МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И COVID-19: МЕРЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ПРОГНОЗ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И COVID-19: МЕРЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ПРОГНОЗ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Грибанова Ю.И. 1
1Финансовый Университет при правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мир очнулся от опасной реальности 11 марта 2020 года, когда Всемирная организация здравоохранения объявила новый коронавирус (COVID-19) пандемией. Происходя из Уханя, Китай, случаи быстро распространились на Японию, Южную Корею, Европу и США, достигая глобальных масштабов. Что касается официального заявления о пандемии, то существенные экономические сигналы, поступившие по различным каналам несколькими неделями ранее, свидетельствовали о том, что мир склоняется к беспрецедентному переломному событию в нашей жизни, если не в истории человечества. Экономисты всего мира утверждали, что Всемирная пандемия будет деформировать элементы глобальных цепочек поставок и спроса, тем самым разжигая трансграничную экономическую катастрофу. Стремясь изолировать случаи заболевания и ограничить скорость передачи вируса, одновременно смягчая последствия пандемии, страны по всему миру приняли жесткие меры, такие как обязательная национальная блокировка и закрытие границ.

Эти меры разрушили основные опоры современной мировой экономики. В настоящее время экономический шок, вызванный этой пандемией, все еще взвешивается. Данные остаются в движении, государственная политика колеблется, и вирус-убийца просачивается через страны, влияя на производство, разрушая цепочки поставок и тревожа финансовые рынки.  Стратегии и политика, принятые различными странами для борьбы с COVID -19, варьировались в зависимости от степени тяжести и продолжительности пандемии, в течение которой ресурсы были ограничены. Показательно, что страны, на долю которых приходится 65% мирового производства и экспорта (например, Китай, США, Корея, Япония, Франция, Италия и Великобритания), были одними из наиболее пострадавших от COVID-19. Учитывая уровень неподготовленности и недостаточную устойчивость больниц, многие политические акценты были направлены на закупку медицинского оборудования, и средств индивидуальной защиты.

Одним из психологических последствий COVID-19 является паническая покупка, которая происходит из-за неопределенности на национальном уровне (например, в отношении дефицитного оборудования) и на индивидуальном уровне (например, в отношении повседневных потребительских товаров). В обоих случаях были выявлены хрупкость, спекуляция и неустойчивость существующей модели цепочки поставок. На самом деле, ставится вопрос о том, может ли мировая экономика позволить себе вернуться к системе поставок, поддерживаемой сектором здравоохранения, учитывая его очевидные недостатки в решении столь необходимых поставок. В следующем абзаце рассматриваются некоторые из макро - и микроэкономических последствий COVID-19.

Одна из проблем, с которой сталкивается индустрия здравоохранения, заключается в том, что были страны, которые не стимулируют накопление запасов необходимого медицинского оборудования (ИВЛ). Хотя в бюджете были заложены огромные суммы, некоторым правительствам (например, Великобритании, Индии и США) пришлось принять чрезвычайные меры для защиты своей цепочки поставок до такой степени, что такие производители, как Ford и Dyson, рискнули выйти на рынок проектирования/производства аппаратов ИВЛ из-за высокой стоимости и нехватки этого жизненно важного оборудования. Нехватка масок и перчаток заставила самый крупные компании по пошиву одежды взять за изготовление этого расходного, в данной ситуации, сырья. Интересно, что мировое производство этих специальных масок, как полагают, возглавляет Китай, где вспыхнул COVID-19, причем поставки допустим, в ЕС осуществлялись главным образом из Малайзии и Японии. 

Франция и Германия последовали этому примеру с аналогичной внутренней политикой, а сам ЕС ввел ограничения на экспорт СИЗ, поставив под угрозу многие до сих пор зависимые страны.  Неудивительно, что Китай и ЕС сочли целесообразным снизить или отказаться от импортных тарифов на сырье и СИЗ соответственно. В этой связи ЕС разработал совместную систему закупок для снижения конкуренции между государствами-членами, в то время как в США, где Штаты жаловались на использование федеральной мощи для вмешательства в заказы, была разработана программа обмена ИВЛ. Однако даже при наличии торговых соглашений и механизмов сотрудничества глобальная цепь поставок не может зависеть от импорта или пожертвований для критического медицинского оборудования, и эта реализация открывает двери для локализации производства с последствиями для улучшения экологической и социальной устойчивости. Это видно на примере масок, которые в одночасье стали пользоваться таким высоким спросом, что для их доставки стали использоваться авиаперевозки частными и коммерческими самолетами в отличие от традиционных контейнерных перевозок.

Экономическая ситуация в стране и в мире не могла не повлиять на образование, так как эти две сферы тесно связаны между собой. Я, как студентка одного из крупнейших ВУЗов России, не могла обойти проблему высшего образования в такое непростое время. Итак, потребительские расходы, включая расходы на высшее образование, будут продолжать снижаться в результате экономического спада в мире после COVID-19. Семьи, столкнувшиеся с неопределенным экономическим будущим, будут неохотно отдавать своих детей в дорогие школы. Студенты колледжей и университетов будут по-прежнему отказываться от онлайн‐обучения. Все люди охвачены паникой и страхом, перед неизвестным вирусом, а как мы знаем вакцины от страха и экономической нестабильности не существует.

