ОСОБЕННОСТИ СВЯТОЧНОЙ ОБРЯДНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСОБЕННОСТИ СВЯТОЧНОЙ ОБРЯДНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ

Аринина Н.П. 1, Сузганова А.А. 1
1ОГБПОУ "УККиИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Святки – в крестьянской общине долгожданный праздничный период от Рождества и до Крещения, который приходится на даты с 7 по 19 января. Рождество знаменует завершение поста и начало праздничных дней, наполненных обходами домов односельчан, ряжением колядовщиков, святочными гаданиями, щедрыми угощениями, различными увеселениями.

В Рождественское утро, по селу ходили «славильщики». Дети лет семи и старше заходили в дома и пели Рождественский Тропарь. Хозяева одаривали, кто, чем может, - послевоенные годы были голодными. «Угощали детей, кто лепёшку даст, кто картофелену, а тогда давали у ково чево Бог послал, у ково чево было, а тут уж и деньги давать стали» (с. Троицкий Сунгур Новоспасского района).

Совсем маленькие дети, кто не мог петь Тропарь, приходили «славить» и пропевали - либо проговаривали коротенькие четверостишия. «Как жа, чай у ково как мать научит, вот встанет и пропеват: Маленькай вьюнчик, сел на стульчик, открывайти сундучок, подавайти пятачок» (с. Троицкий Сунгур Новоспасского района).

Накануне Старого нового года или рано утром, по селу ходили колядовщики, в основном это были девушки лет 12-14 лет, были и смешанные группы, «когда с девками и парни ходили». Так, например, в с. Красная Поляна ходила молодежь, лет по двадцать, иногда и молодожёны, обязательно «рядились» - в стариков, старух, пастухов, девки в мужиков, парни в баб. Позволялось заходить прям в дома, пропевали коляду или таусень и их угощали рюмкой бражки. В селе Коромысловка Кузоватовского района указывалось, что коляду пели парни, а таусень - только девчонки.

В с. Кузоватово на Святки всегда рядились, кто, как сможет, мужики в баб, а бабы в мужиков, цыган и цыганок, в нечистую силу. Рядились и взрослые и молодежь, ходили накануне Старого нового года по домам односельчан и колядовали. Коляду пели на мордовском языке, как поясняют информанты «и та нескладна ана…», а вот шуточные угрозы в адрес хозяев об одаривании проговаривались уже на русском: «Пышки, лепёшки, подайте нам пирОжки, не дадите пирога, уведём корову за рога, не дадите пышки, все обдрищим мышки!»

По сведениям информантов из с. Должниково Базарносывзганского района на Святки по селу ходили артели детей и молодёжи и поздравляли односельчан с праздником, при этом пели Таусень, Каляда-Маляда. Колядовщики заходили в избу и пели, а затем хозяева «…угощали, дарили конфетков, копейку, пятачок. Нас, робятёшкав, заставляли садиться на пол и покрывали шубой – штобы куры неслись, и сажали на полушубок, штобы овцы велись». «…Рядились стариком, старухой, медведем (шубу наружу надевали). Сажей лицо мазали, маски делали из тыквы (очень хлопотно), надевали тряпку на лицо с дырками для глаз. Ряженые шутили, голос меняли, валяли в снегу прохожих». Было принято «пугать соседей», ряженые подходили к окну, стучали и подносили тыкву, внутри которой, тлел огонь (тыкву предварительно очищали от мякоти, вырезали глаза, нос, рот), и таким образом шутили.

В с. Тумкино Тереньгульского района ряженых называли «харюши», парни надевали вывернутые шубняки, маски делали из ткани, бумаги. Тумкинские «харюши» славились бесчинством и большим озорством, могли в отместку встретить обидчика, навалять в снегу, побить. В с. Мордовская Темрязань Барышского района ряженые «накрывали лицо шобоном, озоровали больно, только попадись», а в с. Кузоватово ряженые на головы надевали чапаны, а на пояс вешали тряпки.

В с. Зеленец Тереньгульского района ряженые приходили поздно вечером: «приходили, пели под окнами, у ково открыто – заходили в дом и просили рюмку… шубы та вывернуты и падпаясаны палатенцами, лицо прятали, делали маски… лицо мазали».

Интересна традиция одаривания колядовщиков праздничной выпечкой. Традиционным святочным угощением считались «орешки», жареные в жире или печеные маленькие подушечки из сдобного теста (Базарносызганский, Кузоватовский районы), встречаются упоминания о пряничках, сдобная выпечка, глазированная сладкой водой (Барышский, Тереньгульский районы), калёдка – праздничная выпечка в виде скрученной одинарной или двойной полоски из сдобного теста (Карсунский район). Практически повсеместно колядовщикам подавали моченый или жареный горох.

Яркими воспоминаниями наполнены сведения информантов о гаданиях на Святки, в основном их называли «ворожбой». Были распространены гадания на замужество, которые проводили в «кельях», улице и хозяйственных постройках.

Так в с. Кузоватово «…Девки, которы пели таусень, приходили позна вечерам, под акном встанут, спрашивают: - Суженава, ряженава как зовут?... им отвечали…, брали заслонку на неё лОжили соль, зеркала, зёрно, рюмку и курицу пускали, смотрели куды пойдет: ежели соль – беднай, рюмка – пьяница, зёрно – богатый, зеркала – красивый». Гадали девушки с дровами, подходили к поленнице, брали охапку и начинали считать: сусек, молодец… если счет останавливался на сусеке – богатый жених, если на молодце – бедный.

В с. Троицкий Сунгур Новоспасского района ходили в потёмках в хлев у овец шерсть драть, по цвету шерсти судили о темно или светловолосом избраннике, валенки через ворота кИдали и глядели, куда носок укажет, в той стороне и жених. «Пошли с девками с мотыгай на перекрёстак снег полоть, и давай приговаривать: - Полю белай снежок, где собака залаит, там мой женишок. И вот залаяла у меня собака на Монсунгур, я взошла и давай плакать, мама говорит: - Ты, чево завопилась? – У меня жених будет вон, в Монсунгуре, я не за какех женихов не пойду! Ну и точна».

В с. Должниково Базарносызганского района в доме, на полу, по количеству собравшихся девушек раскладывали колечки, в которые сыпали зерно, пускали курицу и смотрели к какому кольцу подойдет курица и начнёт клевать, той и суждено выйти замуж.

В с. Водорацкое Барышского района гадали в полночь с двумя зеркалами, ставили в печь два зеркала и рядом две свечи, смотрели в зеркальное отражение и приговаривали: - Привидься, кто у меня суженый будет.

Достаточно распространенными являются гадания в хозяйственных постройках, так например, в курятниках таскали с нашеста кур и судили о характере будущей свекрови, «…молчит – спокойная, го-го-го – ворчливая». На гумно приходили колосья дергали, коль наливной выдернет – богатый жених будет, а пустой к бедняку.

Информанты всегда вспоминали Святки как весёлое, долгожданное, праздничное время, почитаемое всеми односельчанами. Завершался святочный период обрядами в день Крещения. Святочные увеселения считались грехом и осуждались священством, те, кто рядился, гадал, купались в крещенской проруби.

Песенные образцы представлены колядками, таусенями записанными в разные годы в фольклорно-этнографических экспедициях в Кузоватовском, Карсунском, Барышском, Тереньгульском, Базарносызганском районах Ульяновской области. Образцы лаконичны в музыкальном строении, имеют простую ритмическую основу, поэтический текст отражает специфику диалектного произношения.

Просмотров работы: 3