Повышение двигательной активности студентов - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Повышение двигательной активности студентов

Гольдфайн Я.В. 1, Блохина Н.В. 1
1САФУ им. М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный учебный процесс в высшем учебном заведении характеризуется большим объемом информации, усложнением современных программ, что подвергает студентов большим психологическим и физиологическим испытаниям, которые зачастую превышают их физические возможности.

Двигательная активность, согласно ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) — это какое-либо движение, осуществляемое скелетными мышцами и требующее энергетических затрат. Пока мы двигаемся – мы живём. Любой вид физической культуры направлен на улучшение и сохранение физической формы [3].

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни людей. Она определяется социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, зависит от организации физического воспитания, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей организма, обуславливается родом занятий, количеством свободного времени и характером его использования, доступностью спортивных сооружений и мест отдыха [1].

Характерной особенностью студенческой молодежи является низкий уровень ответственности за собственное здоровье, распространенность факторов риска здоровью (курение, употребление алкоголя, наркотиков и т.д.). Необходимы неотложные социально-педагогические и лечебно-профилактические меры по сохранению и укреплению здоровья современной молодежи. В связи с этим процесс физического воспитания в вузе должен быть направлен, прежде всего, на формирование у студентов здорового образа жизни, активного стиля поведения, направленного на активизацию у молодежи двигательной активности.

Двигательная активность является естественной потребностью гармоничного развития человеческого организма. Если человек в детском возрасте ограничен в естественной потребности двигаться, то его природные умственные и физические задатки не получат должного поступательного развития. Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме, снижению умственной и физической работоспособности человека. Особое значение приобретает гармонизация двигательной активности и профессионального становления молодого человека в период получения высшего образования. Таким образом, возникают противоречия между возросшей необходимостью интенсификации умственного труда студентов в современном образовательном пространстве и недостаточной двигательной активностью молодежи в процессе обучения в вузе как необходимое условие укрепления и поддержания здоровья [2].

Основным средством поддержания здоровья и хорошего самочувствия студентов является предмет физическая культура. Влияние этого предмета весьма многообразно. 8-10 часов занятий физкультурой — залог здорового роста, развития и хорошего самочувствия студента.

Как отсутствие физической нагрузки влияет на наш организм?

Большинство людей не любят работать физически и двигаться вообще. Многие не обращают внимания на своё физическое состояние, что чревато большими последствиями. Постоянная расслабленность не позволяет организму оставаться в тонусе и «программироваться» на долгую здоровую жизнь. Отсутствие физической активности влечет:

ослабление мышечного тонуса и риск получения травмы;

ослабление сердечной деятельности;

ослабление костной ткани и риск переломов;

предрасположенность к полноте и ожирению в результате избытка нерастраченных калорий.

За время обучения в вузе здоровье студентов имеет тенденцию к ухудшению. У 80–85 % студентов отмечаются отклонения в состоянии здоровья. Наиболее частыми жалобами являются головные боли (62,5 % у девушек и 36 % у юношей), снижение работоспособности (42,3 и 31,0 %), метеозависимость (89,6 % у девушек и 72,0 % у юношей). К старшим курсам увеличивается число лиц, отнесенных к специальной медицинской группе, а также освобожденных от академических учебно-тренировочных занятий или переведенных в группы лечебной физической культуры.

Отсутствие физической активности приводит к тяжёлым последствиям:

- гиподинамии - нарушению функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц;

- гипокинезии (состояние недостаточной двигательной активности организма с ограничением темпа и объёма движений).

У тех, кто регулярно испытывает физическую нагрузку, лучше развита мозговая активность. В результате кислородного обмена веществ, происходящих в ходе выполнения физических упражнений, легче усваивается новая информация. Кроме того, физическая активность снижает подверженность стрессу и уровень тревожности. Результаты недавнего исследования показали, что гормоны, вырабатываемые в процессе выполнения физических упражнений, положительно влияют на психическое здоровье. Улучшается настроение, способность концентрироваться, повышается мотивация к выполнению учебных заданий — все это способствует лучшей мозговой активности [2].

Основные рекомендации для студентов.

Все люди в возрасте 18-27 лет должны двигаться разнообразно и соответственно своему возрасту, минимально 1-2 часа в день. Следует избегать неподвижного сидения в течение более 2 часов подряд. Работа за компьютером допускается не более 2 часов в день. Рекомендуется как минимум 1 часа физической активности в день для молодых людей возрастом 18-27 лет, посредством чего можно уменьшить риски для здоровья, вызванные неподвижностью.

