Центр детского творчества - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Центр детского творчества

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Центр детского творчества Трофин И.С. БФ ВГТУ

В данной работе рассматривается центр детского творчества, его область применения, какие документы требуются для возведения и принципы размещения.

Центры детского творчества (ЦДТ) представляют один из наиболее массовых типов в системе детских внешкольных учреждений дополнительного образования, получивший распространение в последнее десятилетие под влиянием изменений, происшедших в социально-экономической и политической жизни страны*. Он сформировался на материальной базе сети Домов пионеров и школьников (ДПШ). Главным отличием ЦДТ от их генетического предшественника является отсутствие основной для ДПШ ритуальной функции, ориентированной на работу с пионерской дружиной школы по идейно-политическому воспитанию детей и, напротив, максимальное развитие ранее дополнительных функций по обучению и клубной деятельности.

Функции центров творчества

В соответствии с этим назначение современных ЦДТ определяется следующими функциями:

- компенсаторной - восполнение недостаточности современного школьного образования путем обеспечения условий для поиска, выявления интереса и обучения детей различным видам культурной деятельности в период досуга;

- коммуникативной - создание условий для освоения навыков группового и межличностного общения и социальной адаптации школьников;

- методического руководства работой филиалов и координации деятельности других типов детских внешкольных учреждений дополнительного образования, расположенных в зоне их влияния.

Организация сети центров детского творчества

Определение общей потребности в центрах детского творчества рекомендуется принимать из расчета охвата этими учреждениями 15% детей школьного (7-18) и 5% детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет), проживающих в зоне обслуживания ЦДТ.

Зона обслуживания центров детского творчества определяется в границах муниципальных районов в радиусе до 15 минут транспортно-пешеходной доступности (1,5 км) для средней и старшей возрастных групп школьников и 750-1000 м для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Для укрупненных расчетов сети на ближайшую перспективу может применяться расчетный показатель 20 (18+2) учащихся на 1000 жителей, соответствующий среднему по Москве показателю удельного веса возрастных групп школьников и детей 4-6 лет, сложившемуся в настоящее время.

Расчет общей потребности и дефицита на ближайшую и более отдаленную перспективу следует производить с учетом вместимости существующих и сохраняемых на расчетный срок центров детского творчества, расположенных в границах зоны обслуживания (муниципального района), исходя из 15-процентного охвата детей школьного возраста и 5-процентного охвата дошкольников 4-6 лет в соответствии с прогнозируемой на расчетный период демографией по формулам:

П =             и             Д = П - Q,

где: П  - общая потребность в ЦДТ (учащихся);

- число детей школьного и старшего дошкольного (4-6 лет) возраста, проживающих в границах зоны обслуживания ЦДТ;

Д - дефицит вместимости в сети ЦДТ (учащихся);

Q - вместимость существующих и сохраняемых на расчетный срок центров детского творчества (и аналогичных им по функциям формирований, например, ДПШ), расположенных на расчетной территории (учащихся).

Расчетное число мест в ЦДТ (единовременная вместимость) определяется по формуле:

М =  ,

где: М - число мест на 1000 жителей;

N - расчетное число учащихся в ЦДТ на 1000 жителей;

П - число посещений ЦДТ одним учащимся в неделю;

Р - число рабочих дней ЦДТ в неделю;

С - число смен занятий в день.

При принятых в настоящее время средних показателях режима работы ЦДТ (число посещений в неделю - 2, число рабочих дней в неделю - 6 и число смен занятий в день - 2), расчетный показатель числа мест в ЦДТ на 1000 жителей, соответствующий норме 20 учащихся, составит 3,3 места на 1000 жителей.

Территориальная организация сети и принципы размещения центров творчества

Территориальная организация сети должна учитывать пределы подвижности различных возрастных групп, обслуживаемых ЦДТ, а также степень распространенности и массовости различных видов реализуемых в них занятий.

В связи с различной подвижностью обслуживаемых контингентов сеть окружных ЦДТ может включать головные здания и их филиалы.

Предельный размер зоны обслуживания головных зданий окружных ЦДТ определяется (в соответствии с подвижностью средней и старшей возрастных групп) в границах 15-минутной транспортно-пешеходной доступности учреждения.

Площадь зоны обслуживания головных окружных ЦДТ может составить от 250 до 700 га (без учета взаимного наложения зон соседних ЦДТ), численность постоянного населения, тяготеющего к ЦДТ (в зависимости от конфигурации территории и плотности жилого фонда), - от 50 до 200 тыс. человек.

Размер зоны обслуживания филиалов, а также тех кружков в составе головного ЦДТ, которые предназначены для занятий дошкольников и младших школьников, следует принимать в радиусе 7-10 минут пешеходной доступности (500-750 м), что отвечает показателям подвижности этих возрастных групп.

Максимальная площадь зоны обслуживания филиалов и части кружков для младших возрастных групп в составе ЦДТ определяется в пределах от 60 до 180 га; численность населения, проживающего на этой территории (в зависимости от конфигурации участка и плотности жилого фонда), - от 10 до 50 тыс. человек.

Принимая во внимание близость показателей численности жителей в границах зон обслуживания и в существующих территориально-планировочных элементах ЦДТ, территории зон обслуживания головных ЦДТ могут быть отождествлены с территориями муниципальных районов, филиалов - с микрорайонами, а сами учреждения отнесены соответственно к рангу районных и микрорайонных учреждений.

