Введение
Возрастные психологические особенности учащихся начальной школы, их естественное любопытство, чувствительность, особое отношение к овладению новым, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для развития познавательного интереса.
Школа занимает особое место в жизни ребенка и играет важную роль в судьбе каждого человека. Основная и трудная работа, возлагающаяся на школу, заключается в том, чтобы подготовить школьников к независимости в постоянно изменяющемся обществе и дать им необходимые знания об обществе и правильном отношении к жизни.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования одним из важнейших компонентов, определяющих деятельность учителя в рамках урока, является создание условий для успешного обучения. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
В учебном процессе часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческие задания и т.д. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих школьников, так как они знают материал, прислушиваются к советам учителя. А недисциплинированные и слабо усваивающие информацию школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, поэтому не приходится говорить об их успехах. Редкие вспышки активности у таких обучающихся проходят бесследно, их гасят пробелы в знаниях, отсутствие интереса в получении информации. В связи с этим появилась необходимость создавать ситуации успеха искусственно. Большое внимание необходимо уделять организации системы уроков таким образом, чтобы каждый из них способствовал вовлечению учащихся в работу на разных этапах, поддержанию устойчивого познавательного интереса и активности каждого ученика. Особое значение приобретает подбор специальных индивидуальных заданий и упражнений с учётом уровня знаний и способностей каждого ученика.
Одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. Решение этой проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия “познавательный интерес”.
Познавательный интерес определяют как необходимое и ключевое средство в обучении учащихся начальной школы. Без развития познавательного интереса у учащихся достижение цели обучения не только трудно в достижении, но и практически невозможно.
Г.И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательного интереса в педагогике, определяет ее следующим образом: «познавательный интерес, выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [4, с. 89].
Сегодня проблема интереса в обучении школьников все шире исследуется в контексте разнообразной деятельности детей и позволяет педагогам успешно формировать и развивать интересы школьника.
Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес.
Если феномен «интерес» определяется как направленность субъекта на значимые для него объекты, связанная с удовлетворением потребностей, полезностью, то «познавательный интерес», с точки зрения Г.И. Щукиной – это «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [5, с. 35].
Развитие познавательного интереса – это усовершенствование приемов и методов, которые обеспечивают активную, самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учеников на всех ступенях образовательного процесса. Действенность какого-либо метода определяется успешностью приобретения учащимися знаний, умений и навыков, а также развитием их познавательных способностей. Для развития познавательного интереса учащихся целесообразно использовать разнообразные способы организации процесса обучения и воспитания.
Прежде всего, это нестандартные формы организации урока. Основными переживаниями младшего школьника на уроках должны быть радость и интерес.
Несколько иную точку зрения высказывает Н.Г. Морозова. Познавательными она называет интересы, направленные на процесс учебного познания и на его результаты. Она рассматривает интерес как «эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности».
Ситуация успеха представляет собой постепенный переход от действий, производимых под руководством педагога, к развитию познавательного интереса, к формированию положительного отношения к учению у детей младшего школьного возраста. Приемы ситуации успеха необходимо создавать и развивать в процессе обучения.
В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем - это частое пребывание детей младшего школьного возраста в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха. Чтобы выйти из такого положения нужно чаще на уроках применять методы и приемы, которые помогут ученику почувствовать себя успешным.
В настоящее время создание ситуации успеха рассматривается как:
определяющий фактор развития личности в младшем школьном возрасте;
компенсаторный фактор в случае недостаточно высокого уровня развития способностей или недостаточного запаса у учащихся необходимых знаний, умений и навыков;
источник внутренних сил ребенка [5, с. 25].
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста позволил выделить следующие условия, способствующие созданию ситуации успеха на уроках.
Индивидуализация образовательного процесса
Индивидуализация основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов должно быть направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития.
