КРОССЕНС КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОНСПЕКТЕ ФГОС - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

КРОССЕНС КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОНСПЕКТЕ ФГОС

Мамонтова Е.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Васильевская средняя школа"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Если вы входите в класс,

от которого трудно добиться слова,

начните показывать картинки, и класс заговорит,

а главное, заговорит свободно…»

К.Д.Ушинский

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования диктует новые требования к процессу обучения школьников. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает «активную учебно-познавательную деятельность обучающихся», направленную на формирование таких личностных результатов, как «формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности».

Таким образом, основная задача педагога заключается в выборе приемов и методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников и реализации их творческого потенциала.

Одним из таких методических приемов является кроссенс.

Его относят к интерактивным методам обучения, соответствующим личностно-ориентированному подходу. Он основывается на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, причем не только на учебном, школьном. На основе такого опыта формируется новое знание и умение.

Итак, что же такое кроссенс? Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов».

Кроссенс придумали художник и философ, доктор технических наук Владимир Бусленко и писатель, педагог и математик Сергей Федин. Первый кроссенс был впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории.

По словам создателей, идея кроссенса, как все простое, гениальна, и как все гениальное, очень проста. В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками.

Всего картинок в кроссенсе девять, а задач (по числу соседних пар – двенадцать).

Читать кроссенс нужно следующим способом:

− сверху вниз и слева направо (согласно правилам чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 9 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой»;

− начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.

Нужно установить связи по периметру между квадратами 1–2, 2–3, 3–4, 4-5, 5–6, 6–7, 7–8, 8–1.

Учебная задача – объяснить или разгадать кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. На основе уровня связей, лежащих между картинками, кроссенсы могут быть двух уровней – «базовый» кроссенс (связи между картинками поверхностные, задача ученика – объяснить кроссенс) и кроссенс «высокого уровня» (связи между картинками глубинные, образующиеся на основе замены прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими, задача ученика – разгадать кроссенс).

Кроссенс можно применять на разных этапах урока:

− проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);

− формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);

− раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);

− обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);

− организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

− творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему);

− построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).

Не только учитель может создавать кроссенс, но и ученики. Кроссенс, составленный учеником или группой учеников, отражает глубину понимания ими заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения, взаимодействия в группе. Если не пожалеть на это времени, то организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.

И на самом деле - какой простор для творчества учителей и учеников!

При создании «Кроссенса» можно воспользоваться следующим алгоритмом:

1. Определить тематику (общую идею).

2. Выбрать 9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.

3. Найти связи между элементами.

4. Определить последовательность элементов по типу связи «крест» и «основа».

5. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр – 5-й квадрат).

6. Подобрать картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).

7. Заменить выбранные элементы (образы) картинками.

Рассмотрим пример работы с кроссенсом в начале урока при определении темы урока «Дом - The House». Ученикам необходимо обозначить тему занятия самостоятельно. В кроссенсе используется цепочка слов. По окончании работы учащиеся «закрывают» цепочку и назвают тему урока. 

Дорожка (pathway)-кирпич(the block)-крыша (the roof)-ключ (the Key)-дверь (the door)-кошка (the cat)-семья (the family)-стол (the table). Слова, которые были неизвестны, выписаны на доску как новая лексика. Тем самым, разгадывая кроссенс, проводилось частичное введение новой лексики. Разберём первую пару слов: 1,2 (что можно услышать от учеников)

Дорожка-кирпич, из кирпича сделана дорожка. Далее можно попросить учащихся представить себя на дорожке и подумать, к чему она может вывести (и это должно быть связано с кирпичом).

Например, можно подсказать, что это какое-либо здание. Далее переходим к номеру 3,6,9 – это крыша, которую имеет здание, дверь которого открывается ключом. 8,7,4- в здании есть кошка, здесь живёт семья, которая может собираться за столом. Сначала все эти слова в процессе рассуждений проговаривались по отношению к совершенно разным понятиям, и были связаны с домом, а в результате мы получили тему урока «Дом».

Польза от составления кроссенса несомненна: любое метапредметное понятие приводит в самые неожиданные места и раскрывает новые грани понимания привычных вещей.

Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:

• Научность: имеет научное обоснование;

• Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;

• Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;

• Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;

• Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.

А это значит, приём «Кроссенс» способствует формированию всех видов универсальных учебных действий.

Таким образом, этот приём позволяет на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Кроссенс – прием-головоломка нового поколения, соединяющий в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

Список используемой литературы:

Кроссенс – игра для эрудитов // Наука и жизнь . 2002. №12. 9С.

Никоарэ М.Крупицы истинного знания, или творим с историей //Учительская газета. 2012. №7. 17С.

Учительская газета [Электронный ресурс]: http://www.ug.ru/method_article/214

Просмотров работы: 198