Совершенствование интонационного компонента фонетической компетенции студентов-бакалавров факультета иностранных языков с использованием компьютерной программы акустического анализа Speech Analyzer и LMS платформы Schoology - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Совершенствование интонационного компонента фонетической компетенции студентов-бакалавров факультета иностранных языков с использованием компьютерной программы акустического анализа Speech Analyzer и LMS платформы Schoology

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ошибки в интонационном оформлении затрудняют понимание и нередко искажают смысловую сторону речи. При изучении иностранного языка в сфере педагогического образования, фонетическим навыкам должно уделяться существенное внимание, так как они играют важную роль при трудоустройстве выпускника

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), став неотъемлемой частью нашей жизни, предоставляют широкие возможности для повышения качества обучения иностранным языкам. Особую значимость информационно-коммуникационные технологии приобрели после введения режима всеобщей самоизоляции в связи с распространением коронавирусной инфекции "COVID-19" и невозможностью обучения в традиционном формате. Всё вышесказанное составляет актуальность данной исследовательской работы.

Объектом выпускной квалификационной работы является учебный процесс по совершенствованию интонационного компонента фонетической компетенции студентов-бакалавров педагогического образования факультета иностранных языков.

Предметом является применение LMS платформы Schoology и компьютерной программы Speech Analyzer для совершенствования интонационного компонента фонетической компетенции студентов -бакалавров факультета иностранных языков.

Объект и предмет исследования определили цель данной работы, которая заключается в научно-теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке комплекса практических занятий по практической фонетике английского языка с применением LMS платформы Schoology и компьютерной программы Speech Analyzer для совершенствования интонационного компонента фонетической компетенции студентов-бакалавров 2 курса факультета иностранных языков.

Первая часть нашей работы посвящена теоретико-методологическим аспектам совершенствования интонационного компонента фонетической компетенции у студентов-бакалавров факультета иностранных языков.

При работе над понятием фонетической компетенции, нами были проанализированы труды отечественных исследователей, имена которых вы можете видеть на слайде. Фонетическая компетенция входит в состав лингвистической компетенции, а также оказывает влияние на все составляющие иноязычной коммуникативной компетенции и обеспечивает их реализацию. За основу было взято определение Хомутовой А.А., которая определяет ФК как основанную на знаниях, умениях, навыках и отношениях способность индивида осуществлять иноязычную коммуникативную компетенцию в соответствии с произносительными нормами изучаемого языка.

Фонетическая компетенция безусловно включает в себя знания об интонации, основных интонационных моделях, их классификациях и значениях, их связи с типами предложений, знания об ударении в предложении, типах ударений в предложении, темпе речи и ритме.

Далее, мы коснулись проблемы определения LMS платформы и опираясь на исследования Р.К.Эллис, выявили, что LMS платформа (система управления обучением) - прикладное приложение, которое используется для разработки, администрирования, документации, управления и распространения электронных образовательных курсов с обеспечением совместного доступа

Эксперимент состоял из трех этапов: предэкспериментального, экспериментального и постэкспериментального.

Исследование проходило на факультете иностранных языков «Новосибирского государственного педагогического университета» в период с 27.10.20-30.12.20.

Участниками эксперимента стали две группы студентов-бакалавров 2 курса факультета иностранных языков Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет», изучающие два иностранных языка: английский и французский, английский и немецкий языки.

Предэкспериментальный срез включал в себя 4 задания на выявление уровня сформированности интонационных навыков у бакалавров 2 курса факультета иностранных языков. Задания были составлены с учетом требований, предъявляемых к фонетической компетенции и содержащихся в документе Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка», в рабочей программе дисциплины «Практическая фонетика английского языка» по направлению подготовки «Педагогическое образование» для бакалавриата и в ФГОС 3++ высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Также нами была рассмотрена структура фонетической компетенции и ее составляющие в работе Хомутовой А.А «Фонетическая компетенция: структура и содержание».

