Тема “наиболее безопасного вида транспорта” актуальна для каждого из нас, ведь мы сталкиваемся с различными видами транспорта практически каждый день: когда добираемся на работу, учёбу, отправляемся в магазины. И всё же наибольшее количество вариантов при выборе средства передвижения мы имеем, когда планируем отдых. Итак, какой же вид транспорта является наиболее безопасным?
При выборе транспорта люди редко думают о его безопасности, основными факторами при выборе средства передвижения являются его удобность и цена. Конечно, каждый волен выбирать свой способ передвижения. Но стоит ли пренебрегать безопасностью в угоду комфорту и выгоде?
Ниже приведена, взятая из [1-6] статистика различных происшествий, связанных с разными видами транспорта за последнее десятилетие.
Таблица 1
Дорожно-транспортные происшествия
Год |
ДТП |
Погибло |
Ранено |
2008 |
218322 |
29936 |
270883 |
2009 |
203618 |
27659 |
257034 |
2010 |
199431 |
26567 |
250635 |
2011 |
199868 |
27953 |
251848 |
2012 |
203597 |
27991 |
258618 |
2013 |
204068 |
27025 |
235316 |
2014 |
199720 |
26963 |
228855 |
2015 |
184000 |
23114 |
231197 |
2016 |
173694 |
20308 |
221140 |
2017 |
169432 |
20308 |
215374 |
2018 |
168099 |
18214 |
214853 |
2019 |
164358 |
16981 |
210877 |
Таблица 2
Авиакатастрофы
Год |
Количество катастроф |
Погибло |
2008 |
33 |
588 |
2009 |
31 |
760 |
2010 |
32 |
943 |
2011 |
36 |
524 |
2012 |
24 |
476 |
2013 |
29 |
265 |
2014 |
21 |
989 |
2015 |
16 |
560 |
2016 |
19 |
325 |
2017 |
13 |
57 |
2018 |
8 |
325 |
Таблица 3
Кораблекрушения
Год |
Количество катастроф |
Погибло |
2008 |
5 |
855 |
2009 |
11 |
1016 |
2010 |
1 |
48 |
2011 |
4 |
1945 |
2012 |
6 |
557 |
2013 |
3 |
490 |
2014 |
5 |
645 |
2015 |
5 |
1736 |
2016 |
0 |
0 |
2017 |
2 |
50 |
2018 |
5 |
528 |
2019 |
3 |
64 |
Как видно из таблиц, представленных выше, за последние 12 лет в результате ДТП погибло 293019 человек, в то время как в результате кораблекрушений и авиакатастроф погибло 7934 и 6052 человека соответственно. Легко заметить, что количество человек погибших в результате автокатастроф, гораздо больше, нежели от других видов транспорта. Но с чем же это связано?
Прежде всего, такое число жертв, связанных с автомобилями объясняется тем, что он легкодоступен. Любой человек, имеющий права и достаточное количество средств может купить себе машину. В то время как корабль или самолет обычный человек, скорее всего не получит. Самые частые причины кораблекрушений и авиакатастроф это неисправность техники и внешние факторы, такие как погодные условия, а в случае с автомобилем, это незнание правил дорожного движения или грубое их нарушение. На основе данных представленных выше, получены линейные зависимости рассматриваемых показателей от времени (на рис. 1-3 x= t -2007, где t – год).
Как видно из зависимостей, количество ДТП с каждым годом уменьшается в среднем на 4606, а число раненых и погибших на 5345 и 1134 соответственно.
Данные, приведенные в таблице 1 и на Рис. 1. были получены исходя из работы [9].
Аналогичная динамика наблюдается и у авиатранспорта.
Рис. 2. Количество авиакатастроф за 2008-2019 гг.
С каждым годом количество авиакатастроф в среднем уменьшается на 2, что тоже является довольно большим значением, учитывая то, что они обычно уносят десятки жизней.
Как видно из приведённых выше зависимостей, коэффициент достоверности аппроксимации R2 превысил 80%, что свидетельствует о достоверности полученных соотношений.
Рис. 3. Количество морских катастроф за 2008-2019 гг.
К сожалению, морской транспорт не может похвастаться снижением количества катастроф, но это не значит, что корабли опаснее автомобилей.
По данным за последние 12 лет одно кораблекрушение уносило жизни 158,68 человек, а одна автокатастрофа 0,128 жизней. Получается, что одно ДТП уносило в 1240 раз жизней меньше, однако количество ДТП в 45764.14 раз больше количества кораблекрушений. Легко заметить, что автомобили опаснее, чем водный транспорт.
На основе полученных соотношений можно сделать прогноз числа катастроф и их последствий. Так, можно ожидать, что в 2021 году число авиа и дорожно-транспортных происшествий снизится.
В заключение хотелось бы сказать, что статистка ДТП напрямую зависит от нас самих: нужно всегда соблюдать правила дорожного движения,- ведь на дороге от нас зачастую зависят не только наши жизни, но и жизни других людей.
Литература
1. Госавтоинспекция. Показатели состоянии безопасности дорожного движения. Статистика // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat.gibdd.ru
2. Дром. Тест-драйвы и статьи об авто. Статистика ГИБДД 2017: как много людей гибнет, сколько нарушают. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.drom.ru/info/misc/59322.html
3. Правовая защита автолюбителя. Статистика ДТП. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vashamashina.ru/statistics_traffic_accident.html
4. Росинфостат. Статистика ДТП в России за 2019, 2020 год и прошлые периоды. Режим доступа: https://rosinfostat.ru/dtp/#__2015
5. Инфофрог. Как часто падают пассажирские самолёты — статистика. Режим доступа:https://infofrog.ru/kak-chasto-padayut-passazhirskie-samolyoty-statistika.html
6. Википедия. Список катастроф в гражданской авиации. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_катастроф_в_гражданской_авиации#2019
7. Овчаренко М. С. Анализ и прогноз состояния и уровня аварийности на дорогах Российской Федерации и пути по ее снижению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1661–1665. – URL. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/96251.htm.
8. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. М.: Издательский дом «Вильямс». 2007.
9. Кузин А.Д. Статистический анализ ДТП в России в последнее десятилетие . В сборнике: Техника и технологии, политика и экономика: проблемы и перспективы. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Москва. - 2020. - С. 317-320.