Экономические последствия COVID-19 ударили по каждой стране без исключения, и вот лишь некоторые числа:

В мае 2020 года Азиатский банк развития объявил, что COVID‐19 может стоить мировой экономике от $5,8 до $8,8 трлн.

В апреле 2020 года президент Европейского центрального банка Кристин Лагард предупредила, что экономика еврозоны может сократиться на целых 12% в 2020 году. В августе 2020 года в Европейском Союзе насчитывалось 15 миллионов безработных, что на 700 000 больше, чем в апреле 2020 года.

По данным Бюро экономического анализа, валовой внутренний продукт Соединенных Штатов снизился в годовом исчислении на 48% в первом квартале 2020 года и на 32,9% во втором квартале. Потребительские расходы в США снизились на 10% в 2020 году по сравнению с 2019 годом.

Экономика Соединенного Королевства сократилась на 20,4% во втором квартале 2020 года.

После почти 30 лет роста Австралия впала в рецессию после того, как ее экономика сократилась на 7% во втором квартале 2020 года.

ВВП Японии сократился на 27,8% с апреля 2020 года по июнь 2020 года, что стало третьим квартальным снижением подряд и самым большим спадом в послевоенной истории.

В августе 2020 года Южная Корея официально вступила в рецессию, первую за последние 17 лет.

По прогнозам, в этом году латиноамериканские экономики сократятся на 9,4%.

Помимо влияния на платежеспособность семей, какое отношение эти экономические спады и прогнозы имеют к высшему образованию? Самые крупные ВУЗы страны говорили, что ожидают гораздо меньше абитуриентов в 2020 году из-за вспышки инфекции. Они морально готовы к тому, что бюджет ВУЗа на новый учебный год сократится вдвоем минимум. Набор преподавателей и сотрудников в некоторые из самых престижных университетов мира был приостановлен, во многих случаях на год. Крупные зарубежные университеты не будут вносить взносы в пенсионные фонды сотрудников в течение года. А 62% всех президентов колледжей и университетов в Соединенных Штатах, опрошенных в мае 2020 года, заявили, что планируют сократить свою рабочую силу.

Американский социолог Фрэнк Лунц писал, что страны не могут играть за экономику сейчас. Я думаю, что тоже самое относится и к высшим учебным заведениям. Руководители колледжей и университетов не могут играть за нынешние школы. Они должны представить себе, как их школы могут «выглядеть» после того, как вирус больше не будет доминировать в деятельности преподавателей, студентов и администраторов. Руководители должны быть готовы к лидерству, но не на периферии, а с воображением и инновациями. Они должны быть готовы отказаться от устаревших бизнес-моделей и заменить конкуренцию сотрудничеством.

Экономическая стагнация, вызванная пандемией, не прекратится, как только будет обнаружена и распространена вакцина, равно как и негативное воздействие экономического спада на высшее образование. Для восстановления мировой экономики и высшего образования после COVID‐19 могут потребоваться годы. Или, может быть, вирус создаст возможности как для восстановления экономики, так и для реформы высшего образования?

Список использованных источников

1. Дробот Е.В. Влияние пандемии COVID-19 на рынок труда США // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 7. – С. 577-588. – doi: 10.18334/et.7.7.110715

2. Ерохина Е.В., Джергения Ю.Б. Угрозы реализации национальных интересов Российской Федерации в период после пандемии // Экономическая безопасность. – 2020. – Том 3. – № 3. – С. 259-272. – doi: 10.18334/ecsec.3.3.110681.
3. Кулькова И.А. Адаптация поведения предпринимателей к вызванным пандемией коронавируса изменениям // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 10. – С. 2529-2540. – doi: 10.18334/epp.10.10.111051.
4. Осама Али Маер, Мун Д.В., Фатма Джиха Ответные меры на пандемию COVID-19: экономика и здравоохранение экономически развитых и развивающихся стран // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 4. – doi: 10.18334/eo.10.4.111083.
5. Печаткин В.В. Формирование и развитие цифровой экономики в России как стратегический приоритет развития территорий в условиях пандемий // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 2. – С. 837-848. – doi: 10.18334/vinec.10.2.110187.
6. Торкановский Е.П. Автаркия 2.0: глобальная экологическая повестка, пандемия COVID-19 и новая нормальность // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 663-682. – doi: 10.18334/eo.10.3.110600
7. Ashraf B. N. (2020). Economic impact of government interventions during the COVID-19 pandemic: International evidence from financial markets // Journal of Behavioral and Experimental Finance, 27, 100371. https://doi.org/10.1016/i.ibef.2020.100371

8. Baker S. R., et al. (2020). The unprecedented stock market reaction to COVID-19 // The Review of Asset Pricing Studies, raaa008. https://doi.org/10.1093/rapstu/raaa008

Просмотров работы: 6