ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших проблем педагогики, методики, психологии является проблема познавательной активности. Многие учёные настоящего и прошлого стараются найти ответ на вопрос, что должен сделать взрослый человек, чтобы привить ребёнку интерес к учению.
Современному обществу необходим не человек - потребитель, а человек – открыватель. Чем больше ты знаешь и умеешь, тем шире твои возможности.
В качестве особого вида интереса выступает интерес к знаниям или иными словами познавательная активность. Областью познавательной активности является познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, которые в свою очередь помогают ученику учиться, то есть получать образование[4].
Также в качестве одной из важнейших задач в концепции модернизации российского образования выделяют формирование творческой личности. Чтобы достичь успеха в реализации этой задачи необходимо развивать познавательную активность учащихся.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательной активности учащихся.
Цель исследования – теоретическое обоснование повышения познавательной активности младших школьников на уроках математики.
Познавательная активность играет в педагогическом процессе главную роль. И. В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности» [5].
Познавательную активность психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
Познавательная активность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательную активность учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими школьник, например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенных форм внеклассной работы, способных удовлетворить его интерес, – все это формирует и развивает личность школьника [1].
Т.И. Шамова выделяет три уровня познавательной активности, и определяет по образцу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность.
Находясь на первом уровне познавательной активности, учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Название интерпретирующего уровня говорит само за себя; уже имея некоторые знания, необходимо научиться трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов. Творческий уровень познавательной активности характерен для учащихся, которые не только усваивают связи между предметами и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ [3].
Ученики с воспроизводящей активностью характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения только по образцу.
Им интересно ровно столько информации, сколько даст учитель. Они не будут задавать вопросы: Почему? Зачем? Как? Посмотрев мини-фильм про осадки, никто из ребят не задал своих вопросов, они ответили лишь на вопросы классного руководителя и не включались в дальнейшую беседу.
Ученики с интерпретирующей активностью будут гораздо активнее. Они стремятся проникнуть в сущность явления, узнать больше информации, а на каждый ответ учителя у них будет ещё по два или три вопроса. Такие дети могут самостоятельно сформулировать ответ и выстроить грамотную взаимосвязь между происходящими процессами.
У учеников с творческим уровнем активности проявляются интерес и стремление не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ применения. Они стараются перенести свои ранее накопленные знания на новую тему и сделать из этого верные выводы. Эти дети очень упорны и настойчивы, всегда находят ответы на интересующие их вопросы.
Показателями познавательной активности можно назвать стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д. Степень включенности в учебный процесс и проявления активности учащегося – это динамический, изменяющийся показатель.
Познавательная активность предполагает собой положительное отношение к интеллектульной деятельности и представляет собой условие внутреннего формирования субъектности в процессе осуществления данной деятельности, в процессе выполнения нескольких функций:
побудительная, что отражает энергетику возникшего познавательного мотива, призыв субъекта на осуществление интеллектуальной деятельности;
организующая, что обеспечивает знающее на переход деятельности и его результат;
стимулирующая, что поддерживает активацию и стимулирование мотива на должном уровне на протяжении этой деятельности до ее завершения;
направляющая, что стимулирует устремленность в области умственной деятельности;
регулирующая, что обеспечивающую движение к результатам с помощью контролирующих систем [2].
К методам мотивации относят следующее: поощрение; порицание; учебно-познавательная игра; создание ярких наглядно-образных представлений; создание ситуации успеха; стимулирующее оценивание; свободный выбор задания.
На уроках математики можно применить следующие упражнения, которые помогут повысить познавательную активность младших школьников.
1) Введение необычных кроссвордов.
Чтобы заполнить клетки кроссворда, необходимо в левой части задания решить примеры, а в правой - ребусы. (1 + 17-13 = 5, под этой цифрой в кроссворде пишется слово (госп + один).) («Рисунок 1»)
Рисунок 1
2)Графические диктанты
Диктант «Слон»
Поставьте в верхнем левом углу точку. Это будет начало нашей картинки. Начиная от точки, проведи линии по клеточкам:
4 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо, 8 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево, 4 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 6 вверх.
3) Нестандартная формулировка задачи – в форме стихотворения.
Например:
Чтоб одеть тепло сыночков,
Не хватает двух носочков.
Сколько же в семье сыночков,
Если в доме шесть носочков?
4) Задание со сказочным героем. В урок вводится какой-либо персонаж, который ищет решение задачи, показывает фокус и так далее.
5) Задания, в процессе решения которых дети узнают какие-то интересные факты.
Например: За 1 минуту через человеческий мозг протекает приблизительно 750 мл крови. Сколько крови протечет через мозг за сутки?
В специальном конверте детям предлагается набор карточек (одна большая и остальные маленькие). Как правило, маленьких карточек с упражнениями больше, чем изображено ответов на большой карточке.
Школьник достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз.
Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель, проходя между рядами, легко оценит результат работы ребенка.
7)Задания, в которых, нужно получить слово/предложение. («Рисунок 2»)
Рисунок 2
Чтобы увлечь младшего школьника уже на познавательном этапе, чтобы он сам хотел действовать, педагогу нужно создавать ситуации, которые будут интересны и увлекательны для ребёнка. Например, задания-исследования, поиска, игры, ситуации успеха и т.д.
Выбор методов формирования познавательной активности зависит от опыта и знаний учителя и уровня готовности детей, получать и усваивать эти знания. Учитель может не только применять существующие виды заданий, но и дополнять их, подстраивать под свой класс или даже разрабатывать собственные.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Активизация познавательной деятельности младших школьников:кн. для учителя / под ред. М. П. Осиповой, Н. И. Качановой.- Минск : Нар. асвета, 1987. – 109 с.
Елфимова, Н. В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников / Н. В. Елфимова. – М. : МГУ, 1991. – 108 с.
Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. – М. : Педагогика, 2010. – 208 с.
Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Г. И. Щукина. – М. : Академия, 2011. – 160 с.
Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1984. – 176 с.