ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ СЕЛА БАРЫШСКАЯ СЛОБОДА. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ СЕЛА БАРЫШСКАЯ СЛОБОДА. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ.

Ганина А.С. 1
1ОГБПОУ "УККиИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими традициями, обычаями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о жизни наших предков.

Сейчас Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.

Безжалостное обрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности и утрата этого знания одна из актуальных проблем современной. Созрела необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа .

В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице — мы окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Особенно актуальной сегодня является задача привить подрастающему поколению любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой.

Цель исследования заключается в изучении особенностей фольклора моего родного села Барышская Слобода. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

- изучить научную и методическую литературу, касающуюся темы исследования;

- ознакомиться с народными песенными традициями Поволжья и в частности Ульяновской области;

- исследовать особенности традиций народной культуры данного села;

- разучить на практике особенности исполнения песен села Барышская Слобода

Объект исследования – традиционная народная культура сел Сурского района, в данном случае Барышской Слободы. 

Предметом исследования являются особенности поэтических, прозаических жанров, обычаев и традиций, сопровождаемые словесным художественным творчеством.

Методологической основой выявления характерных особенностей региональной культуры явилось комплексное историко – культурологическое изучение и анализ различных жанров фольклора нашей местности. Базой исследования послужили труды: Русская повседневная культура. Обычаи и нравы с древности до начала Нового времени Татьяна Георгиева; М. Забылина Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и позия; Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа А.А. Коринфский; Обычаи и традиции русского народа Иван Панкеев; Русские обычаи и обряды Н.А. Юдина.

Также в работе были использованы материалы и исследовательские работы школьного музея села Барышская Слобода.

Село Барышская Слобода было основано в 1552 году Иваном Грозным, когда он шел 3 походом на Казань. Первопоселенцы были стрельцы из Нижнего Новгорода, которые после службы оставались в селе. Благодаря стрельцам у нас в селе сформировался новгородский окающий говор. Особенно заметен он у старшего поколения.

Фольклор – это устное народное творчество, наделенное идейной глубиной, высокохудожественными качествами, к нему относят все поэтические, прозаические жанры, обычаи и традиции, сопровождаемые словесным художественным творчеством.

Самобытны и красочны старинные обряды древнего села Барышская Слобода Сурского района. Некоторые из них, хорошо сохранились и по сей день, а большинство хранится только в памяти старожилов.

За стариной надо ехать в сёла и деревни, подальше от цивилизации.

Придёшь к такой бабушке, а она сначала засмущается «что мол и не помнит ничего». Но постепенно потечёт разговор, как неторопливая речка. И посмеёшься и погорюешь о житье-бытье и песни вспомнятся.

Край наш славился раздольными песнями. Голосистыми певуньями были слободные девчата и парни. Ни одна гулянка, да вечёрка не обходилась без задорных частушек.

Анализируя песенный состав села Барышская Слобода можно выявить следующие жанры фольклора: частушки, любовные, трагические.

Трудовые песни – сформировались в процессе работы, например, посева, вспашки, сенокоса. Представляют собой разнообразные выкрики, сигналы, напевы, напутствия, песенки.

Календарный фольклор – заговоры, приметы.

Свадебный фольклор.

Похоронные причитания, рекрутские причеты.

Необрядовый фольклор – это малые фольклорные жанры, пословицы, побасенки, приметы и поговорки.

Устная проза – предания, легенды, былички и бывальщины.

Детский фольклор – пестушки, потешки, колыбельные.

Художественное творчество – волшебные, бытовые сказки и сказки о животных, баллады, романсы, частушки.

Гадания, заговоры.

Рассмотрим самые распространенные виды народного фольклора более детально.

Трудовые песни

Это песенный жанр, отличительная черта которого – обязательное сопровождение трудового процесса. Широко известна песня «Во кузнице». Она была и плясовой и использовалась как трудовая. Такие песни помогали перенести тяготы тяжёлой однообразной работы. Песня «Посеяли девки лён» была записана в 1970 году у Евгении Самочковой. Она рассказывала о том, что песня поётся начало медленно, затем с ускорением. Под эту песню они жали хлеба, вязали снопы.

Посеяли девки лён

Посеяли девки лён, посеяли девки лён

Девки лён, девки лён, ходи браво девки лён

Посеяли, пололи. Посеяли, пололи.

