Профессиональная деятельность бакалавров сестринского дела заключается в сохранении и обеспечении здоровья населения, улучшении качества его жизни путем оказания квалифицированной сестринской помощи, проведении профилактической работы с населением, обеспечении организации работы сестринского персонала. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются пациент и его окружение, население, сестринский персонал [5].
В Конвенции о сестринском персонале, принятой в 1977 году Международной организацией труда, и сопровождавшей ее рекомендации указывалось на необходимость открытия в странах обучение по программам высшего (университетского) сестринского образования, ориентированным преимущественно на подготовку педагогических, управленческих и исследовательских кадров [3].
Обобщенную характеристику квалификации можно представить в форме описания основных видов профессиональной деятельности и обеспечивающих их профессиональных компетенций:
• лечебно-диагностическая;
• медико-профилактическая;
• реабилитационная;
• организационно-управленческая;
• педагогическая;
• научно-исследовательская [2].
Так же в России совсем недавно 28 августа 2020 года был принят профстандарт «Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях», который р на медицинских сестер с высшим образованием. Это хороший вектор для расширения профессиональной деятельности бакалавра сестринского дела.
В странах, где имеются бакалавры сестринского дела, этот уровень рассматривается как базовая подготовка, открывающая введение в специальность. Переход на университетский уровень, как правило, происходит эволюционно, путем освоения параллельно существующих образовательных программ разного уровня. Важно отметить, что при этом наличие степени бакалавра не дает преимущественного права на занятие каких-либо должностей. Все медицинские сестры получают одинаковые лицензии и могут претендовать на одни и те же должности. Степень бакалавра рассматривается только как конкурентное преимущество на рынке труда, позволяющее при прочих равных условиях занять более престижные и высокооплачиваемые рабочие места [3].
Первые два факультета ВСО были созданы в 1991 году в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и Самарском государственном медицинском университете. В соответствии с поставленной целью они готовили специалистов по психолого-педагогическому и административно-управленческому направлениям. Квалификация, присваиваемая выпускникам, была определена как менеджер по специальности «Сестринское дело», а уровень подготовки – специалист.
Но вектор развития высшего сестринского образования изменился. Это произошло в связи с подписанием Россией в 2003 году Болонской декларации. Вводимые в настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения разработаны с учетом нового вектора.
В конце декабря 2009 года вышло постановление Правительства РФ, в котором все медицинские профессии закрепили за собой статус специалитета, кроме сестринского дела [3].
В 2016 году сестринское дело было внесено в Приказ Минздрава России от 07.10.2015 № 700н "О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование" [1].
Сейчас высшее сестринское образование представлено двумя уровнями: 1 – бакалавриат (срок обучения – 4 года), 2 – магистратура (срок обучения – 2 года). В 2021 году в Медицинском институте Российского университета дружбы народов открывается магистратура по направлению «Управление сестринской деятельностью», которой до этого не было.
Приказом Минобрнауки России от 22.09.2017 № 971 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 34.03.01 «Сестринское дело» был введен новый образовательный стандарт подготовки бакалавров.
Срок получения образования по программе бакалавриата (вне зависимости от применяемых образовательных технологий):
• в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 4 года;
• в очно-заочной форме обучения увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения;
• при обучении по индивидуальному учебному плану инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их заявлению не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования, установленным для соответствующей формы обучения.
Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану. [2].
Структура программы бакалавриата состоит из блоков:
• Блок 1. Дисциплины (модули).
• Блок 2. Практика.
• Блок 3. Государственная итоговая аттестация.
Блок 1 «Дисциплины (модули)» состоит из:
Базовой части (дисциплины): философия, история, правоведение, латинский язык и основы терминологии, психология, математика, информатика, медицинская генетика, анатомия человека, нормальная физиология, здоровый человек и его окружение, безопасность жизнедеятельности, основы сестринского дела, теория сестринского дела, микробиология, фармакология, общая патология, гигиена и экология человека, больничная гигиена, организация профилактической работы с населением, сестринское дело в терапии, сестринское дело в хирургии, сестринское дело в акушерстве и гинекологии, педагогика с методикой преподавания, эпидемиология, теория управления, общественное здоровье, сестринское дело в педиатрии, сестринское дело при инфекционных болезнях и курсе ВИЧ-инфекции, сестринское дело в психиатрии и курсе наркологии, менеджмент в сестринском деле.
