Организация проектной деятельности на уроках информатики и во внеурочной деятельности - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Организация проектной деятельности на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Андреева К.А. 1, Терентьева Л.П. 1
1ЧГПУ им И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В системе образования, в наше время, есть некоторые изменения, которые направлены на создание определенной среды, в которой бы происходила мотивация учащихся инициативно получать и обмениваться знаниями, легко осваиваться в окружающей информационной среде.

В наше время в педагогике метод проектов считается одной из личностно ориентированных технологий обучения, объединяющий в себе поисковые, групповые, исследовательские методы, а также проблемный подход. Метод проектов используют как компонент системы образования наряду с систематическим предметным обучением.

Проектное обучение – это подготовка среды для образования, которая направлена на решение учащимися учебных задач с условием независимого накопления информации по имеющимся признакам, обязательного пояснения и регулирования дальнейшей результативной деятельности учащихся, оценки себя и презентации результатов. При этом обучение имеет огромный личностный смысл, благодаря чему повышается мотивация обучения [1].

Для благополучной организации проектной деятельности педагогу нужно полностью изучить основу метода проектов, этапы его работы, учитывать критерии оценки проектной деятельности школьников и знать какие ЗУН развиваются у учащихся в ходе данной деятельности.

Всевозможные источники считают, что во время проектной деятельности у учащихся развиваются следующие способности:

Интеллектуальные: дети выдвигают идеи, формулируют цель и задачи, планируют свою дальнейшую деятельность и т. д.

Презентационные: подготовка сообщения о выполненной работе, подборка способов наглядного презентования, письменный отчет о сделанной работе.

Менеджерские: способность проектировать процесс;

Коммуникативные: показывать себя и слушать других, искать компромиссные решения, общаться с остальными участниками группы.

Исследовательские: поиск необходимой информации во всевозможных источников.

Информационные: структуризация информации, отбор важного, обмен информацией.

Проведение исследования с помощью инструментов: подготовка места для работы, подбор нужных материалов и оборудования, осознание результата.

Метод проектов формирует у учащихся ответственность за его решения, в случае коллективного проекта умение взаимодействовать в группе, способность анализировать свою деятельность и ее результат. У учащихся вырабатывается способность описывать процесс своей деятельности, использовать полученные знания в практике, а также формируется проектное мышление и проектная культура школьников.

Наиболее важные требования в использовании метода проектов:

Присутствие важной проблемы в исследовании, которая требует исследовательского отбора для ее решения;

Теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

Индивидуальная деятельность обучающихся;

Структуризация содержательной доли проекта;

Применение поисковых методов, которые предусматривают определенные шаги действия. Метод проектов предоставляет школьникам возможность самостоятельно, без помощи взрослых приобретать знания во время решения практических проблем, которые требуют интеграции из разных предметных областей.

Шаги организации проектной деятельности:

Определение проблемы, цели и задач;

Проговаривание ожидаемых результатов;

Планирование дальнейшей деятельности;

Осуществление плана;

Оформление письменной части;

Презентация проделанной работы.

Для типологии проектов существуют такие типологические признаки [2]:

1. Доминирующая деятельность в проекте: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и т. д.;

2. Предметно-содержательная область: межпредметный проект, моно проект.

3. Характер контакта между участниками.

4. Долгота всего проекта;

5. Количество человек, участвующих в проекте.

Осуществление поискового и проектного метода в действительности ведет к изменению позиций педагога. Из источника прямых знаний он становится организатором поисковой, познавательной деятельности школьников. Меняется и психологический настрой в классе, потому что учителю нужно перенести приоритет со своей учебно-воспитательной работы и работы учащихся на первенство исследовательской деятельности, на различные виды самостоятельной деятельности учащихся.

Критерии оценивания организации проектной деятельности:

Важность предложенной проблемы и выдвинутых решений;

Важность и целесообразность работы;

Тактичность использованных методов поиска и толкование полученных результатов;

Авторство;

Логичность изложения;

Соотношение содержания целям и задачам проекта;

Культура речи;

Стилистическая культура написания;

Характер взаимопомощи учащихся в течении осуществления проекта;

Участие в работе каждого участника;

Способность отвечать на заданные вопросы, тактичность в обсуждении.

Реализация проектной деятельности от учителя требует эффективной подготовки и много времени. Во время ее подготовки нужно придерживаться принципов, требований к проектам, уделить должное внимание индивидуальным способностям учащихся, их интересам, возможностям, определить тип проекта. Также учителю необходимо создать те условия, которые поспособствуют развитию всевозможных способностей у учащихся.

Литература

Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся 7 класса при обучении планиметрии [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://multiurok.ru/files/metod-proektov-kak-sredstvo-aktivizatsii-poznavate.html

Организация проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2017/12/10/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-na#h.tyjcwt

Просмотров работы: 70