинское служение причисляла к подвигу.

В новых исторических условиях происходит возрождение утраченных традиций, религия начинает приобретать все большее и большее значение как один из институтов формирования личности российского воина, что по-новому ставит вопрос о взаимодействии религии и армии [1].

Более того, сегодня Православная церковь – мощный фактор стабильности в обществе и одновременно единственная скрепа, соединяющая славянские народы, единственный единый институт некогда единой и великой державы.

Важным практическим шагом в деле улучшения взаимодействия стало решение Коллегии Министерства Обороны Российской Федерации в апреле 1994 г. о формировании в Главном управлении воспитательной работы ВС РФ группы по связям с религиозными объединениями и введение в органах воспитательной работы видов Вооруженных Сил России, родов войск, военных округов, армий, флотилий и военных академиях должности офицера по связям с религиозными объединениями [2].

2 марта 1994 г. был подписан первый официальный документ, закрепляющий взаимоотношения Церкви и армии, – совместное заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия и министра обороны России П.С. Грачева. В соответствии с этим документом был создан Координационный комитет по взаимодействию между Российскими Вооруженными Силами и Русской Православной Церковью.

16 июля 1995 г. был создан Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Его главными целями и задачами является осуществление взаимодействия Московского Патриархата с Вооруженными Силами, правоохранительными учреждениями и ведомствами Российской федерации, имеющими в своем составе воинские формирования, координация и практическое осуществление пастырской и духовно-просветительской деятельности среди военнослужащих, сотрудников правоохранительных учреждений, членов их семей, а также лиц, находящихся в местах лишения свободы. Отдел также активно участвует в социальной поддержке ветеранов войны, семей погибших военнослужащих, организует посещения священниками верующих в военных гарнизонах, в местах лишения свободы [12].

4 апреля 1997 г. было подписано соглашение между Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и министром обороны Российской Федерации. В соответствии с этим соглашением и на основе федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в частях и соединениях Российской Армии было организовано взаимодействие с представителями Русской Православной Церкви по таким направлениям как: патриотическое воспитание военнослужащих, нравственное и духовное просвещение военнослужащих, социальная защита военнослужащих и членов их семей, реализация религиозных потребностей военнослужащих и восстановление культовых сооружений. Православное попечение армии вернулось на круги своя. Ощутимей становится тяга к религиозным корням. Проявляется это в желании многих военнослужащих участвовать в таинствах крещения, брака, рождения детей... Посредством душевного порыва следовать заповедям нравственного очищения, патриотизма и чести. Святая вера, образно выражаясь как плоть от плоти, вновь входит в армейские коллективы.

Свое отношение к военной службе и к взаимодействию с Вооруженными Силами РПЦ изложила в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (раздел VIII «Война и мир»). Данный документ принят Архиерейским Собором РПЦ в августе 2000 г. и отражает официальную позицию Московского патриархата по важнейшим вопросам общественной и государственной жизни.

Церковь имеет особое попечительство о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам. Соглашения о сотрудничестве с Вооруженными силами и правоохранительными органами, заключенные Русской Православной Церковью, открывают большие возможности для преодоления искусственно созданных средостений, для возвращения воинства к веками утвержденным православным традициям служения Отечеству. Православные пастыри – как несущие особое послушание в войсках… призваны неукоснительно окормлять военнослужащих, заботясь об их нравственном состоянии» [8].

В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и религиозных, определяется, прежде всего, тем, в какой мере она служит утверждению гуманистических ценностей.

Религия, социальный статус которой в обществе за последние годы значительно вырос, на протяжении тысячелетий играла и играет важную роль в пропаганде и закреплении в поведении людей высоких норм нравственности в формировании у них определенного духовного идеала, который определяет поведение и деятельность человека в любой жизненной ситуации, в том числе и в условиях воинской службы.

Результаты социологических исследований, показали, что в настоящее время невозможно игнорировать религиозный фактор в воинском воспитании.

По наблюдениям военных психологов, в экстремальной и в боевой обстановке религиозность военнослужащих возрастает. Об этом свидетельствуют данные опросов, проведенных в частях, выполняющих боевые задачи в «горячих» точках. Например, в частях, готовящихся к выполнению боевой задачи, прослойка верующих составляет 30%. В частях и подразделениях, побывавших в боях их число возрастает до 40% [1].

Как известно, опыт взаимодействия с религиозными объединениями российская армия накапливала на протяжении всей многовековой истории нашего государства. Это свидетельствует о наличии устойчивой духовно-религиозной традиции в наших Вооруженных Силах.

Для русских воинов вера всегда имела огромное значение. Она вселяла уверенность в победе, в правоте своего дела. С благословением Церкви, под святыми знаменами шли как княжеские дружины, так и огромные армии в бой.

Боевой опыт последних лет подтверждает старую известную истину: религиозный фактор необходимо учитывать (и использовать) во всех сферах войсковой жизни.

