ТВОРЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТВОРЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Михеев В.П. 1, Демина Л.Г. 1
1ОГБПОУ "УККиИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и другие специалисты вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от "нормального" детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентной способности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, заметим - не жить, а именно выживать.

Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно - иждивенческих жизненных ориентаций. Стремясь изменить эту негативную традицию, мы используем понятие "человек с ограниченными возможностями", которое стало все чаще использоваться в российском обществе.

Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Такая мысль в корне меняет подход к триаде "ребенок - общество -государство".

Суть этого изменения состоит в следующем:

главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.

ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей;

ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве;

государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

В современном мире политика государств, входящих в ООН, в отношении социальной защиты инвалидов ориентирована на общепризнанные принципы и нормы международного права. Среди них особое место принадлежит «Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов» (далее – Стандартные правила), принятым генеральной ассамблей ООН 20 декабря 1993 года, основу которых составляет опыт, приобретенный в ходе проведения десятилетия инвалидов Организацией Объединенных Наций (1983–1992 гг.).

Стандартные правила – это основной международный документ, фиксирующий краеугольные принципы независимой жизни инвалидов в обществе. В них содержатся конкретные рекомендации государствам о мерах по устранению препятствий, осложняющих участие инвалидов в общественной жизни, с одной стороны, и по обеспечению адекватного отношения общества к проблемам инвалидов, их правам, потребностям, возможностям самореализации, с другой.

Согласно Стандартным правилам, процесс реабилитации не ограничивается оказанием лишь медицинской помощи, а включает широкий круг мер, начиная от начальной и более общей реабилитации и заканчивая целенаправленной индивидуальной помощью.

Этими правилами установлено, что государства обязаны обеспечить инвалидам, проживающим как в городах, так и в сельских районах, возможность использовать свой художественный и интеллектуальный потенциал не только для своего блага, но и для обогащения культуры общества. Примерами такой деятельности могут являться занятия

хореографией, музыкой, литературой, театром, пластическими видами искусств, живописью и ваянием.

Культура в большей степени, чем другие отрасли человеческой деятельности, оказалась недоступной или малодоступной для инвалида. С одной стороны, в силу неадаптированности культурных учреждений, с другой, ввиду её дороговизны, в первую очередь, для инвалида.

Вместе с тем, именно культура может изменить многое в его жизни.

Творческий процесс в сфере культурной деятельности и, в частности, в области изобразительного искусства, тем боле в духовной сфере, может преобразить человека. Инвалид, лишенный возможности нормального общения, испытывающий физические и нравственные страдания, обретет в культуре и через культуру поддержку – опору в себе и обществе. Овладевая культурными ценностями, добиваясь успехов, скажем, в области изобразительного искусства, он по-новому осознает себя и перестает быть «социальным изгоем».

Слово «культура» – калька с латинского (лат. culture, англ. culture, нем. die culture). Уже в древности (в классической латыни) имело разные смысловые оттенки или даже различные значения, в зависимости от контекста: «возделывание», «обработка», «воспитание» и т.п.

В реабилитологии культура – отрасль человеческой деятельности, которая может оказать влияние (по принципу возделывания), изменить образ жизни, состояние и положение человека в обществе.

Реабилитация, по определению ВОЗ, «комплексное, направленное использование медицинских, социальных, образовательных и трудовых мероприятий с целью приспособления больного (инвалида) к деятельности на максимально возможном для него уровне»

Данное определение учитывает не только состояние, но и интересы инвалида в обществе.

Реабилитология как наука занимается восстановлением жизненных способностей инвалидов. В настоящее время она достаточно широко представлена направлениями:

- медицинским,

- спортивным (медико-спортивным),

- психофизическим,

- социально-психологическим,

- психологическим;

и в меньшей степени:

- социокультурным,

- духовно-культурным.

В данном случае мы рассматриваем процесс реабилитации детей-инвалидов посредством искусства и психофизическое влияние культуры и искусства на них. Эта область науки называется арт-реабилитология или реабилитация посредством изобразительного искусства, художественного творчества.

Важнейшей в настоящее время является проблема комплексного обеспечения

социальной реабилитации детей-инвалидов, направленности на гармоничное сочетание индивидуализации и социализации культуры. В существующих ныне системах абилитации и реабилитации аспект индивидуализации игнорируется, внимание уделяется только социализации.

