Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Юмористическое начало всегда было одним из предметов литературоведческого исследования. Каждый автор использует определенные приемы и способы выражения юмористического, из-за чего его стиль и язык становится уникальным и неповторимым.
В настоящее время основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Чувство юмора является составляющей частью познавательной и коммуникативной функций человека, способствует развитию мышления и интеллекта.
Юмор – добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизненных явлениях. Юмор развивает тонкость ума. Мысль, высказанная в юмористической форме, очень точна, лаконична, верно схватывает противоречие. Над чем смеётся человек - по его манере смеяться и оттенкам смеха: как он это делает - можно достаточно точно судить о его характере, о его достоинствах и недостатках. Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты. Здравый смысл юмора - инструмент, на который ребенок может положиться в течение жизни. Юмор развивает нетрадиционное мышление, стимулирует творчество [3, с.77].
А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили придавали большое значение юмору, необходимости создать установку на веселье, радость, использовать в воспитании и обучении, поощрять удачные шутки, проявление находчивости; научить ребенка смотреть на мир с улыбкой, здоровой улыбке надо учить с детства, развивать способность смеяться, развивать и формировать чувство юмора.
Дошкольный возраст – лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. В. А. Сухомлинский называл юмор оборотной стороной мышления, а его проявление – радостное удивление, которое стимулирует творчество, необычное видение окружающего мира. Потребность ребенка в смехе он видел в существовании юмора, который активизирует умственные способности ребенка. Через добрую улыбку, незлобливый смех входит в сердце ребенка понятие человечности, любви и благородства [7, с.26].
К. И. Чуковский, писал: «…воспитать в ребёнке юмор – драгоценное качество, которое, когда ребёнок подрастёт, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами. У ребёнка вообще есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности – одна из последних задач воспитания».
Но, прежде чем дать этот материал, надо его найти, обработать и представить в самом лучшем виде, чтоб ребёнок искал и нуждался в нём.
Конечно, снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, которая обусловленная глобализаций средств массовой информации и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение как престижный источник получения информации и как общепринятую форму досуга детей.
Актуальность исследования подтверждается нормативными документами дошкольного образования:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования – (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, который разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, законодательства РФ, нужно к этому добавить, что он обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации.
Согласно ФГОС ДО, в речевое развитие дошкольников должны быть включены обязательные компоненты (обогащение активного словаря детей; развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи, фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры; овладение речью как средством общения и культуры; знакомство детей с книжной культурой и детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте).
В раскрытии данной темы надо напомнить о недавнем федеральном документе названным как - Национальная Программа поддержки и развития чтения, которая разработана и утверждена Правительством РФ «Стратегия государственной культурной политики до 2030 года в субъектах Российской Федерации» от 03.06.2017 г. №1155-р, где призваны рекомендовать программы поддержки чтения.
Реализация программы предусматривается в 3 этапа:
I этап (2018 год): проведение комплексных научных исследований, которые позволят получить актуальную информацию и провести научный анализ ситуации в сфере детского и юношеского чтения; определение количественных и качественных уровней владения чтением (компетенций) в каждой из возрастных групп и разработка на этой основе системы классификации читательских компетенций; разработка методических рекомендаций для реализации в 2019 - 2020 годах начальной стадии программы.
II этап (2019 - 2020 годы): определение моделей внедрения разработанных методических рекомендаций; организация внедрения методических рекомендаций в нескольких пилотных регионах и институтах поддержки и развития чтения; анализ полученных результатов.
III этап (2020 - 2026 годы) - реализация программы на территории всей страны и во всех институтах поддержки и развития чтения.
Кроме федеральных документов были разработаны такие же Концепции в субъектах страны, в нашем округе – Концепция развития и поддержки чтения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018 – 2025 годы. Согласно «Национальной программе поддержки и развития чтения» необходимо «вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего…».
