К вопросу о создании формальных моделей разрабатываемого программного обеспечения - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

К вопросу о создании формальных моделей разрабатываемого программного обеспечения

Халилов Шерали Ахмедович 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

К разработке планируется информационная система управления взаимоотношениями с клиентами. Информационная система управления отношениями с клиентами (CRM) — корпоративная информационная система, предназначенная для улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с клиентами, установления и улучшения бизнес-процедур на основе сохранённой информации и последующей оценки их эффективности [1].

Разработка программного обеспечения начинается с анализа требований к нему. В результате анализа получают спецификации разрабатываемого программного обеспечения, строят общую модель его взаимодействия с пользователем или другими программами и конкретизируют его основные функции [2 - 4].

При структурном подходе к программированию на этапе анализа и определения спецификаций разрабатывают три типа моделей: модели функций, модели данных и модели потоков данных. Поскольку разные модели описывают проектируемое программное средство с разных сторон, то будем использовать сразу несколько моделей, разрабатываемых в виде диаграмм.

Выполним анализ функциональных и эксплуатационных требований к программному продукту.

Функциональные требования: поддержка возможности формирования единой базы данных сформированных договоров, спецификаций, обработанных заявок, возможность формирования отчетности по каждому проведенному документу.

ИС должна обеспечивать следующие функциональные возможности:

Регистрация входящих/исходящих документов;

Формирование спецификаций;

Конструктор отчётов;

Одновременный доступ сотрудников к базе данных.

Эксплуатационные требования: поддержка одновременного подключения нескольких пользователей, система должна иметь простой интерфейс, понятный и доступный любому пользователю.

Рассмотрим основные технические решения. Выбранный язык программирования: Python 3.8. Программный продукт поддерживает 2 роли:

- клиент;

- сотрудник (менеджер).

Требования к безопасности: с программой могут работать несколько человек, входя в систему под своими аккаунтами. Для обеспечения конфиденциальности каждый аккаунт необходимо защитить паролем. Добавление, изменение и удаление пользователей осуществляется через администратора пользователей.

Далее рассмотрим бизнес-процессы и выделим основной. Основным бизнес-процессом в работе с клиентами является заказ товаров клиентами. Для описания данного процесса использована модель IDEF0. На рисунке 1 изображена контекстная диаграмма, которая отражает суть процесса в целом.

На вход поступает заявка клиента на приобретение товара. Управляющим воздействием являются: Устав, должностные инструкции, формы договора и спецификации, список товаров в наличии. Механизмы: сотрудники, деньги, MS Word и 1С: Предприятие. На выходе – отгруженный товар.

Декомпозируем данный бизнес-процесс на 6 блоков (рисунок 2):

1) Обработка заявки. Сотрудник получает заявку от клиента на электронную почту и начинает её обрабатывать.

Рисунок 1 – Контекстная диаграмма IDEF0 «Заказ товара»

2) Проверка наличия на складе. После обработки и анализа всех критериев, сотрудник направляет данные заявки для проверки наличия товара на складе.

3) Заключение договора. После проверки наличия на складе сотрудник получает актуальную информацию о наличии товаров, после чего идет составление и подписание договора.

4) Составление спецификации. Необходимые параметры и данные договора сотрудник передаёт для составления спецификации в MS Word.

5) Оплата. В 1С: Предприятии формируется счёт на оплату по итоговой сумме спецификации.

6) Отгрузка товара. Как только товар оплачен, начинается процесс отгрузки товара.

Далее, с помощью диаграммы в нотации DFD, рассмотрим часть бизнес-процесса, в которой непосредственно взаимодействуют клиент и сотрудник (менеджер) организации. Диаграмма представлена на рисунке 3.

Рисунок 2 – Декомпозиция диаграммы IDEF0 «Заказ товара»

Рисунок 3 –Диаграмма DFD «Заказ товара»

Данная диаграмма будет использована для проектирования архитектуры программной системы. Диаграмма состоит из следующих процессов: заполнить форму заявки на сайте, проверить наличие на складе, сформировать договор, сформировать спецификацию по полученной заявке, подтвердить договор и спецификацию, сформированные ИС, и согласовать сформированные договор и спецификацию.

Сущностями в данной диаграмме являются клиент, информационная система управления взаимоотношениями с клиентами и менеджер, участвующий в процессе взаимодействия всего один раз. Хранилище – база данных склада.