Творческая реабилитация это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Первоначально творческая реабилитация возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности.

Основная цель творческой реабилитации состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного

воздействия, характерных для творческой реабилитации.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».

В зарубежной психотерапии выделяют 4 основных направления в применении творческой реабилитации:

1. Использование в лечебных целях уже существующего произведения искусства путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная арт-терапия).

2. Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная арт-терапия).

3. Одновременное использование первого и второго принципов.

4. Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношения с пациентом в процессе обучения его творчеству.

Классификация, приводимая в книге Р. Б. Хайкина «Художественное творчество глазами врача», включает в себя роль эстетического компонента и представления о лечебной направленности фактора и уровня адаптации, на которой это действие проявляется:

1. Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующегося действия лежит неосознаваемая созидательная гармонизация, интегрирующая сила, некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.

2. Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение и компенсация достигаются за счет не столько эстетического действия, сколько вследствие снижения напряжения.

3. Ассоциативно-коммуникативный уровень адаптации: лечебное действие арт-терапии достигается подключением интеллектуальных операций (проекция, обсуждение и осознание конфликта), облегчением психотерапевтических контактов и доступа врача к психопатологическим переживаниям, не требующим эстетического компонента, ибо результат достигается даже при простейшем проективном изображении проблем.

4. Социально-коммуникативный уровень адаптации: в качестве адаптирования используются прикладные возможности творчества, арт-терапия рассматривается упрощенно, как один из видов занятости, вариант организации и времяпровождения, принципиально не отличающегося от других аналогичных методов.

5. Физиологический уровень адаптации: учитывается физическое, физиологическое и координационно-кинетическое влияние пластического изображения, творчества на организм и психику.

Каждый из элементов классификации допускает использование искусства и в экспрессивном творческом варианте, когда творят сами больные, и в импрессивном, когда используется восприятие уже готового произведения изобразительного творчества.

Задачи творческой реабилитации:

1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом снятия напряжения.

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от «цензуры» сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом социальной реабилитации является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Под творческой реабилитацией людей с ограниченными возможностями следует понимать комплекс мероприятий, которые помогут им достигнуть необходимого уровня культурной компетентности, обеспечивающей позитивные изменения в образе жизни человека с ограниченными возможностями и наиболее полную интеграцию его в общество. Творчество – это одно из средств, преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.

Ребенок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей:

– ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве;

– государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих снять ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

Существенное значение для практического использования как базовых, так и прикладных технологий творческой реабилитации имеет психологическая мотивация участников реабилитационного процесса. Под мотивами подразумевается то, что побуждает инвалида и работающего с ним специалиста по реабилитации к конкретному взаимодействию в условиях творческой мастерской, студии, спортивного зала, на репетиции, во время прогулок, экскурсий и т.д.

Мотивация к деятельности может быть сформирована у инвалидов любой категории и возраста. Их желание и готовность активно участвовать в процессе реабилитации является непременным условием успеха. Активность проявляется не только за счет изменений в самом человеке, но и за счет изменений в окружающей среде, способствующей развитию личности и желанию активно в ней существовать.

Говоря о мотивации культурно-досуговой деятельности, нельзя забывать и о

пассивной группе инвалидов – зрителях, присутствующих на концертах, выставках, встречах, киносеансах. К активному участию в мероприятиях, проводимых культурно-досуговыми учреждениями, их может подтолкнуть желание завязать новые знакомства, получить определенную информацию, восстановить психологическое равновесие, любопытство, поиск единомышленников и др.

Мотивация деятельности инвалида (его интересы, влечения, психологические установки, эмоции и т.д.) видоизменяется в процессе овладения той или иной технологией, конкретным видом художественного, технического или декоративно-прикладного творчества. По оценкам реабилитологов, эти мотивы для их подопечных могут быть постоянными или временными, неустойчивыми; выраженными крайне слабо или, наоборот, достаточно интенсивно; положительными или отрицательными. Динамика изменения мотивации служит основанием для оценки реабилитирующего воздействия технологии, которую осваивает ребёнок с ограниченными возможностями.