Пололи, пололи, ходи браво пололи.

Во этот, во ленок, Во этот, во ленок,

Во ленок, во ленок, ходи браво во ленок.

Повадился пиринёк. Повадился пиринёк,

Пиринёк, пиринёк, ходи браво пиринёк

Иванушка щёголёк, Иванушка щёголёк

Щеголёк, щеголёк ходи браво щеголёк

Леночек он весь примял, леночек он весь примял,

Весь примял, весь примял, ходи браво весь примял.

В Суру речку побросал, в Суру речку побросал,

Побросал, побросал, ходи браво побросал.

Сура речка не примат, Сура речка не примат,

Не примат, не примат, ходи браво не примат.

Ко бережку прибиват, ко бережку прибиват,

Прибиват, прибиват ходи браво прибиват.

Ко бережку ко яру, ко бережку ко яру,

Ко яру, ко яру, ходи браво ко яру.

Ко красному бережку, ко красному бережку,

Бережку, бережку, ходи браво бережку.

На бережке молодцы, на бережке молодцы,

Гуляли, гуляли, ходи браво гуляли.

Под ручки девок брали, под ручки девок брали,

Девок брали, девок брали, ходи браво девок брали.

Календарный фольклор

Этот вид устного народного творчества относится к обрядовым традициям календарного цикла. Жизнь крестьянина, работающего на земле, неразрывно связана с погодными условиями. Именно поэтому появилось огромное количество обрядов, которые совершались для привлечения удачи, благополучия, большого приплода скота, удачного земледелия и пр. Самыми почитаемыми праздниками календаря считались Рождество, Масленица, Пасха, Крещение и Троица. Каждое празднование сопровождалось песнями, закличками, заговорами и обрядовыми действиями. Но Святки были самым весёлым временем для календарных праздников.

«Коляда, Коляда, посконная борода.

Уроди-ка господи конопель да поскони.

Лошадушка мощна, коровушка дойна,

петушок с гребешком, курочка с яичком……

и в конце

подайте кусочек с коровий носочек.

Не дадите пирога, уведём корову за рога.

Ходили ряженые с Рождества до Крещения

А накануне Рождества так же ряженые. Но пели не коляду, а Таузень

Таузень, таузень

Подайте на ужин

Кишки, да лепёшки

Да свиные ножки

На печи сидели

Да на нас глядели.

Свадебный фольклор

В каждом отдельном месте существовали свои виды народного фольклора, но в основном это были причитания, приговоры и песни. Каждая свадьба начиналась со сватовства. В дом невесты приходят сваты. Обязательно садились под матку. Речь начинается со слов: «У вас товар у нас купец…». Сватовство совершалось чаще всего по сговору жениха и невесты. Но бывает и без сговора, и родители давали соглашение сватам без ведома жениха или невесты. После сватовства делали запой.

Запой – это застолье с приглашёнными. Делался не всегда. С этого момента подружки невесты начинали изготавливать приданое. Шили занавески, расшивали подзорники, покрывала, наволочки, вязали скатерти. Приданое украшали вышивкой и вязанием крючком. Подружки приходили в будние дни каждый вечер, а в воскресенье на целый день. Жених и его друзья тоже приходили в гости.

Рубашка. Накануне подружки невесты шли в дом жениха с рубашкой. А точнее несли 2 или 3 рубашки. Одна хорошая на первый день свадьбы, другая( по возможности) на второй день, а ещё делали шуточную. Её специально драли, пришивали заплатки, пробки, рисовали сердечки. Подружки невесты, нахваливая достоинства каждой из рубашек, предлагали купить их для свадьбы. Рубашки примеряли на жениха. Начинали примерку с шуточной. Обсуждали, подходит или нет. После продажи рубашки подруги невесты и друзья жениха садились за стол с угощениями.

В обмен на рубашку жених давал невесте берёзовый веник весь украшенный бантиками. На веник так же вешали духи, мыло, зеркало, губную помаду и т.д. то есть всё, для того чтобы невеста на свадьбе была чистой и красивой. В придачу к хорошему венику давали голик(использованный ободранный банный веник). Его тоже украшали пустыми коробочками, пакетиками. Когда подруги приходили домой они должны были истопить баню и напарить невесту. Подруги невесты сначала показывали шуточный веник, а только потом настоящий.