Знакомство с различными видами спорта и развитие основных умений помогают найти подходящее хобби. Занимаясь самостоятельно или под руководством педагога, студенты могут улучшить свое физическое состояние. Студенты смогут овладеть приемами самоконтроля за функциональным состоянием во время выполнения физической нагрузки, методически правильно проводить самостоятельные занятия [4].

В начале 21 века на смену монотонным физическим упражнениям пришли новые способы поддержания спортивной формы. Среди студенческой молодежи широкое распространение получают новые виды спорта: стретчинг, тяжелая атлетика, фитнес-йога, воркаут, скалолазание, скейтбординг, брейк-данс. Однако их внедрение, чаще всего связано с необходимостью приобретения дорогостоящего оборудования и инвентаря.

В арсенале средств физической культуры имеются упражнения, которые в настоящее время переживают новый всплеск интереса со стороны занимающихся физическими упражнениями. Так во многих вузах внедряются такие виды активности, как бокс, различные направления фитнеса, спортивные игры. Данные виды занятий спортом позволяют развивать выносливость, гибкость, координацию, а также способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы. Студенты получают знания и навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, а также узнают, как с помощью различных упражнений можно укрепить свое здоровье.

Всё же получаемых знаний в рамках учебной программы студенту недостаточно для достаточной осведомленности о важности повышения физической активности. Молодежь не осознает важность поддержания своего состояния при помощи физических упражнений и здорового питания.

Для повышения физической активности среди студентов необходимо решение следующих задач:

- пропаганда здорового образа жизни среди студентов и сотрудников,

- формирование понятия о здоровом образе жизни и его элементах,

- создание мотивации к переходу на здоровый образ жизни,

- профилактика вредных привычек,

- формирование полезных привычек,

- формирование образа современного молодого человека, ведущего здоровый образ жизни.

Для этого необходимо принятие определенных действий и разработка мероприятий для привлечения заинтересованности молодежи.

1. Необходимо совершенствовать систему физического воспитания в вузе в различных направлениях. Расширение количества направлений спортивных секций и включение в практические занятия в рамках расписания новых дисциплин, таких как стретчинг, тяжелая атлетика, фитнес-йога, воркаут. Организация и проведение конкурсов, акций, посвященных популяризации здорового образа жизни и сохранению здоровья.

2. Организация спортивных мероприятий, а также мероприятий, посвященных теме здорового образа жизни, проходящих в ВУЗе и за его пределами. В таких мероприятиях можно широко использовать национальные народные игры (городки, лапта, салки и т.д.) для привлечения молодежи к регулярным занятиям двигательной активности. Привлечение студентов к созданию медиаматериалов и проектов, посвященных здорового образа жизни, направленных на популяризацию данного направления.

3. Доказано, что применение рейтинга физкультурно-спортивных достижений не только студентов, но и других сотрудников вузов (администрации, преподавателей, иных работников) способствует созданию в вузах определенной социальной физкультурно-спортивной среды.

4. По мнению ряда специалистов, увеличение двигательной активности студентов будет способствовать решению сразу двух актуальных для молодых людей проблем: оздоровлению и успешной социализации в обществе сверстников Знакомство с основами правильного питания и составление дневного рациона питания поможет контролировать употребляемые калории в пище. Задействование видео-уроков и мобильных приложений поможет молодежи заниматься удаленно, а также сможет подсчитывать употребляемые калории.

Внедрение данных предложений в программу обучения студентов поможет повысить физическую активность молодежи, а также сформирует здоровое поколение молодых специалистов.

Список литературы:

1. Иванов А.В Роль физической культуры в повышении двигательной активности студентов https://multiurok.ru/files/rol-fizicheskoi-kultury-v-povyshenii-dvigatelnoi-a.html

2. Козлов Д.В. Повышение двигательной активности студентов на основе интеграции форм физического воспитания в вузе: автореф. дис. к. пед. н.: – Красноярск: 2009.-25с.

3. Шелякова О.В Двигательная активность студентов как средство сохранения и укрепления их здоровья URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25766800& (дата обращения 10.01.2021).

4. Усатов А.Н., Усатов В. Н. Дополнительные занятия физической культурой как фактор повышения двигательной активности студентов // Вестник спортивной науки. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnye-zanyatiya-fizicheskoy-kulturoy-kak-faktor-povysheniya-dvigatelnoy-aktivnosti-studentov (дата обращения: 11.01.2021).

Просмотров работы: 523