Динамика развития мотивации может представлять собой наглядную картину изменения его психологической установки. Например, у ребёнка-инвалида, на протяжении ряда лет занимающегося в творческой мастерской (студии) художественно-прикладного профиля, последовательно изменялись такие важные качественные характеристики, как психологическая позиция студийца, статусная самооценка, отношение к своему ближайшему окружению, психологическая мотивация своего продвижения к профессионализму в творчестве.

Рассмотрим основные мотивационные установки, которые проходит ребенок с ограниченными возможностями в рамках творческой реабилитации.

Психологическая установка «ученик». Ожидание, переходящее в стремление овладеть новыми знаниями, умениями, навыками. Степень осознания необходимости в получении знаний зависит от предшествующего опыта. Творческое начало незначительно, преобладает копирование «кумиров». Основное содержание позиции – «я только учусь, а значит не должен высовываться».

Психологическая установка «ремесленник». Обладает достаточным объемом знаний и навыков, хорошо исполняет их, руководствуется принципом «Мне сказали, и я сделал. Скажут, что не так, переделаю». Со временем, когда с опытом ремесло приобретает оттенок творчества, а иногда становится и настоящим творчеством, психологическая мотивация претерпевает эволюцию. Основное содержание позиции – «Я знаю всё, что мне говорят, советуют, рекомендуют. Делаю так, как говорят. Я работаю с настроением, я хороший работник».

Психологическая установка «мастер». Не ждет советов и рекомендаций. Не любит их, относится к ним скептически. Не всегда может выработать и высказать свои рекомендации, но всегда ищет и находит собственный стиль в творчестве. Основное содержание позиции – «Я не хочу, как он (или она). То, что рекомендуют – сомнительно. Я подумаю над этим».

Параллельно с изменениями в мотивации своей творческой деятельности, у инвалида происходит эволюция в представлении и отношении к своему собственному статусу в коллективе творческой мастерской (студии).

Психологическая установка «рядовой». Я – член нашего объединения. Я – как все, у меня нет особых прав, особой ответственности

Психологическая установка «активист». Я – рядом и чуть впереди основной массы наших ребят. Они сами меня избрали, и я стараюсь оправдать их доверие.

Психологическая установка «лидер». Я – главное действующее лицо в мастерской (студии) со всеми вытекающими отсюда последствиями. И ребята должны понимать это и за это меня уважать. Хотя могут и не любить, это их право. Разумеется, названные выше психологические позиции в чистом виде могут встречаться не часто, возможны промежуточные варианты. Например, уже не ремесленник, но еще не мастер и т.д. Важно другое – специалист по реабилитации, анализируя изменения в мотивации творчества и статусе своего ученика, вправе зафиксировать их в качестве

весомого показателя результативности его занятий в мастерской (студии), влияния творческого процесса на его реабилитацию.

Содержание мотивации может быть очень различным. В практике, разнообразной по формам и видам творческой деятельности, индивидуальные интересы и установки отличаются широкой гаммой проявлений, каждое из которых может характеризоваться определенным коэффициентом реабилитирующего воздействия на личность инвалида.

Рассматривая творческую реабилитацию детей с ограниченными возможностями, мы попытались представить модель социокультурного становления средствами искусства в условиях полихудожественной среды личности с проблемами в развитии.

Под «полихудожественной средой» понимается среду, являющуюся частью реабилитационного пространства, которая несёт в себе ряд направленностей функциональных, процессуальных, результативных, реализуемых через разные виды искусства и представляет собой сочетание предметно-вещных, культурных, социально - личностных отношений ребёнка, сверстников и взрослого, которые нацелены: на «врастание» в культуру и реализацию в ней через художественную деятельность со взрослым и сверстниками в качестве её субъекта; на его социально-личностное становление и взросление; на обеспечение психического здоровья ребёнка с ограниченными возможностями.

Всё содержание коррекционно-развивающей, субъектно-ориентированной помощи по социокультурному становлению личности ребёнка с ограниченными возможностями

посредством искусства представлено в двух направлениях:

первое – арт-педагогическое, определяющееся культурно-ценностной ориентацией и субъектной направленностью сопровождения личности такого ребёнка в его социокультурном становлении средствами искусства. Оно выполняет целый ряд задач: культурологических, образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих;

второе – связанное с терапией искусством, обеспечивающее психическое здоровье и оказание психологической помощи ребёнку в преодолении трудностей развития личностной сферы с помощью искусства. Оно выполняет компенсаторные, катарсистические функции, решает задачи, направленные на формирование саморегуляции социально-адаптационных процессов, преодоление сложностей коммуникации, гармонизацию эмоционально- чувственных проявлений, осознание своих переживаний, формирование рефлексии, позитивной Я-концепции, самоценности.