Проблема чтения находится под пристальным вниманием разных наук. Так, в психологии чтение изучается с позиции сущности читательской деятельности; в филологии исследуется процесс непрерывного литературного образования; в педагогике разрабатываются методики и технологии обучения чтению, решаются вопросы литературного образования, развития читательской культуры. Изучение проблемы приобщения ребенка дошкольного возраста к чтению начинается в 80-х годах XIX в. (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) [3, с.19]
В XX в. поиск продолжается в работах К.Б. Бархина, П.П. Блонского, В.А. Езикеевой, Р.И. Жуковской, Н.К. Крупской, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Е.А. Флёриной, и др. В исследованиях изучались психофизиологические основы речевой деятельности дошкольников, вопросы специфики восприятия художественного текста детьми дошкольного возраста, круг их чтения [4, с.5].
В настоящее время активно исследуются возможности раннего развития читателя, различные проблемы чтения детей дошкольного возраста (Н.В. Микляева. В.В. Гербова, Е.Л. Гончарова, Т.И. Гризик, З.А. Гриценко, Л.М. Гурович, Н.Е. Добрынина, М.Б. Елисеева, О.С. Жукова, И.Н. Тимофеева, Л.П. Федоренко и др.). В современной педагогической науке читатель рассматривается как функционально грамотный человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в чтении как средстве познания мира и самопознания (С.В. Алабужева, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Леонтьев). Вместе с тем до настоящего времени не существует устоявшихся общепринятых определений понятий «дошкольник-читатель», «читательская культура дошкольника». По отношению к дошкольнику определение «читатель» нередко понимается как «умеющий озвучивать напечатанное», чему и учат ребёнка, чем вызывают раннее пресыщение этой деятельностью и её отторжение. В процессе приобщения дошкольника к художественной литературе, необходимо изучать организацию чтения (слушания) детьми литературных произведений, общения ребёнка с книгой, присвоения дошкольником доступных возрасту литературоведческих знаний.
Если взять за основу философию бытия человека и посмотреть: что человеку больше нравится, как ему комфортно, где интересно и чем себя развлечь – ответ будет примерно такой: человеку лучше быть позитивным, счастливым и это как раз и относится к ребенку. Если он при ознакомлении с детской книгой познакомится с её героями, найдет что-то смешное, весёлое, засмеётся – неужели он не захочет снова быть в этом моменте. Надо пробовать и искать все возможные источники для того, чтоб маленький человек через комизм, шутку, потешку заинтересовался художественной литературой.
У каждого народа свое чувство юмора, это относится к тому, над чем смеются и как. Для русских популярным типом юмора является игра слов, балагурство, образование новых слов. Его традиции восходят к фольклору: частушки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки (Иванушка-дурачок), смеховая культура находит отражение в обрядах, играх, песнях. Эмоциональной особенностью русского юмора является соединение юмора с грустью. Русские воспринимают юмор как самоироничный, остроумный, двусмысленный, добрый, задушевный, но при этом насмешливый. В комическом как эстетической категории выделяются четыре равноправных вида: юмор, ирония, сарказм, сатира.
В литературных источниках рассматриваются исследования формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста, к отдельным его компонентам: к восприятию и конструированию комического, а также к сопровождающим эти процессы эмоциональным реакциям.
В возрастной психологии существуют данные о восприятии отдельных жанров юмора: басни (О.М. Концевая), комедии (Леруа-Буссьон), серий юмористических картинок (Е. Герцфельд, Ф. Прагер); сатиры (И.Н. Назимов), шутки (Е.И. Бондаренко); непритворные шутки, несоответствующие названия для обозначения объектов и событий, рифмование бессмысленных слов (П.Е. Мак-Ги, К.И. Чуковский, Б.Заходер, Г. Остер и др.), двигательные истории, истории с персонажами, носящими смешные имена и т.п. (Дж. Родари), сочинение перевертышей (Н.А. Менчинская, К.И. Чуковский), иронических реплик (B.C. Мухина) [5].
Экспериментально доказано, что знакомство ребенка с юмористическими произведениями оказывает корректирующее воздействие на его эмоциональную сферу (А.А. Осипова), содействует улучшению общего психофизиологического состояния (К.Н. Щепина) и налаживанию отношений в детской группе (И.С. Дементьева).