Приданое невесты. Накануне свадьбы со стороны жениха приезжал караван за приданым невесты. Со стороны жениха выкупали, со стороны невесты продавали. Приданное выставлялось на общее обозрение. Начинался торг с шутками-прибаутками. Подруги и близкие нахваливали приданое, торговались и просили за него «дорогую цену». Приданое выкупалось за символическую сумму. В приданое входило: подушки, перины, полотенца, занавески, подзорники, постельное бельё, покрывала, сундуки, зеркала, посуда, что-то из мебели. Затем после выкупа приданое увозилось в дом жениха. С момента свадьбы невестка оставалась жить в семье мужа.

После свадьбы молодуха должна была повесить в родительский дом жениха на все окна свои занавески.

Выкуп невесты. Выкуп невесты дело ответственное. Выкупалась невеста в родительском доме. За стол сажали маленького мальчика. Пред ним ставили рюмку и наливали немного водки. Мальчику давали в руки скалку. В рюмку родные жениха сыпали мелочь до тех пор, пока ребёнок не скажет «хватит». В народе говорили «Невесту пропили». Для пущего смеха делали ещё одну невесту. Бабушке на голову накидывали старую занавеску и предлагали жениху, нахваливая её достоинства. В советские времена на углы стола и в середину клали денежки. Например: по углам синенькие (5 рублей), а в середину красненькую (10 рублей). Могли сказать, чтоб в середину положили фиолетовую (25 рублей). Выкупленная невеста следовала за женихом.

Свадьба. Жениха и невесту сажали в красный угол под иконы. Рядом свидетели, крёстные с обеих сторон, родители, гости. На первый день за стол садились все со стороны невесты, на второй день со стороны жениха. Руководил застольем дружка. Ему через плечо повязывали полотенце. В его обязанности входило угощение гостей, предоставление слова поздравляющим. Гуляли все приглашённые и молодёжь.

Второй день. Второй день в селе назывался «Блинки». Несемейная молодёжь на блинки не ходила. На блинках звучали матерные песни, частушки, присказки. Самые безобидные:

Это что же за петух, то поёт, то клохчет

Это тоже не петух, ни хрена не топчет

* * *

У меня залётка был, вот какой мастеровой

Мне бы ночку, сделал дочку, да с кудрявой головой.

Поётся матерная песня Бугриха. На второй день ищут ярку.

Распорядок второго дня следующий:

Из дома жениха в дом невесты с докладом идёт толпа ряженых с известием, что к их дому прибилась ярка. В ответ из дома невесты ряженые идут в дом к жениху искать ярку. Обычно среди ряженых бывает обязательно пастух, милиционер, медсестра, многодетная мать, а дальше как позволит фантазия. Была даже дама из Амстердама.

Ряженые начинают искать жениха с невестой. Заглядывают везде. Стараются описать, какая у них была хорошая ярка. Умная, добрая, красивая, ласковая и т.д.

Ярку не находят и идут в дом невесты. Жених с невестой прячутся в доме или во дворе. В это время хулиганят все. Повсюду раздаются шутки, смех. Бьют глиняный горшок с красной лентой. Могут поймать курицу или петуха.

На второй день садятся за стол жених с невестой и родня жениха. А родные невесты угощают. На стол подают блины и варят уху из хорошей рыбы.

За столом молодые впервые называют других родителей мамой и папой. Невеста одаривает родню жениха. Подарками были отрезы на платье, платки, духи, косметика, шарфы и т.д.

Неприглашённые сельчане на свадьбу приходили смотреть на молодых. Их звали глядельщиками. За стол они не садились, а стояли у порога или в уголке. Летом заглядывали в открытые окна. Дружка мог угостить не только гостей на свадьбе, но и глядельщиков. И вот начинается новый виток веселья! Бабушки-глядельщицы могли и частушку, и прибаутку спеть, и шутку вовремя вставить.