Первое задание предэкспериментального среза направлено на проверку знаний обучающихся об основных интонационных моделях, а также на оценку сформированности рецептивных навыков, а именно умение определять ядерный тон на слух. Студентам предлагалось прослушать 8 предложений и отметить ядерный тон в каждой интонационной группе. За каждый верно определенный ядерный тон в каждой интонационной группе обучающийся получал один балл. В сумме за первое задание студенты могли получить десять баллов. Второе задание направленно на проверку знаний обучающихся об основных интонационных моделях, их значениях, их связи с типами предложений, а также на знание правил интонирования. Студентам предлагалось прочитать пять предложений или мини-диалогов и нарисовать тонограмму предложения в зависимости от контекста и отношения говорящего, которое было указано в скобках рядом с каждым предложением или мини-диалогом. За каждую тонограмму студент мог получить максимум 2 балла: 1 балл за верно выбранный ядерный тон/шкалу/, правильное определение слабых, сильных форм, отсутствие ошибок в количестве слогов + 1 балл за правильное оформление тонограммы. Третье задание проверяет знание студентов об ударении в предложении и типах ударений в предложении. Студентам предлагалось прочитать пять мини-диалогов, состоящих из двух реплик. Во второй реплике в каждом диалоге студентам необходимо было отметить тот слог, на который будет падать ядерный тон. За каждый правильно отмеченный слог студенту засчитывается один балл. Максимальное количество баллов в данном задании 5 баллов. Четвертое задание направлено на оценку сформированности продуктивных навыков обучающихся, а также умение интонационно корректно оформлять свое высказывание, умение использовать повышение /понижение основного тона. В данном задании студентам предлагалось прочитать и записать на диктофон диалоги из задания 3, оформляя предложения с соответствующей интонацией. Максимальное количество баллов за это задание 10: студенты получают один балл за правильно прочитанное предложение.

Проанализировав результаты предэкспериментального среза, мы выделили контрольную и экспериментальную группы и получили следующие данные. Контрольная группа показала средний уровень сформированности интонационного компонента фонетической компетенции, в то время как в экспериментальной группе интонационных компонент фонетической компетенции находится на уровне ниже порогового. Средний суммарный процент по всем заданиям составил 48% в контрольной группе и 39% в экспериментальной.

Средний процент по первому заданию составил 61% в контрольной группе и 43% в экспериментальной, по второму заданию 17% в контрольной и 16% в экспериментальной, по третьему заданию 83% в контрольной и 80% в экспериментальной, по четвертому заданию 50% и 38% соответственно.

Далее нам бы хотелось охарактеризовать проведенную нами экспериментальную работу и особенности ее реализации.

На основе результатов предэксперементального среза, группы обучающихся были поделены на экспериментальную группу, в которой в дальнейшем проводилась серия уроков по совершенствованию интонационного компонента фонетической компетенции с использованием LMS платформы Schoology и компьютерной программы Speech Analyzer, и контрольную группу, которая необходима для сравнения уровня сформированности интонационного компонента фонетической компетенции и для выявления результативности применения разработанной нами серии уроков.

Speech Analyzer представляет собой компьютерную программу для акустического анализа речи. Данная программа дает точное воспроизведение интонации, высоты подъема голоса и интенсивности речевого сигнала на экране в виде графика, а также дает возможность сравнить свою интонацию с оригиналом путем функции наложения графиков. Программа Speech Analyzer может вызвать определенные трудности у студентов, так как представляет интонацию не в том виде, в котором привыкли ее изучать студенты. На первых занятиях было выделено определенное время работе в программе, объяснению ее функционала и технических особенностей, а также ее преимуществ для совершенствования интонации. Работа с программой Speech Analyzer происходила на материале учебника «Практическая фонетика английского языка: продвинутый уровень», автором которого является Хорошилова С.П. - кандидат психологических наук, доцент кафедры английского языка, ФГБОУ «Новосибирский государственный педагогический университет». Студентам предлагались аудио вырезки из диалогов из учебного пособия «Практическая фонетика английского языка: продвинутый уровень». За все время эксперимента нами были проработаны первые четыре диалога, расположенные на страницах 103-118. Задача студентов была поработать с функцией наложения графиков. Чтобы отработать произношение и интонацию необходимой реплики, студентам необходимо загрузить соответствующее аудио в программу, которая воспроизведет интонацию в форме линейного графика. Задача студентов - произнести реплику, чтобы их интонация была максимально приближена к интонации носителя из аудио. Программа записывает речь обучающегося, выводит график на экран и накладывает один график на другой. График оригинала и график говорящего выделяются разными цветами, что позволяет увидеть отклонения от образца в интонации говорящего.

Во время эксперимента в экспериментальной группе также использовалась LMS-платформа, позволяющая работать над совершенствованием интонационных навыков в асинхронном варианте. Задания на платформе были поделены на два блока: обязательные и по выбору, которые являлись более усложненным вариантом некоторых обязательных заданий. Система оценивания знаний студентов в ходе эксперимента – балльно-рейтинговая. За задание можно получить определенное количество баллов в зависимости от содержания, сложности и трудоемкости задания. На каждое задание из обязательного блока выставлялся дедлайн.

