Для эффективного управления муниципальным образованием, важно определить в какой среде оно функционирует, учитывается не только потенциал территории и ее взаимодействие с внешней средой, но и взаимодействие субъектов целеполагания, имидж территории, положение продуктов, выпускаемых территориальными предприятиями и др. При разработке миссии территории, целесообразно использовать матрицу концентрации информации (таблица 1.).
Таблица 1 – Матрица концентрации информации, предназначенная для разработки миссии территориального образования
Уровень |
Параметры |
Содержание параметра |
Характеристики территории |
|
Наименование |
Ранг |
|||
Миссия территории вовне |
Предназначение |
Ценности и нормы Осуществление идеи Удовлетворение потребностей клиентов |
||
Стратегическая цель |
Развитие Совершенствование Идентификация территории во внешней среде |
|||
Национальная идея |
Особенности национального менталитета Аспекты национальной гордости |
|||
Продвижение |
Презентация образа территории Формирование имиджа территории Заверение в приоритетности интересов населения |
|||
Направленность |
Народная Специальная Конкурентная |
|||
Миссия территории вовнутрь 2»»«вовнутрь» |
Собственное представление о себе |
Население Уникальность ресурсов территории Преимущества территории Особенности территориального продукта |
||
Социо-культурные ценности, принятые на территории |
Нравственные нормы Этические и эстетические нормы Ответственность за предлагаемый территориальный продукт, население, территорию Традиции и легенды Ожидания населения |
После изучения внутренней среды территории, необходимо проанализировать ее внешнюю среду. При диагностике внешней среды муниципального образования используется маркетинговый метод PESTLE-анализа, в рамках которого изучаются факторы, влияющие на развитие территории (рисунок 1).
Рисунок 1 – Факторы, влияющие на развитие территории в рамках PESTLE-анализа
Анализ потребителей территориального продукта осуществляется при помощи метода сегментации потребителей. В рамках макросегментации выделяются три основные группы потребителей территориального продукта: частные лица, коммерческие организации и некоммерческие организации. Для более детального исследования данных групп целесообразно использовать метод микросегментации потребителей территориального продукта с использованием ряда критериев (таблица 2).
Таблица 2 – Критерии микросегментирования потребителей территории
Группы потребителей |
Критерии выделения групп потребителей |
Частные лица |
Возраст, социальная принадлежность, место проживания, сфера профессиональных интересов и др. |
Коммерческие организации |
Отрасль и вид деятельности, размер бизнеса, место расположения бизнеса, регион ведения деятельности и др. |
Некоммерческие организации |
Специфика интересов и предметов ведения (религиозные, спортивные и т. д.), возраст членов НКО (детские, подростковые, ветеранские), статус (местные, региональные, международные) и др. |
Сегментация позволяет выявить характеристики и особые потребности каждого из сегментов, а также определить общие потребности всех групп потребителей. Она позволяет осуществлять территориальное управление в соответствии с интересами всех жителей и организаций территории [5].
Для того, чтобы определить место территории по отношению к конкурентам, целесообразно использовать маркетинговый метод построения карты позиционирования территории (рисунок 2).
Привлекательность сегментов рынка оценивается, как отношение темпов роста душевого валового продукта в данном сегменте рынка к темпам его роста в группе исследуемых территорий (середина – темп роста душевого ВВП в целом сообществе).
Рисунок 2 – Модель позиционирования территории
Рыночная доля данной территории рассчитывается относительно территории – ведущего конкурента в данном сегменте рынка по конкретному товару или товарной группе (середина – доля, равная доле ведущего конкурента). Карта позиционирования информирует муниципальное образование о его реальном положении по отношению к конкурентам и формирует представление о желаемом месте расположения.
Кроме того, наглядной формой оценок сравнительных конкурентных преимуществ территории является построение многоугольников конкурентоспособности территорий (рисунок 3).
Рисунок 3 – Многоугольник конкурентоспособности территорий
Для разработки стратегических направлений деятельности используются матричные методы. (таблица 3).
Таблица 3 – «Портфельная» матрица в территориальном маркетинге
Портфельная матрица территории позволяет выявить приоритетные виды деятельности, реализуемые на территории, которые будут обеспечивать устойчивость ее социально-экономического развития в будущем.
Для разработки стратегий развития территориального образования может быть использована матрица роста И. Ансоффа (таблица 4). Она позволяет определить новизну территориальных продуктов и групп потребителей, а также географию потребителей территориального продукта.
Таблица 4 – Матрица роста И. Ансоффа в территориальном маркетинге
Таким образом, в управлении муниципальным образованием используются разнообразные методы и инструменты, характерные для классического маркетинга. Матрица концентрации информации дает возможность сформулировать миссию муниципального образования на основе анализа внутренних и внешних параметров территории. PESTLE-анализ позволяет определить, как изменение политических, экономических, правовых, экологических, технологических, социальных факторов может сказаться на деятельности муниципального образования. Портфельная, конкурентная матрица, матрица Ансоффа дают наглядное представление о выборе того или иного направления развития территории и позволяют выбрать наиболее приемлемую маркетинговую стратегию.
Список использованной литературы
Голубков Е. П. Основы маркетинга: учебник / Е. П. Голубков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Финпресс», 2008. – 704 с.
Груздев А. Стратегия развития региона: цели преимущества, технология разработки / А. Груздев // Общество и экономика. – 2008. – № 1. – С. 115 – 120.
Кирсанов С. А. Муниципальное управление: эффективность муниципального менеджмента : Учебник / С. А. Кирсанов, А. Т. Ошкуров, Е. П. Истомин. – СПб. : ООО «Андреевский издательский дом», 2008 – 317 с.
Комлева Н. С. Управление социально-экономическим развитием муниципального образования. диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Саранск, 2003.
Комлева Н.С., Солдатова Е.В. Оценка стратегического потенциала развития индустрии гостеприимства и туризма Республики Карелия. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2015. № 3 (34). С. 292-302.
Шишкин А. В. Маркетинговая стратегия в системе управления городом / А. В. Шишкин, М. Горева // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2010. – № 2. – С. 110 – 113.