Мнемонические методы изучения лексики иностранного языка - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Мнемонические методы изучения лексики иностранного языка

Жаков П.А. 1, Отарова Е.Н. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассматриваются прогрессивные мнемонические методы. Приводятся примеры эффективного усвоения лексических единиц немецкого языка.

В настоящее время динамическое развитие различного рода международных отношений повлекло за собой потребность в подготовке специалистов, владеющих иностранными языками на уровне, обеспечивающим им осуществление своей профессиональной деятельности в иноязычной среде без снижения эффективности. Вследствие этого произошли изменения в концепции самого образования – сейчас процесс обучения направлен не только на выработку определённых умений и навыков путём работы с преподавателем, но и включение самих обучаемых в учебный процесс через активизацию познавательной и созидательной способностей, чтобы быть не только объектом образовательной деятельности, а непосредственным его участником. Это может быть реализовано через включение будущего специалиста в научную деятельность с раскрытием в нём качеств активной, творческой и самостоятельной личности, активно взаимодействующей с окружающим миром [1]. В связи со сказанным, приоритетным в современной концепции образовательного процесса является самостоятельная деятельность обучаемого, его продуктивная учебная деятельность.

Обогащение словарного запаса играет одну из ключевых ролей в процессе обучения. Это очень трудоёмкий и объёмный процесс, требующий больших временных затрат. Поэтому использование мнемонических методов, эффективность которых была доказана достаточно широким кругом учёных и исследователей, позволяет весьма успешно облегчить данную деятельность, а их разнообразие дает возможность подобрать методы, наиболее подходящие к особенностям изучающих иностранный язык, как при занятиях с преподавателем, так и при самостоятельной работе. Сущность данных методов состоит во взаимосвязи между двумя типами памяти: долговременной и кратковременной. Зарубежные учёные, такие как И.Томпсон [4], дают им достаточно широкую классификацию, основывающуюся на различных явлениях: звуках, жестах, знаках, предметах, взаимодействии и многом другом. Более конкретно остановимся на типологии И. Томпсона, выделяющего 5 мнемонических классов: лингвистические, пространственные, зрительные, вербальные и методы отклика.

Лингвистическая мнемоника подразделяется на 4 приёма:

1. Метод стержневого слова – лексические единицы запоминаются путём нахождения одного, легко запоминающегося слова, которое является основным, например, dasLehrbuch (учебник), dasWörterbuch (словарь), dasNachschlagebuch (справочник); dasLehrgebäude(учебный корпус), dasWirtschaftsgebäude(хозяйственное здание); derArbeitstag(рабочий день), derAusgehtag (день увольнения).

2. Запоминание иностранных слов путём нахождения созвучных русских. В качестве примеров можно привести следующие лексические единицы: derAutor, dieBanknote, dasCafe, differenzieren, dieFakultät и др.

3.Метод звуковых ассоциаций:

К подобным звукоподражательным словам можно отнести следующие примеры: grunzen (хрюкать), krähen (кукарекать), meckern (блеять) и др.

4. Метод «зацепок», который основывается на нахождении общих буквосочетаний, корней, например:mögen (любить), möglich (возможный), dieMöglichkeit (возможность) и т.д.

Пространственная мнемоника подразделяется на 3 метода:

1. Пальчиковый метод предполагает построение ассоциативной связи между словами и пальцами рук. Эффективно запоминать, таким образом, например, дни недели, месяцы, числительные.

2. Методов локусов заключается в представлении какого-либо места (комнаты, салона машины, парка и т.д.), а затем создании ассоциации слова и конкретного элемента этого места. Далее все образы вместе со словами расставляются в определённых частях представляемого пространства [2] (Рис. 1):

Рис. 1. Пример использования изображения комнаты

для запоминания лексических единиц

3. Метод пространственного регулирования.

Смысл этого метода заключается в написании слов не просто в столбик, а в виде какой-либо геометрической фигуры, лесенок, ёлочек и т.д., так как их легче вспомнить, чем простое написание слов.

Зрительная мнемоника имеет в своём составе 2 метода:

1. Метод сочетания с картинками.

Различные изображения существенно облегчают процесс запоминания лексических единиц, поскольку картинка может сделать значение слова более понятным [2] (Рис. 2):

Рисунок 2 – Пример изучения лексических единиц с использованием зрительной наглядности

2. Метод визуализации.

Он заключается в визуальном представлении слова, вместо использования реальных картинок. Изучающий мысленно представляет себе образ, картину или сцену, характеризующие данные слова. Абстрактные слова можно, как и в методе локусов, привязать к образам.

Вербальная мнемоника состоит из следующих методов:

1. Метод семантической классификации.

Этот метод особенно эффективен при изучении лексических единиц определенных тематических групп. Допустим, что необходимо выучить ряд глаголов. При запоминании данных лексических единиц представляется целесообразным разбить их на следующие семантические группы [3] (Таблица 1):

Таблица 1

Пример распределения глаголов по семантическим группам

глаголы, обозначающие явления природы

глаголы говорения

глаголы, выражающие эмоции

глаголы мышления

глаголы

движения

dunkeln,

tagen,

donnern,

hageln,

regnen,

schneien

sagen, sprechen, erklären, reden,

erzählen,

behaupten, antworten

lächeln, schmunzeln, grinsen, lachen, prusten, stöhnen, ausspucken

denken, sich überlegen, nachdenken, glauben, meinen

sich bewegen, gehen, kommen, laufen, fahren, rennen, schwimmen, kriechen

2. Метод повествовательной цепочки

Сущность данного метода проявляется в составлении рассказа с использованием заученных слов. Данный метод хорошо подходит для людей, владеющих иностранным языком на продвинутом уровне.

Мнемоника на методах отклика.

Метод основывается на том, что обучаемый привязывает к движениям тела или действиям определённые слова, которые характеризуют их, например: tasten (касаться / печатать), berühren (касаться), klatschen (хлопать в ладоши, шлепать.

Рассмотренные мнемонические методы являются эффективными в процессе активного усвоения лексических единиц иностранного языка. С опорой на данные методы обучаемый получает возможность подходить к процессу изучения иностранного более углубленно, ускоряя и облегчая усвоение материала, что является особенно актуальным при самостоятельной работе.

ЛИТЕРАТУРА:

Гайдукова М.А. Мнемотехника как интенсивный метод преподавания авиационного иностранного языка в вузе // Вопросы методики преподавания в вузе. 2016. №5 (19-2). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/mnemotehnika-kak-intensivnyy-metod-prepodavaniya-aviatsionnogo-inostrannogo-yazyka-v-vuze (дата обращения: 02.10.2020).

Немецко-русский словарь для школьников. – Москва: Издательство «АСТ», 2017. – 383 с.

Отарова Е.Н., Жаков П.А. Эффективные способы запоминания лексических единиц немецкого языка. Казань, 2019. – С.60-64.

Tompson I. Memory in Language Learning // Learner Strategies in Language Learning / ed. by A. Wenden, J. Rubin. Prentice-Hall, 1987. P. 43-56.

Просмотров работы: 33