Для осуществления экспериментального этапа нами был разработан комплекс занятий, направленный на совершенствование интонационного компонента фонетической компетенции. Занятия проводились online в синхронном формате в программе Zoom, а также асинхронно на LMS платформе Schoology.

По истечении экспериментального этапа был проведен постэкспериментальный срез, целью которого является проверка эффективности разработанного нами комплекса уроков по совершенствованию интонационного компонента фонетической компетенции студентов-бакалавров факультета иностранных языков с использованием компьютерной программы акустического анализа Speech Analyzer и LMS платформы Schoology. Задания постэкспериментального среза, процедура его проведения и оценивания результатов аналогичны тому, что были на предэкспериментальном срезе, при этом содержание заданий новое.

Анализ результатов экспериментальной группы показал, что в первом задании процент правильно выполненных заданий вырос с 43% до 57%. Процент правильных ответов во втором задании вырос с 16% до 88%, в третьем задании с 80% до 100%, а в четвертом с 38% до 82%. Средний процент правильно выполненных ответов в экспериментальной группе по всему постэкспериментальному срезу составляет 79%, что на сорок процентов больше, чем результат предэкспериментального среза. Результаты в контрольной группе изменились незначительно в сравнении с экспериментальной группой. Первое задание обучающиеся выполнили на 48%, в то время как в предэксперементальном срезе это же задание было выполнено на 61%. Процент правильно выполненных ответов во втором задании равен 67%, в сравнении с 17% в предэкспериментальном срезе. Результаты задания 3 изменились незначительно, данное задание было выполнено на 80%, в предэкпериментальном срезе это же задание было выполнено на 83%. Четвертое задание студенты контрольной группы выполнили на 57%, в то время как в предэкспериментальном срезе данное задание было выполнено на 50%. Процент правильных ответов в контрольной группе по всему постэкспериментальному срезу составляет 60%, что на 19% меньше, чем в экспериментальной группе. Сравнивая показатели обеих групп, прирост в экспериментальной группе составляет 40%, в то время как в контрольной группе.

В связи с полученными результатами мы можем констатировать, что применение комплекса занятий, направленных на совершенствование интонационного компонента фонетической компетенции бакалавров факультета иностранных языков с использованием компьютерной программы акустического анализа Speech Analyzer и LMS платформы Schoology можно считать результативным.

На основании полученных результатов, мы пришли к выводу, что использование LMS платформы Schoology и компьютерной программы акустического анализа Speech Analyzer может способствовать совершенствованию интонационных навыков. Платформа Schoology обеспечивает индивидуальную обратную связь каждому студенту, позволяет разнообразить урок и сгладить неравномерную академическую активность, восполнить пробелы и углубить знания предмета за счет возможности реализовать интервальные повторения с целью рециркуляции материала за пределами аудитории. Программа Speech Analyzer обеспечивает дополнительную практику интонации в условиях искусственного билингвизма и отсутствия постоянной коммуникации с носителями английского языка, позволяет провести анализ интонационной системы родного и изучаемого языков, провести их сравнение, что в свою очередь способствует развитию имитативных способностей и минимизирует языковую интерференцию на суперсегментном уровне, что в конечном итоге благоприятно влияет на сформированность интонационного компонента фонетической компетенции.

Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт 3++ высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94

2. Хомутова, А.А. Фонетическая компетенция: структура и содержание / А.А. Хомутова. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. Челябинск, 2013. №2. С.71-73.

3. Хорошилова С.П. Рабочая программа дисциплины «Практическая фонетика английского языка» по направлению подготовки «Педагогическое образование» для бакалавриата [Электронный ресурс]. URL:https://prepod.nspu.ru/mod/page/view.php?id=40699. (дата обращения 02.08.2020

4. Хорошилова С.П. Фонетика английского языка: продвинутый уровень, учебно-методическое пособие / Новосибирск, 2015

5. Ellis R. K. Field Guide to Learning Management Systems: ASTD Learning Circuits, 2009. [Electronic Resource]. URL: http://www.astd.org/NR/rdonlyres/12ECDB99-3B91-403E-9B157E597444645D/23395/LMS_fieldguide_20091.pdf

Просмотров работы: 8