Вариативной части (дисциплины): биохимия, история медицины, делопроизводство, поликлиническое сестринское дело, сестринское дело в вертеброневрологии, медицинская элементология, медицинское и фармацевтическое товароведение, основы реабилитации, психология в профессиональной деятельности, организация паллиативной медицины.
В Блок 2 «Практика» входят учебная и производственная практики:
Типы учебной практики:
• ознакомительная практика;
• сестринский уход;
• манипуляционная практика.
Типы производственной практики:
• клиническая практика;
• педагогическая практика;
• организационно-управленческая практика;
• научно-исследовательская работа.
В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входят:
• подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена;
• подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы (если Организация включила защиту выпускной квалификационной работы в состав государственной итоговой аттестации). [2].
После завершения образовательной программы по направлению 34.03.01 «Сестринское дело» выпускник получает диплом бакалавра и может работать в системе здравоохранения в области сестринского дела на должностях:
• медицинская сестра общей практики,
• медицинская сестра по паллиативной помощи,
• медицинская сестра по профилактике,
• медицинская сестра по реабилитации.
В связи с внедрением в высшей школе образовательных стандартов третьего поколения, образовательный процесс претерпел существенные изменения. В обучении появился и активно используется компетентностный подход, призванный сформировать выпускника, который не просто усвоил определенный объем знаний, а умело применяет имеющиеся у него данные на практике. Это мобильный специалист, быстро и эффективно выполняющий поставленные задачи, ориентирующийся в изменяющихся условиях, продуктивный и применяющий творческий подход к работе [4].
Проходя практику на базе медицинского учреждения, я столкнулась с тем, что мало медицинских сестер со средним специальным образованием, которые знают, что есть высшее сестринское образование. Таким образом, можно сделать вывод, что высшее сестринское образование еще имеет много недочетов со стороны образования, но и так же со стороны нормативно-правовой базы.
Пытаясь устроится на должность медицинского администратора в стоматологическую клинику, я поняла, что даже поверхностно не знаю, что из себя представляют услуги, которая оказывает эта клиника. Таким образом, делая вывод, что нужно бакалаврам сестринского дела расширять кругозор специальностей в медицине, чтобы, когда выпускник пришел устраиваться на работу, чувствовал себя комфортно в любой сфере медицины.
Таким образом, анализ образовательной программы подготовки бакалавров сестринского дела и возможностей их трудоустройства в системе российского здравоохранения показал, что на сегодняшний день существует несколько нерешенных проблем:
несовершенство нормативно-правовой базы, которая регулирует деятельность специалистов с высшим сестринским образованием;
мало должностей, которые в системе здравоохранения могут занимать выпускники бакалавриата;
низкий престиж профессии медицинской сестры.
Без решения этих проблем невозможно говорить о качестве оказания медицинской помощи в России.
Литература
Приказ Минздрава России от 07.10.2015 N 700н (ред. от 09.12.2019) "О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование".
Приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 N 971 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 34.03.01. «Сестринское дело».
Камынина, Н.Н. Развитие высшего сестринского образования в России. / Н.Н. Камынина [Электронный ресурс] / Аккредитация в образовании. – 2009 – 2021. Электр. дан. – Режим доступа: https://akvobr.ru/razvitie_sestrinskogo_obrazovania.html (дата обращения: 14.01.2021).
Петровский, А.М. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе практического обучения. / А.М. Петровский, Ж.В. Смирнова, О.И. Ваганова. // Педагогика. – 2018. – С. 213-216.
Рамонова, Л.П. Перспективы применения бакалавров сестринского дела в практическом здравоохранении Российской Федерации. / Л.П. Рамонова, Ю.Ю. Борисов и др. // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. - №11 (6). – С. 921-925.