Актуальность проблемы формирования и развития юмора продиктована результатами исследования социальной стороны юмора. Они свидетельствуют о положительном эффекте юмора, ослабляющем стресс, укрепляющем здоровье человека и социальные связи, позволяющем оптимистично воспринимать возникающие проблемы, повышающем удовлетворенность деятельностью и ее результативностью. Исследования психологов доказывают, что дети, обладающие чувством юмора, более добродушны, мягки и доброжелательны в отношениях с окружающими, пользуются симпатией и любовью сверстников.
В последние годы значительно возросли требования общества к развитию детей дошкольного возраста. Это отчетливо проявляется в новых программах и педагогических технологиях по развитию, воспитанию и образованию дошкольников.
Воспитатели, работая с детьми, не раз замечали, что с шуткой и прибауткой работается легче и веселее, настроение у детей поднимается, и тогда можно достичь любых вершин. Но так как практического материала по формированию чувства юмора недостаточно, многие воспитатели в детских садах самостоятельно занимаются разработкой средств и педагогических условий для формирования юмора у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ [3].
Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игра. Она обладает притягательной способностью завораживать человека, вызывать волнение, азарт и восторг. По-настоящему игра осуществляется только тогда, когда ее содержание дано в острой эмоциональной форме.
В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия. Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей и в частности, развитию чувства юмора [7].
Среди различных средств, способствующих формированию юмора у детей, наиболее действенным является художественная литература с комическим содержанием. При чтении юмористических произведений ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса, так и от полученного результата. Юмористические произведения способствуют более интенсивному и оптимальному развитию памяти, воображения, восприятия, внимания, а также воспитанию у детей жизнерадостности, настойчивости, уверенности в своих силах; помогают избавиться от таких отрицательных нравственных качеств, как трусость, самоуверенность, зазнайство, неряшливость. Это в свою очередь определяет успешность учебы ребенка.
Одним из действенных средств формирования юмора у детей, является устное народное творчество, как неисчерпаемый источник искусства, основа народной духовной культуры, эффективное средство эстетического воспитания детей, проверенным опытом каждого народа в течение тысячелетий. Сила фольклора как средства воспитания, заключается в том, что своим содержанием учит детей различать добро и зло, а также поведению «это можно», «это нельзя», «это хорошо», «это плохо», учит детей давать ответы на разные жизненные вопросы. Слушая произведения устного народного творчества, ребёнок самостоятельно делает выводы о своём поведении, стараясь избежать ошибок героев. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития коммуникативных умений детей старшего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером ознакомления с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их юмору, ненавязчивости, знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество – неоценимое богатство народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество и правила поведения и общения в нём [1].
Считаем, что одним из важнейших средств развития интереса к художественной литературе является юмористические произведения, к которым можно отнести: потешки, прибаутки, загадки, загадки-обманки, шуточные стихотворения-каламбуры. Спецификой дошкольного возраста является то, что ребенок в большей степени является слушателем, а не читателем. Поэтому велика роль педагога, взрослого, который играет главную роль в приобщении детей дошкольного возраста к книге. Сегодняшние дети развиваются очень быстро, если попадают, по-настоящему, в развивающую культурную среду. Так, многочисленные исследования доказывают прямую связь успешности развития личности с объёмом чтения: чем больше читаешь, тем больше и лучше развиваешься.
Список литературы
Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. – М.: Изд. Центр «Академия», 1997.
Бегак, Б. А. Дети смеются: очерки о юморе в детской литературе / Б. Бегак ; оформ. Н. Сучковой. – М. : Детская литература, 1971. – 191 с
Кондрашова Н.П. Комическое как средство общения ребенка с взрослым и сверстниками. // Психолог в детском саду. – 2004. – № 1. – С. 76-87.
Мигунова, Е. В.Теория и методика развития речи детей : [учебно-методическое пособие] / Е. В. Мигунова ; Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород : Новгородский гос. ун-т, 2007. - 151 с.
Попова, О. М. Особенности чувства комического у дошкольников и система его формирования в целях оптимизации эмоционально-нравственного развития: автореф. дис. канд. псих. наук. – Нижний Новгород: Перемена, 2006
Фишер, В. Я., Кухар, М. А. Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях обновленного образования / В. Я. Фишер, М. А. Кухар // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 11. – 152 с.
Широкова Г. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005. – 304 с.