В период пандемии весь мир оказался в совершенно новых условиях, к которым не был готов. Для сохранения эффективности педагогических процессов в образовательных учреждениях преподаватели и учащиеся вынуждены переходить в новый формат взаимодействия [3]. Особенно уязвимыми в данной ситуации оказались школьники. Впервые им приходится адаптироваться к дистанционному обучению [1].
Онлайн-обучение и самоизоляция очень сильно ограничивают не только социализацию и живое общение, но и физическую активность подростковой категории населения. В условиях высокого риска заражения коронавирусной инфекцией приходится воздерживаться от походов в тренажерные залы и на спортивные площадки [3]. Соответственно двигательная деятельность подростков ограничивается только домашними занятиями.
Из-за отсутствия правильно выстроенных в онлайн-режиме учебных процессов и недостаточной возможности корректной оценки педагогами состояний школьников психические и физические сферы детей подвергаются изменениям. У учащихся школ присутствует так называемый синдром «выгорания» и спад любой активности, что влечёт за собой негативные перемены в физическом состоянии [2].
Согласно опросу Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей МЗ РФ в условиях удалённого режима на фоне пандемии более, чем у 80 % школьников развились психические проблемы [1]. Депрессивные состояния выявились почти у половины обследованных. Подавленность испытывают около 14 % опрошенных. 21 % назвали дистанционное обучение просто невыносимым, а 37 % оценили самоизоляцию очень негативно. Также дети замечали нарушение сна и частые головные боли из-за отсутствия полноценной физической активности. Полученные данные свидетельствуют о необходимости адаптации к новым реалиям условий существования и массовой психологической поддержки детей и подростков.
Цель исследования: разработка эффективной методики оценки психоэмоциональных состояний школьников как инструмента контроля физической активности в процессе дистанционного обучения.
В качестве наиболее доступного и в то же время достаточно информативного метода психодиагностики мы рассматриваем медико-педагогическое анкетирование. Нами разработан опросник в форме небольшой анкеты, который без труда может быть использован в педагогической работе с детьми в условиях самоизоляции.
Предлагаемая анкета содержит 11 вопросов. Мы разделили их на 2 блока – медицинский (6 вопросов) и педагогический (5 вопросов).
Оценка состояния здоровья (медицинский блок):
Как Вы засыпаете? Опишите.
Есть ли проблемы с просыпанием по утрам? Если да, то какие? Опишите.
Есть ли проблемы с аппетитом? Варианты ответов:
все время хочется есть;
вообще не хочется есть.
Есть ли головные боли? Если да, то стали ли они проявляться чаще?
Чаще ли Вы стали болеть на самоизоляции или состояние здоровья в норме?
Обозначьте тяжесть своих жизненных проблем на данной шкале:
их практически нет;
небольшой степени;
средней степени;
высокой степени;
полностью мешают мне делать обыденные дела.
Оценка уровня физической активности (педагогический блок):
Занимаетесь ли какой-либо физической активностью?
Хочется ли Вам больше активности в будни?
Урок физической культуры был бы лишним в формате удаленной учебы? Напишите Ваше мнение
Какой вид физической активности Вам более интересен? Опишите.
Если бы педагог составил для Вас индивидуальный план занятий по физической культуре, который Вам интересен, выполняли ли бы Вы его?
В целом, мы предполагаем, что анкета, благодаря медико-педагогической направленности, позволяет собрать достаточно полную информацию о физическом и психоэмоциональном состоянии подростков. Можно оценить общее самочувствие детей, выявить проблемы со сном, с питанием, с мотивацией.
Также считаем, что предлагаемая анкета может рассматриваться как средство выявления предпатологических состояний здоровья детей и подростков [4]. Это состояния функционального напряжения основных систем организма, в том числе психоэмоциональной сферы, которые часто являются следствием психологических перегрузок. Данный термин широко применяется в спортивной медицине по отношению к спортсменам и спортивной тренировке. Что касается исследований психоэмоциональной сферы школьников с подобных позиций, то ощущается дефицит информации. Синдром «выгорания» (burn out), по нашему мнению, тоже может оцениваться как предпатологическое состояние [2, 4].
Согласно одной из точек зрения, существующей в современной спортивной медицине, предпатологические состояния, возникающие в процессе физической активности, например, спортивной тренировки, являются не медицинскими и не психологическими, а, в значительной степени, педагогическими нарушениями. Соответственно меры предотвращения тоже должны быть педагогическими [4].
В заключение следует отметить, что медико-педагогическое анкетирование представляется инструментом не только выявления, но и устранения, и предотвращения предпатологических состояний психоэмоциональной сферы школьников в связи с дефицитом физической активности в эпоху пандемии COVID-19 в условиях дистанционного обучения. Практические результаты применения медико-педагогического анкетирования для повышения эффективности физического воспитания учащихся планируется получить в ходе предстоящего педагогического эксперимента.
Список литературы
Баландина А. А. Депрессия и фобии: как дистанционка отразилась на школьниках [Электронный ресурс] / А. А. Баландина. – 2020. – Режим доступа : https://www.gazeta.ru/social/2020/09/14/13250570.shtml (27.01.2021).
Дзигалович Ж. В. Эмоциональное выгорание у подростков [Электронный ресурс] / Ж. В. Дзигалович. – 2019. – Режим доступа :https://skovshin. schools.by/m/pages/emotsionalnoe-vygoranie-u-podrostkov (27.01.2021).
Захаров С. О. Физическая культура в период эпидемии СOVID-19 / С. О. Захаров, А. С. Машичев // Молодой ученый. – 2020. – № 21 (311). – С. 236–237. – Текст : непосредственный.
Шихов А. В. Врачебно-педагогический контроль в оздоровительной работе : учебное пособие / А. В. Шихов. – Екатеринбург : УрФУ, 2012. – 192 с. – ISBN 978-5-321-02094-4. – Текст : непосредственный.