Если вы входите в класс,
от которого трудно добиться слова,
начните показывать картинки, и класс заговорит,
а главное, заговорит свободно…»
К.Д.Ушинский
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования диктует новые требования к процессу обучения школьников. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает «активную учебно-познавательную деятельность обучающихся», направленную на формирование таких личностных результатов, как «формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности».
Таким образом, основная задача педагога заключается в выборе приемов и методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников и реализации их творческого потенциала.
Одним из таких методических приемов является кроссенс.
Его относят к интерактивным методам обучения, соответствующим личностно-ориентированному подходу. Он основывается на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, причем не только на учебном, школьном. На основе такого опыта формируется новое знание и умение.
Итак, что же такое кроссенс? Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов».
Кроссенс придумали художник и философ, доктор технических наук Владимир Бусленко и писатель, педагог и математик Сергей Федин. Первый кроссенс был впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».
Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории.
По словам создателей, идея кроссенса, как все простое, гениальна, и как все гениальное, очень проста. В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками.
Всего картинок в кроссенсе девять, а задач (по числу соседних пар – двенадцать).
Читать кроссенс нужно следующим способом:
− сверху вниз и слева направо (согласно правилам чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 9 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой»;
− начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.
Нужно установить связи по периметру между квадратами 1–2, 2–3, 3–4, 4-5, 5–6, 6–7, 7–8, 8–1.
Учебная задача – объяснить или разгадать кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. На основе уровня связей, лежащих между картинками, кроссенсы могут быть двух уровней – «базовый» кроссенс (связи между картинками поверхностные, задача ученика – объяснить кроссенс) и кроссенс «высокого уровня» (связи между картинками глубинные, образующиеся на основе замены прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими, задача ученика – разгадать кроссенс).
Кроссенс можно применять на разных этапах урока:
− проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);
− формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);
− раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);
− обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
− организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
− творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему);
− построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).
Не только учитель может создавать кроссенс, но и ученики. Кроссенс, составленный учеником или группой учеников, отражает глубину понимания ими заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения, взаимодействия в группе. Если не пожалеть на это времени, то организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.
И на самом деле - какой простор для творчества учителей и учеников!
При создании «Кроссенса» можно воспользоваться следующим алгоритмом:
1. Определить тематику (общую идею).
2. Выбрать 9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.
3. Найти связи между элементами.
4. Определить последовательность элементов по типу связи «крест» и «основа».
5. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр – 5-й квадрат).
6. Подобрать картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).
7. Заменить выбранные элементы (образы) картинками.
Рассмотрим пример работы с кроссенсом в начале урока при определении темы урока «Дом - The House». Ученикам необходимо обозначить тему занятия самостоятельно. В кроссенсе используется цепочка слов. По окончании работы учащиеся «закрывают» цепочку и назвают тему урока.
Дорожка (pathway)-кирпич(the block)-крыша (the roof)-ключ (the Key)-дверь (the door)-кошка (the cat)-семья (the family)-стол (the table). Слова, которые были неизвестны, выписаны на доску как новая лексика. Тем самым, разгадывая кроссенс, проводилось частичное введение новой лексики. Разберём первую пару слов: 1,2 (что можно услышать от учеников)
Дорожка-кирпич, из кирпича сделана дорожка. Далее можно попросить учащихся представить себя на дорожке и подумать, к чему она может вывести (и это должно быть связано с кирпичом).
Например, можно подсказать, что это какое-либо здание. Далее переходим к номеру 3,6,9 – это крыша, которую имеет здание, дверь которого открывается ключом. 8,7,4- в здании есть кошка, здесь живёт семья, которая может собираться за столом. Сначала все эти слова в процессе рассуждений проговаривались по отношению к совершенно разным понятиям, и были связаны с домом, а в результате мы получили тему урока «Дом».
Польза от составления кроссенса несомненна: любое метапредметное понятие приводит в самые неожиданные места и раскрывает новые грани понимания привычных вещей.
Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:
• Научность: имеет научное обоснование;
• Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;
• Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;
• Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;
• Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.
А это значит, приём «Кроссенс» способствует формированию всех видов универсальных учебных действий.
Таким образом, этот приём позволяет на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Кроссенс – прием-головоломка нового поколения, соединяющий в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.
Список используемой литературы:
Кроссенс – игра для эрудитов // Наука и жизнь . 2002. №12. 9С.
Никоарэ М.Крупицы истинного знания, или творим с историей //Учительская газета. 2012. №7. 17С.
Учительская газета [Электронный ресурс]: http://www.ug.ru/method_article/214