Необрядовый фольклор (малые жанры)

К этой группе устного народного творчества относят все виды малых жанров фольклора. Однако такая классификация неоднозначна. Например, многие из видов относятся к детскому фольклору, такие как пестушки, колыбельные, загадки, потешки, дразнилки и пр. При этом, некоторые исследователи разделяют все фольклорные жанры на две группы: календарно-обрядовые и необрядовые. Рассмотрим самые популярные виды малых жанров фольклора. Пословица – ритмизированное выражение, мудрое изречение, которое несет обобщенную мысль и имеет вывод.

Приметы – краткий стих или выражение, рассказывающее о тех признаках, которые помогут предсказать природные явления, погоду. Поговорка – словосочетание, часто с юмористическим уклоном, освещающее явление жизни, ситуацию. Приговорка – небольшой стих-обращение к явлениям природы, живым существам, окружающим предметам. Скороговорка – небольшая фраза, часто рифмованная, со сложными для произношения словами, предназначена для улучшения дикции.

Устная проза

К устной прозе относятся следующие виды русского фольклора. Предания – рассказ об исторических событиях в народном пересказе. Героями преданий выступают мифо-эпические герои, воины, цари, князи и пр. Легенды – мифы, эпические повествования о героических подвигах, людях, овеянных почестями и славой, как правило, этот жанр наделен пафосом. Былички – небольшие рассказы, в которых повествуется о встрече героя с какой-либо «нечистью», реальные случаи из жизни рассказчика или его знакомых. Бывальщины – краткое изложение реально случившегося когда-то и с кем-то, при этом рассказчик не является свидетелем

Детский фольклор

Данный жанр представлен самыми разными формами – стихотворными, песенными. Виды детского фольклора – то, что сопровождало ребенка с самого рождения до его взросления. Пестушки, потешки, потягушки-порастушки – это короткие стишки или песенки, сопровождающие самые первые дни новорожденного и далее. При помощи них нянчили, пестовали детей, например скупывая ребёнка в бане говорили:

С гуся вода, вся с деточки худоба

Колыбельные – короткие песенки, которые напевают родители на ночь ребенку для убаюкивания. Укачивание или по-другому зыбание, сопровождалось пением колыбельных. Колыбельные пели как общепринятые, так и семейные, переходящие из поколения в поколение.

Баю-баюшки, баю, не ложися на краю

Придёт серенький волчок и утащит за бочок

И утащит во лесок под ракитовый кусток

* * *

Ой, качаю-зыбаю, мать ушла за рыбою

А отец пелёнки мыть, бабушка дрова рубить

* * *

Ой, баю, баю, баю

Не ругаю, не браню

Не ругаю, не браню

Поспать деточке велю.

Когда ребёночек хорошо держит головку и спинку, его начинают тутушкать. Сажают на ладонь руки, а другой поддерживают под животик. Тутушканье очень нравится деткам, они сами стараются пружинить и отталкиваться ножками. Всё это сопровождается припевками:

Вася, васячий

Хвост поросячий

Залез в траву

Кричит мяУ

Ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту

Не вари кашу круту

Вари жиденьку

Да молочненьку

Да хорошеньку.

И конечно, каждый ребёнок варил кашку с сорокой-вороной.

Ладушки, ладушки

Где были? У бабушки.

Чего ели? Кашку.

Чего пили? Бражку.

Чего на закуску? Солёну капустку.

Утешая упавшего ребёнка:

У сороки заболи, у вороны заболи, а у Ванечки заживи.

Играя с ребёнком в щекотушки:

Гармонь нова? Хозяин дома? Поиграть можно?

Таская ребёнка за спиной, шуточно кричали как на базаре:

Горшки, горшки, худые горшки, кому горшки.

Качая на коленках:

По кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам, в ямку бух, провалился петух.

Дразнилки:

Рёва-корова, дай молока

Сколько стоит?

Два пятака.

Когда начинают меняться у ребёнка зубы, надо кинуть выпавший зубик на печку и сказать следующее:

Мышка-мышка, на тебе зуб лубяной, а дай мне костяной.

Игра с носом

-Чей нос?(хватают за нос)

-Савин

-Что наславил?

-Копейку

-Где копейка?

-Купил калач

-А где крошки?

-Отдал кошке(покачивая)

Не отдавай кошке крошки, не отдавай кошке крошки

Игра в гармонь

Ребёнок сидит на руках.

