Применение элементов растяжки на занятиях с девушками - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Применение элементов растяжки на занятиях с девушками

Першина И.Е. 1, Лыженкова Р.С. 1
1ИрГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель: изучить сущность стретчинга и его отличия от других видов фитнеса, а также влияние на развитие гибкости и возможную пользу для здоровья студенток ВУЗов. Рассмотреть виды стретчинга и возможности применения его на занятиях по ОФП.

Тема исследования актуальна в связи с массовым интересом к стретчингу в последнее время. Следует организовать социальный опрос среди студенток разного возраста и на его основании сделать выводы о необходимости применения элементов растяжки на занятиях по физической культуре с девушками.

Проблема: студенты недостаточно осведомлены о важности упражнений на растяжку и развитии гибкости, поэтому возникает необходимость в информировании о действии стретчинга на физическое здоровье и психоэмоциональную составляющую.

Анализ литературных источников:

Стретчинг (от англ. «stretch» – тянуть, растягивать) – это система физических упражнений, направленных на развитие гибкости, подвижности в суставах и эластичности мышц. Л.В. Морозова и О.П. Виноградова в учебно-методическом пособии «Стретчинг» определяют данное понятие как вид аэробики, представляющий собой комплекс упражнений на растягивание. [1]

Эта система возникла в 50-е годы XX столетия, но лишь на 20 лет позже стала признаваться в спорте и получила своё обоснование в работах американских и шведских ученых. [2] Наибольшую популярность стретчинг приобрёл в 80-е, когда гимнастика с элементами растяжки стала модным средством борьбы с лишним весом. Сейчас известно, что стретчинг никакого отношения к похудению не имеет, но способствует общему оздоровлению организма, облегчает движения в повседневной жизни и является неотъемлемой частью силовых и кардио тренировок.

Давно не секрет, что причиной многих заболеваний, а в особенности ожирения, является малоподвижный образ жизни. В борьбе с ним на помощь приходят оздоровительные тренировки в комплексе со стретчингом. Задача оздоровительной тренировки – поиск оптимальных путей оздоровления организма, в частности опорно-двигательного аппарата. [1]

Стретчинг способствует развитию такого физического качества, как гибкость. Под гибкостью понимают растяжимость околосуставных тканей, обеспечивающую нормальное или физиологическое движение сустава или конечности. [3] Поэтому развивать гибкость надо до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела. [4]

Существует такое выражение: «С потерей гибкости приходит старость». И действительно есть факт того, что связки детей очень хорошо растяжимы, приблизительно на 10%, а у взрослых людей в возрасте старше 40 лет этот процент составляет не более 4%. Поэтому с уверенностью можно сказать, что секрет вечной молодости кроется в развитии гибкости.

Выделяют три вида упражнений, направленных на удлинение мышц: статистический, динамический и баллистический стретчинг.

Статистический стретчинг. Это очень медленные движения, при помощи которых принимается определённая поза и занимающийся удерживает её в течение 30 секунд – одной минуты. При этом он может напрягать растянутые мышечные группы, периодически или постоянно. Именно статистические упражнения с растягиванием мышц получили название стретчинг. [2] Этот вид является наиболее эффективным в данной методике.

Динамический – это медленные пружинящие движения, завершающиеся удержанием статических положений в конечной точке амплитуды движений.

Баллистический стретчинг – это маховые движения руками и ногами, а также сгибание и разгибание туловища, которые выполняются с большой амплитудой и значительной скоростью. В этом случае удлинение определённой группы мышц оказывается сравнительно кратковременным. Оно длится столько, сколько длится мах или сгибание. [2]