Головные здания Центров детского творчества рекомендуется размещать в составе общественных центров муниципальных районов таким образом, чтобы все жилые территории находились в пределах 15-минутной транспортно-пешеходной доступности ЦДТ.

При размещении головных зданий ЦДТ необходимо предусматривать удобные пешеходные связи с их филиалами, жилой застройкой и общеобразовательными школами микрорайона, а также обеспечить непосредственную близость к остановкам местного общественного транспорта.

Филиалы ЦДТ, предназначенные для обслуживания маломобильных групп школьников и дошкольников, следует размещать в периферийном поясе зоны обслуживания головных ЦДТ так, чтобы их сеткой (с радиусом 750 м) равномерно перекрывались все участки жилых территорий внутри зоны.

При выборе места расположения филиалов ЦДТ следует стремиться к их включению в состав местных (микрорайонных) общественных центров.

В зависимости от местных условий, градостроительной ситуации и размера филиалы ЦДТ могут размещаться в обособленных зданиях, быть встроенными в здания иного назначения или базироваться на площадях общеобразовательных школ, клубов и других учреждений образования и культуры. Во всех случаях для них должны быть обеспечены безопасные и соответственно оборудованные пешеходные связи как с жилыми образованиями, так и с головным зданием ЦДТ.

Головные здания ЦДТ и их филиалы следует размещать на благоприятных по природным условиям и экологически чистых участках муниципальных районов, вблизи зеленых массивов, удобных для рекреации, и на необходимом удалении от городских магистралей, транспортных узлов и других источников шума и загрязнения воздуха согласно санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к школьным зданиям.

Архитектурно-планировочные решения зданий Центров детского творчества

 

Общие требования

 

Здания ЦДТ следует проектировать высотой не более четырех этажей.

Планировочное решение зданий должно обеспечивать возможность автономной и совместной эксплуатации функционально-планировочных групп помещений.

В зависимости от вместимости зданий и их структурных элементов могут предусматриваться несколько входных групп.

Планировочное решение зданий должно обеспечивать связь с входными группами помещений, а также автономную эксплуатацию следующих групп помещений: зрительного зала, помещений массовой и методической работы, помещений учебно-воспитательной работы с выделением подгруппы помещений спортивной деятельности, административных и хозяйственных помещений.

При проектировании зданий следует предусматривать объединение и совместную эксплуатацию в различных сочетаниях зрительного зала, зала массовых мероприятий и игротек.

Планировочное решение зданий должно предусматривать связь отдельных групп помещений с соответствующими им зонами участков.

Функциональная структура зданий

 

Функциональная структура зданий ЦДТ включает следующие основные группы помещений: массовой и методической работы, зрелищную, учебно-воспитательной работы, административно-хозяйственную, входную и обслуживающую (см. Приложение 2, рис.1).

Группа помещений массовой работы включает: зал массовых мероприятий, игротеку, музей, выставочный зал, малый зал.

Группа помещений методической работы включает кабинет и библиотеку.

Зрительный зал с сопутствующими помещениями образуют зрелищную группу помещений.

Помещения учебно-воспитательной работы подразделяются на группы помещений художественной деятельности, научно-технического творчества, для эколого-биологического направления деятельности, для туристско-краеведческой, спортивной и общегуманитарного профиля деятельности.

Помещения художественной деятельности предназначены для работы музыкальной, хореографической, литературно-драматической, изобразительного искусства студий, студий скульптуры и кукольного театра, видеофотостудии, мастерской рукоделия и художественной обработки материалов.

Помещения научно-технического творчества образуют лаборатории технического моделирования, радио- и электротехническая лаборатория, компьютерные классы.

Помещения для эколого-биологического направления деятельности включают: зимний сад, комнаты для занятий юных натуралистов и содержания животных.

В составе помещений для туристско-краеведческой деятельности предусматриваются: туристско-краеведческий кабинет, комната для работы детских общественных организаций и склад для туристского снаряжения.

Общегуманитарное направление деятельности реализуется в помещениях социально-психологической лаборатории и предназначенных для занятий в области социального творчества, изучения иностранных языков и др.

В группу помещений для спортивной деятельности в полном составе или в различных комбинациях могут входить: залы для спортивных игр, спортивный и детский бассейны, тренажерные залы с сопутствующими помещениями, а также входные и обслуживающие помещения.

Административно-хозяйственная группа помещений включает: кабинеты для административно-хозяйственного персонала, хозяйственные мастерские, склады и кладовые.

Группу входных и обслуживающих помещений образуют: вестибюль с гардеробом, санузлы, кладовые, буфет и представительские помещения.

Итак, мы рассмотрели общие требования к центрам детского творчества. Этофункции центров творчества,организация сети центров детского творчества, территориальная организация сети и принципы размещения центров творчества, архитектурно-планировочные решения.

Список литературы

1. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения".

2. Закон РФ "Об образовании".

3. Рекомендации по проектированию внешкольных учреждений - домов пионеров и школьников (ДПШ), станций юных техников (СЮТ), станций юных натуралистов (СЮН). Москва, Стройиздат, 1984 г.

4. ВСН 45-86 "Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования". Госгражданстрой - Москва, Стройиздат, 1988 г.

Просмотров работы: 288