Сегодня армия и флот, как и все наше российское общество, переживают сложную социально-экономическую ситуацию, находятся на духовном перепутье. Российские военнослужащие, как никогда, нуждаются в формировании нового духовного потенциала, основанного не на какой-то отдельной политической идее, а на тех общих принципах, на которых строилась и создавалась Русь, развивалась Россия, укреплялись ее Вооружённые Силы – на любви к своей Родине, на исполнении общественного долга, соблюдении достоинства и чести, уважении мировоззренческого выбора и личных убеждений каждого военнослужащего.

У защитников России всегда была лишь одна цель – оградить страну от нападения и утвердить за ее народом те священные права, без которых немыслимо мирное и устойчивое развитие гражданской жизни. Проходящая в обществе смена ценностных ориентаций и идеалов, активизация деятельности религиозных организаций оказывают влияние на мировоззрение и поведение военнослужащих. Заметно возрастает уровень их религиозности. И здесь необходим систематический научный анализ воздействия религии на армию и отношения армии к институтам вероисповедания.

В то же время, признавая большую роль религии в деле воспитания военнослужащих, необходимо реалистически оценивать ее возможности в сегодняшней непростой действительности. Попытка в полной мере реанимировать воспитательную роль церкви трудноосуществима. В частности, в нашей стране выросло несколько поколений безрелигиозных людей, и это сильно сказывается и на массовом сознании, не идущем в восприятии религии дальше внешней обрядности.

В работе с личным составом Вооруженных Сил России необходимо учитывать весь богатый опыт длительного воздействия религии на духовную жизнь российского народа и армии, использования священнослужителями самых разнообразных форм, методов, приемов и способов духовно-нравственного воспитания военнослужащих. В большей степени это относится к солдатам и матросам с различными формами девиантного (отклоняющегося) поведения [5].

Духовный потенциал религии целесообразно использовать в воспитательных целях, прежде всего, в интересах нравственно-патриотического развития военнослужащих.

В связи с этим можно выделить следующие направления воспитательной работы церкви:

1) патриотическое воспитание военнослужащих;

2) нравственное воспитание и духовное просвещение военнослужащих; социальная помощь военнослужащим и членам их семей;

3) духовное окормление верующих военнослужащих и членов их семей;

4) восстановление разрушенных и строительство новых православных храмов, церквей, часовен и молельных комнат в местах дислокации воинских частей;

5) развитие установившегося сотрудничества в рамках епархия дивизия, часть храм, а также с другими общественными организациями, ставящими своими задачами укрепление духовного и патриотического воспитания военнослужащих [9].

Церковь на протяжении веков была и остается верным, надежным союзником армии, который не только никогда ее не предавал, но и сам шел и идет на жертвы ради благополучия защитников Отечества, а значит и всей России.

Нет никакого сомнения, что взаимодействие армии с представителями Русской Православной церкви и другими конфессиями будет служить обогащению духовной и нравственной жизни воинских коллективов, способствовать воспитанию военнослужащих и членов их семей в духе любви к Отечеству, готовности к его защите, способствовать развитию милосердия и благотворительности, веротерпимости и гражданской ответственности.

Список использованных источников.

1. Армия и религия: Информационное пособие-справочник для офицеров частей и кораблей о религии и воинской службе [Текст]. – М., 1994. – С. 114-127.

2. Буганов, А.В. Воинский долг [Текст] / А.В. Буганов //Русская цивилизация: энциклопедия. М., 2000.

3. Васильева, О.Ю., Кудрявцев, И.И., Лыкова, Л.А. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. [Текст] / О.Ю. Васильева, [и др.]. – М.: Изд-во Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2009. – 779 с.

4. Веремчук, В.И. Взаимодействие военной службы и религии на институциональном уровне управления: Социологический анализ: автореф. дис. д-ра соц. наук [Текст] / В.И. Веремчук. – М., 2006. – 74 с.

5. Григорьев, Н.Ю. Взаимодействие Вооруженных сил Российской Федерации и Русской Православной церкви в современных условиях: содержание, специфика и перспективы: социально-философский аспект: автореф. дис. канд. филос. наук [Текст] / Н.Ю. Григорьев. – М., 2003.

6. Золотухина-Аболина, Е.В. Курс лекций по этике [Текст] / Е.В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – 384 с.

7. Основы религиоведения: учеб. [Текст] / под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. шк., 1994. – 368 с.

8. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Текст].– 2-е изд. М.: Отд. внешних церковных связей Московского патриархата, 2008. 174 с.

9. Потенциал Российской культуры армии и флоту: Материалы совместного совещания руководства Министерства обороны Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству [Текст]. – М., 1997.

10. Пчелинцев, А.В. Русская православная церковь и армия: опыт истории и современные проблемы взаимодействия. Православная церковь при новом патриархе [Текст] / А.В. Пчелинцев. – М.: «РОССПЭН» , 2011. – С. 223-260.

11. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины [Текст] / П.А. Флоренский. – М., 1990. Т. 1. – 352 с.

12. Церковь и армия [Текст] // Журнал Московской патриархии. – 2006. – № 5.

Просмотров работы: 22