Твёрдые, застывшие мышцы мешают правильной работе человеческого тела. Если мышцы не способны сокращаться и расслабляться должным образом, это может спровоцировать снижение результативности и неспособность контролировать работу мышц. [5] В некоторых случаях застывшие мышцы могут привести даже к ухудшению кровообращения, вследствие чего мышцы поучают недостаточное количество кислорода, а сам человек испытывает головокружения и повышенную утомляемость.Занятия растяжкой могут избавить человека от головных болей и болей в спине, мышечных зажимов – даже дышать станет легче. Благодаря растяжке можно научиться слушать своё тело. А кроме того, научиться быть наедине с собой, отрешаться от внешних проблем, расслабляться и настраиваться на внутреннюю гармонию. [6]

Тренироваться следует сразу после нагрузки – ходьбы либо других аэробных упражнений. А поскольку стретчинг снимает излишнее напряжение мышц, можно использовать его после долгой работы для повышения настроения и хорошего самочувствия. Ведь именно растяжка положительно действует на психическую активность человека.

Упражнения данного вида аэробики необходимо применять на занятиях по физической культуре в ВУЗе. Это позволит студенткам выработать привычку поддерживать мышцы в тонусе и регулярно тренироваться.

Содержание и результаты исследования:

Для того, чтобы оценить уровень популярности стретчинга среди студентов и их заинтересованность в данных упражнениях, был проведен опрос с помощью сервиса «Google Формы». В опросе приняли участие 50 девушек-студенток российских ВУЗов разных направлений подготовки. Данный опрос был размещён в социальной сети «Вконтакте».

На первый вопрос о частоте занятий растяжкой 28% ответили, что занимаются несколько раз в неделю, 40% – один раз в неделю, что составляет большинство, и 32% не занимаются стретчингом (Рис. 1).

Рис. 1

 

В
торой вопрос определил уровень заинтересованности студентов в занятиях растяжкой. Выяснилось, что 88% опрошенных стретчинг интересен, что говорит о возможности его применения на занятиях по ОФП. Лишь 12% выразили противоположное мнение (Рис. 2).

Рис. 2

Третий вопрос позволяет сделать вывод об эффективности тренировки с элементами растяжки. 78% девушек чувствуют снятие мышечного напряжения, 16% улучшений не замечают и 6% затруднились ответить (Рис. 3).

 

Рис. 3

Четвёртый вопрос показывает статистику по умеющим садиться на шпагат, даёт представление о развитии уровня гибкости у девушек. 60% сообщают о неумении садиться на шпагат, 26% умеют садиться на продольный шпагат, всего 4% – на поперечный, а 10% студенток владеют обоими видами шпагата (Рис. 4).

 

Рис. 4

П
ятый вопрос опроса был направлен на выявление болезней суставов среди девушек. Так, 64% заболеваний не имеют, 22% затруднились ответить (возможно, не осведомлены о состояния своего здоровья) и 14% сообщили о наличии проблем с суставами (Рис. 5).

Рис. 5

Заключение:

Проанализировав информационные источники по стретчингу и проведя социальный опрос, можно сделать вывод о необходимости применения элементов растяжки на занятиях с девушками. В настоящее время большой процент студенток заинтересован в развитии собственной гибкости в качестве профилактики заболеваний суставов и мышечных болей. Кроме того, многие девушки уже знают о положительном эффекте данных тренировок и продолжат их применение в дальнейшем.

Список литературы:

1. Стретчинг / Л.В. Морозова, Т.И. Мельникова, О.П. Виноградова. М.: ООО «Бук», 2018. 3-10 с;

2. Стретчинг для здоровья и долголетия / В. Томпсон. М.: Издательство «Феникс», 2004. 5-7 с;

3. Наука о гибкости / М.Д. Алтер. М.: Издательство «Олимпийская литература», 2001. 8 с;

4. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. М.: Издательство «Академия», 2001. 230-240 с;

5. Анатомия стретчинга / Б. Уокер. М.: Издательство «Э», 2017. 4-25 с;

6. Стретчинг дома. Сесть на шпагат легко / Д. Галиева. М.: Издательство «АСТ», 2020. 24-27 с.

Просмотров работы: 19