В настоящее времясоциокультурное пространство дошкольной образовательной организации рассматривается как совокупность целенаправленно созданных условий, которые должны обеспечивать процесс развития и саморазвития ребенка. С одной стороны, это пространство для развития и самоопределения ребенка (субкультура), а с другой стороны социокультурную среду можно рассматривать как сферу педагогических влияний, направленных на развитие и личности ребенка дошкольного возраста.
Исследование социокультурного пространства – проблема, которая в современной социологической науке затрагивает внимание многих ученых. Это связано с тем, что научное знание обогащается физическим опытом существования и развития различного уровня пространств в современном обществе. П. Бурдье отмечает, что «социальное пространство – не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно». [1]
По мнению учёной О.В. Федоскиной «чрезвычайно важной представляется социокультурная функция в дошкольном образовании». [7]
Р.Б. Стеркина «под понятием «социокультурный» понимает источники, возможности, средства культуры, которые могут быть использованы для решения социально-культурных задач, то есть это духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей. [3]
По данным психологов Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева понятие «среда» - это комплекс внешних факторов, которые влияют на процесс развития человека». [4]
Большое значение в развитии теории развивающей среды внесла итальянский педагог М. Монтессори. Согласно ее взглядам, для развития детей необходимо создавать такую развивающую среду, которая бы позволяла ребенку самообучаться и саморазвиваться самостоятельно. [4]
Опираясь на мнение ученых, в нашем понимании «социокультурная среда» - это пространство, организованное специальным образом, посредством источников и средств культуры, которое влияет на процесс развития ребенка.
Детство – это особый самоценный период, особенность которого заключается в том, что социокультурное пространство, в которое включен ребенок, в значительной степени совпадает с физическим пространством. Социокультурное пространство, включает в себя: дом (квартира), в котором проживает ребенок; двор, в котором он совершает прогулки и играет; дошкольное образовательное учреждение, в котором ребенок находится около десяти часов в рабочие дни; культурно-развлекательные, медицинские учреждения; учреждения сферы торговли и общественного питания, а также другие типы учреждений, которые ребенок посещает, как правило, совместно с родителями. Особое место в таком спектре занимают дошкольные образовательные организации (ДОО), где наиболее ярко представлена связь социокультурного и физического пространства. [2]
Социокультурное пространство дошкольной организации направлено на создание условий, обеспечивающих реализацию задач, указанных в нескольких нормативных документах, регулирующих ее деятельность. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». Следовательно, педагоги и специалисты, занимающиеся обучением и воспитанием детей 2-7 лет в дошкольной организации, должны ориентировать их на освоение моральных, трудовых, эстетических норм, регулирующих поведение ребенка в семье, игровой деятельности со сверстниками в детском саду, с людьми в общественных местах. [5]
Социокультурное пространство дошкольной образовательной организации можно представить в виде трех основных компонентов:
Социальный компонент.
О.В. Никифорова выделяет основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды, а именно, взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей и родителей).
Компонент окружающего микросоциума.
П.И. Подкасистый «Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка - это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития».
Предметно-пространнственный компонент.
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. [2]
По мнению В.А.Петровского, Л.М. Клариной были выделены принципы построения социокультурной среды в ДОО:
принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
принцип активности, самостоятельности, творчества;
принцип стабильности — динамичности;
принцип комплексирования и гибкого зонирования;
принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
принцип открытости — закрытости;
принцип учета половых и возрастных различий детей. [7]
Уникальность социокультурного пространства дошкольного образовательного учреждения заключается в особом типе социальных связей, которые охватывают педагогов, родителей и детей. С помощью педагогических технологий ребенок, включенный в него, становится его активным субъектом, способным через игровую деятельность понять и познать нормы и ценности современного общества. В социокультурном пространстве ДОО воспроизводятся жизненные ситуации, в которых ребенок осваивает различные социальные роли и подражает образцам поведения, взаимодействуя с другими детьми и взрослыми. [6]
В связи с этим процесс формирования социокультурной среды в ДОО проходит в четыре этапа:
1 этап. Возникновение и становление.
На данном этапе происходит становление команды единомышленников, формирования образа настоящего и будущего детского учреждения или группы, его социокультурной среды, организация проблемных групп из родителей, педагогов и детей с целью активизации участников к развитию социокультурной среды.
2 этап. Активного развития.
На данном этапе разрабатываются программы по построению модели социокультурной среды. Происходит обсуждения проектов и объединение их в общий проект. Организация повышения квалификации педагогов, семинаров по выбранному направлению социокультурной темы. Просвещение родителей, организация детских исследований, организация детско-взрослых сообществ.
3 этап. Формализация. Происходит обобщение опыта, его трансляция.
4 этап. Преобразования. Появление новых носителей идей и подведение.
Социокультурная среда дошкольного образовательного учреждения – это уникальная конструкция, созданная родителями, педагогами, руководством органов образования и находящаяся в постоянном развитии. Поэтому социокультурная среда - представлена как единство трех составляющих:
социокультурные события, значимые как для детей, так и для родителей и педагогов (событийность).
принципы, нормы и правила взаимодействия и стиля отношений между всеми участниками педагогического процесса;
развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации. [6]
Таким образом, социокультурная среда в дошкольной образовательной организации оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка, поскольку в период детства происходит освоение и усвоение социальных ролей, норм и ценностей различных сфер общественной жизни.
Список используемой литературы
Бурдье, П.С. Социология социального пространства / П.С. Бурдье – СПб.: Алетейя, 2007. – Текст : непосредственный
Висангириева Елена Дмитриевна. Проектирование социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Ростов н/Д, 2003 223 c. РГБ ОД, 61:03-13/2352-4
Сазонова, Н.П. Дошкольная педагогика / Н.П. Сазонова – СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 2010. Текст : непосредственный
Социокультурная среда дошкольной образовательной организации как условие саморазвития личности ребенка / А.Т. Ферзалиева, С.М. Зырянова. – Текст : непосредственный // Сборник. – 2017. – № 1. – С. 35–39. – Текст : непосредственный
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р, 2 // Рос. газ., 1 июня, 2015.
Чумичева, Р.М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка / Р.М. Чумичева – Текст : непосредственный // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 4. – С. 6–17. – Текст : непосредственный