Клиент заполняет форму заявки на сайте, после чего она попадает в информационную систему управления взаимоотношениями с клиентами. Далее системой проверяется наличие товара на складе: направляется запрос в базу данных склада. После получения информации о наличии товаров, система автоматически формирует договор по шаблону, вставляя в него необходимые данные клиента, и формирует спецификацию по полученной заявке и данным договора. Следующим шагом идёт подтверждение менеджером организации сформированных информационной системой договора и спецификации. Далее идет процесс согласования подтверждённых договора и спецификации с клиентом через информационную систему.

Далее определим объекты и их атрибуты для моделирования структур данных. Структура данных проектируемой информационной системы состоит из четырнадцати таблиц: «Сотрудники», «Должности», «Отделы», «Контрагенты», «Тип контрагента», «Договора», «Спецификации», «Статус документа», «Товары», «Способ отгрузки», «Дополнительные услуги», «Заявки», «Спецификации - Дополнительные услуги» и «Заявки – Дополнительные услуги» (рисунок 4).

Таблица «Сотрудники» содержит информацию о персонале организации, включает в себя личную информацию о сотрудниках (ФИО, дату рождения, телефон, паспортные данные), логин и пароль для входа в систему, должность сотрудника и принадлежность к отделу.

Таблицы «Должности» и «Отделы» являются справочниками должностей и отделов организации соответственно.

Рисунок 4 – Структура данных проектируемой системы

Таблица «Контрагенты» хранит в себе информацию о всех организациях, с которыми взаимодействует организация, а именно, наименование организации, ИНН, юридический адрес, почтовый адрес, телефон, контактное лицо, логин и пароль. Также сюда входит тип контрагента, который хранится в соответствующем справочнике «Тип контрагента». Такими типами являются: покупатель, поставщик, перевозчик, склад, услуги и др.

В таблице «Договора» содержится информация о заключенных договорах с контрагентами: номер договора, дата договора, непосредственно сам контрагент и сотрудник, заключивший договор, и статус документа.

Полную информацию о сделке и существенные условия хранит в себе таблица «Спецификации». В неё входят: номер и дата спецификации, договор, неотъемлемой частью которого она является, сотрудник, заключивший договор и спецификацию, статус документа, заявка, по которой составлена спецификация, товар, его количество, цену, предполагаемые сроки отгрузки товара, условия оплаты, место поставки, способ отгрузки товара и дополнительные услуги, предлагаемые организацией.

Таблица «Товар» содержит информацию о товарах, предлагаемых организацией, их описание и место хранения.

Таблицы «Способ отгрузки», «Статус документа» и «Дополнительные услуги» являются справочниками способов отгрузки, возможных статусов документа и дополнительных услуг соответственно. В таблице «Дополнительные услуги» также содержится информация об услуге, её описание и цена.

Таблицы «Спецификации – Дополнительные услуги» и «Заявки – Дополнительные услуги» являются связующими, так как в одну спецификацию и в одну заявку может входить несколько дополнительных услуг.

Заявки, оставленные клиентами на сайте, с указанием товара, количества, способа отгрузки, желаемых дополнительных услуг, хранятся в таблице «Заявки». Также сюда входят номер телефона, e-mail и контактное лицо.

На основе рассмотренных материалов и их анализа можно спроектировать форму заявки. Один из вариантов формы заявки представлен на рисунке 5. Как видно из рисунка клиенту нужно указать необходимый товар, количество, способ доставки, контактные данные. Также есть возможность выбрать дополнительные услуги, предлагаемые организацией «Страхование товара», «Сертификация» и «Таможенное оформление».

Далее необходимо будет разработать спецификацию, которую обычно представляют в виде краткого текстового описания, схем алгоритмов и псевдокодов.

Список используемых источников:

1. Гринберг, П. CRM со скоростью света. Привлечение и удержание клиентов в реальном времени через Интернет [Текст] / П. Гринберг. – М.: Символ-Плюс, 2006. – 526с.

Рисунок 5 – Форма заявки

2. Брукс, Ф. Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы [Текст] / Ф. Брукс. — М.: СПб: Символ-Плюс, 2016. — 304c.

3. Градди, Б. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений [Текст] / Б. Градди, Р.А. Максимчук, М.У. Энгл, Б.Дж. Янг, Д. Коналлен, К.А. Хьюстон. — М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. — 720с.

4. Смит, Дж.М.-К. Элементарные шаблоны проектирования [Текст] / Дж.М.-К. Смит. — М. : ООО “И.Д. Вильямс”, 2013. — 304 с.

Просмотров работы: 5