Гармонь нова? (новая, старая)

Хозяин дома?(да, нет)

Можно сыграть? (да,нет)

Щекочут ребёнка, имитируя игру на гармони. Припевают: рукава, карман, корзинки, чулки, варежки, резинки.

Игра в кошки-мышки.

Диалог с водящим:

-Мышка-мышка, где стоишь?

-У печки

-Что продаёшь?

-Свечки.

-Почём?

-Пятак

-Ищи нас за так.

Песенный эпос

Любовные, лирические темы занимают большое место в песенном эпосе.

Художественное творчество

В данную группу вошли эпические и песенные жанры, созданные в духе народного, художественного творчества. Сказка – краткое или длинное эпическое повествование, один из самых распространенных жанров устного народного творчества о вымышленных событиях, героях. Все это фольклор, виды сказок в нем встречаются следующие: волшебные, бытовые и сказки о животных. Сказки отражают те представления о мире, добре, зле, жизни, смерти, природе, которые бытовали в народной среде. Например, добро всегда побеждает зло, а в мире существуют чудесные мифические создания.

Баллады – поэтические песни, жанр песенно-музыкального творчества. Анекдоты – особый вид эпического повествования о комических ситуациях из жизни людей. Первоначально существовали не в том виде, в каком мы их знаем. Это были рассказы, законченные по смыслу. Небылицы – краткое повествование о невозможных, невероятных событиях, то, что было выдумкой от начала до конца. Частушка – небольшая песенка, обычно четверостишие с юмористическим содержанием, рассказывающее о событиях, казусных ситуациях.

Гадания. Заговоры.

Приметы, гадания, колдовство, заговоры известны у всех на­родов. В их основе лежит мифическое восприятие мира, прида­вавшее окружающему особый, сокровенный смысл. В древнос­ти они были основаны на образном, метафорическом мышле­нии, уподоблении по аналогиям. Поразительна живуча суть этих явлений: суеверия и колдовство, особенно в модернизирован­ном обличье, существуют и в наши дни.

Гадание — средство распознания будущего. Гадающий не пытается влиять на естественный ход событий, а лишь стремит­ся проникнуть в скрытые тайны. Чтобы распознать будущее, следовало обратиться к нечистой силе, поэтому гадание осозна­валось как грешное и опасное занятие (к примеру, гадающие снимали с себя кресты).

Для гаданий избирались места, где, по представлению народа, можно было вступить в контакт с обита­телями "иного мира" (перекресток, баня, кладбище и проч.), а также такое время суток, в которое этот контакт был наиболее вероятен (вечер, полночь, до первых петухов). Тем не менее в гадания проникли и христианские образы.

Гадая, люди стремились получить ответ на тот или иной важ­ный для них вопрос: о здоровье, об урожае и приплоде скота, о судьбе ушедшего на войну... Наиболее многочисленны были га­дания девушек о предстоящем замужестве.

Таким образом,исследовав теоретические и практические аспекты традиций и фольклора села Барышская Слобода, можно констатировать, что на ее формирование повлияло хозяйственно – экономическое освоение края, а также социальные, политические и природно – климатические факторы. Изучая необычайно самобытное фольклорное творчество края, можно сделать вывод, что освоение его переселенцами, многообразие национальностей не могли не повлиять на культуру села.

Список использованных источников

1.Георгиева, Т. Русская повседневная культура. Обычаи и нравы с древности до начала Нового времени / Т. Георгиева. - М.: Ломоносов, 2014. - 224 c.
2. Забылин, М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и позия / М.: 2012. - 632 c.
3. Коринфский, А. А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа / А.А. Коринфский. - М.: АСТ, Астрель, 2011. - 736 c.
4. Коринфский, А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа / А.А. Коринфский. - М.: Град Китеж, 1995. - 720 c.
5. Коринфский, Аполлон Народная Русь: сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа / Аполлон Коринфский. - М.: Белый город, 2006. - 592 6. c.
6. Панкеев, Иван Обычаи и традиции русского народа / Иван Панкеев. - М.: Олма-пресс, 1999. - 542 c.
7. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М.: Амрита, 2011. - 496 c.
8. Юдина, Н.А. Русские обычаи и обряды / Н.А. Юдина. - М.: Вече, 2005. – 320

9.Материалы и архивы школьного музея Барышская Слобода

Просмотров работы: 109