Создание креативной среды
Открытость новому в сочетании со стремлением обучаться и высокой самооценкой, уверенностью в себе способствует созданию креативной среды в образовательном процессе, которая направлена, в свою очередь, на достижение учащимися высокого уровня творческой активности и познавательной самостоятельности, независимости, овладению творческими умениями и навыками, а также формированию положительного отношения к учению, развитию познавательного интереса. Следовательно, специально созданная в образовательном процессе креативная среда определяет формирование имеющихся у учащихся способностей.
Побуждение к рефлексивной деятельности
Побуждение к рефлексивной деятельности оказывает непосредственное влияние на внутренние стимулы развития потребности учащихся в самообразовании, самосовершенствовании и тесно связано с формированием отношения к учению. Рефлексивность проявляется в самопознании, самооценке, самоконтроле, самопринятии и самостроительстве учеников.
Следовательно, при организации ситуации успеха необходимо знать индивидуальные особенности ребёнка, иначе такая ситуация может обернуться неудачей и может привести к обратному результату. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что ситуация успеха – это эффективное средство развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Только при выполнении условий: индивидуализация образовательного процесса; создание креативной среды; побуждение к рефлексивной деятельности, можно развить познавательный интерес через создание ситуации успеха.
В ходе изучения и анализа теоретического и методического материала, а также проведения экспериментальной работы в обозначенном направлении, мы пришли к заключению, что внедрение методов и приемов создания ситуации успеха на уроках окружающего мира является актуально и значимо на современном этапе образования. Педагогическая наука и образовательная практика доказали, что они являются важным фактором продуктивного изучения окружающего мира, лучшего восприятия естественнонаучного материала и создают предпосылки для повышения мотивации к его изучению. В школах должен осуществляться постоянный поиск, цель которого – найти новые формы и приемы, позволяющие объединить в цельный процесс работу по обучению, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах изучения окружающего мира.
Проблема активизации познавательного интереса всегда интересовала, интересует и будет интересовать педагогов и психологов, учителей, так как человек увлекающийся ориентирован на качественную работу, на достижение высоких результатов в труде. Также это отражается на здоровьесбережении: ребёнок совмещает полезное с приятным, учится достигать целей, которые поставил себе сам. В результате он избегает утомления, ощущает прилив энергии и удовлетворения от проделанной работы, что положительно сказывается на его физическом и психическом здоровье. Русская пословица гласит: «Здоров будешь – всё добудешь!» Здоровье, успехи, достижения, радость познания и созидательного труда помогают человеку ощущать себя счастливым!
Список использованной литературы
Андреева Ю.В. Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории М. Зелигмана / Ю.В. Андреева // Образование и наука. -2012.-№4 // URL:http://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-situatsii-uspeha-kak-voploschenie-idei-optimizma-pedagogicheskaya-interpretatsiva-teorii-m-zeligmana
Базик И.Я. Развитие познавательных способностей как предпосылка формирования положительного отношения к учению.-М., 2007.- 190с.
Бахарева А.С. Развитие познавательных интересов младших школьников (на материале природоведческих дисциплин): Дис. . канд. пед. наук. Курган, 1996.- 146 с.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: [кн. для учителя] / А.С. Белкин - М.: Просвещение, 2011. - 71с.
Белкин А.С. Ситуация успеха: кн. для учителя / А. С. Белкин. – Екатеринбург, 1997. -186с.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: "Просвещение", 1991. - 176с.
Бех И.Д. Педагогика успеха: воспитательные потери и их преодоления /И.Д. Бех//Педагогика и психология. - 2004 - № 4 - С. 5-15.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л. И. Божович. – Питер : Просвещение, 2008. – 398 с.
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова.-М.: Планета,2015. - 255с.
Скворцова М.А. Теоретические основы создания ситуации успеха в образовательной среде младшего школьника / М.А. Скворцова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2014- №4.
Ткачук Л. Педагогические технологии создания ситуации успеха в обучении младших школьников /Лариса Ткачук//Школа. - 2006 - № 6 - С.37-39 .