Социокультурное становление личности с ограниченными возможностями средствами искусства представляет собой результат целостного процесса сопровождения развития ребёнка, включающего воспитание, обучение, развитие и коррекцию, связанные между собой в единой модели коррекционно-развивающей и психологической помощи ребёнку в процессе реабилитации.

Целостность этого процесса представлена ценностями и отношениями (ребёнок – искусство, ребёнок – искусство – взрослый, ребёнок – искусство – сверстник) в мире культуры. Центром этой целостности является личность такого ребёнка, её социокультурное становление, которое осуществляется в процессе межсубъектного взаимодействия в разных видах искусства и проявляется в познавательно-семиотическом, ценностно-ориентационном,

культурно-коммуникативном, рефлексивном, эмоционально-чувственном, художественно - творческом выражении.

Единство всех сторон процесса сопровождения творчеством объединено:

дидактическими основами, представленными целями, задачами,

принципами, функциями, результатами построения коррекционно-развивающего процесса сопровождения средствами искусства;

содержательной стороной, представленной различными гранями культуры, отражающими общечеловеческие ценности в мире природы, предметов и человека, выраженных в искусстве. Они познаются, осознаются, интегрируются в структуру личности и отражаются ребёнком в знаково-символической, предметно-практической, образно- эмоциональной форме выражения в художественной деятельности и социуме;

организационными формами процесса, которыми являются групповые и индивидуальные занятия, игры, арт-терапевтические сеансы;

коррекционно-развивающими и психокоррекционными арттехнологиями (педагогическими и терапевтическими);

полихудожественной средой, обеспечивающей развитие, социокультурное становление личности ребёнка с ограниченными возможностями.

Арт-педагогические технологии реализуются через определенные формы занятий:

доминантные, где знакомство с одной из ценностей или чувств в ее контрастном выражении (например: «добро-зло» или «радость-грусть» и т.д.) осуществляется через 1 вид искусства, а затем отражается в художественной деятельности и общении (в индивидуальной или коллективной форме), в многообразии знакового выражения (например, в живописи: в цвете, в позе, мимике, линиях), обсуждается, оценивается.

комплексные, когда познание ценности, чувства или явления осуществляется одновременно в разных видах искусства (разными средствами знакового выражения), в живописи, в литературном образе, в театральном действии и т.д.

Основными функциями терапии искусством являются:

- катарсистическая, освобождающая от наслоившихся негативных состояний, снимающая эмоциональное напряжение;

- регулятивная, направленная на развитие способности к саморегуляции средствами искусства;

- социально-адаптивная, направленная на преодоление сложностей коммуникации, осознание своих переживаний, формирование позитивной Я-концепции, уверенности в себе, самоценности через эмоционально практическую форму выражения в своеобразных продуктах художественной деятельности, созданных ребенком (в рисунке, танце, театральной роли, сочиненной сказке и т.д.).

Полярность арт-педагогики и арт-терапии видится в принципиальном отличии целей, содержания, методов профессиональной деятельности. Преподаватель изобразительного искусства, несомненно, решает задачи обучения и художественного воспитания, контролируя и оценивая при этом знания, умения и навыки учеников в соответствии с общепринятыми стандартами. Вместе с тем, рисование связывает между собой важнейшие психофизиологические функции организма (зрение, двигательную координацию, речь, мышление). И хотя обучить творческому акту искусства нельзя, это вовсе не значит, что нельзя содействовать его образованию и проявлению.

Осознание значительного реабилитационного потенциала искусства привело к возникновению целого направления в современной реабилитационной работы с инвалидами названного творческой или социокультурной реабилитацией (И.И. Медведева, А.Я. Миндель, О.С. Романовская, В.И. Столяров, Т. Терентьева, Т.А. Шишова и др).

Социокультурная реабилитация дает возможность инвалиду устанавливать социальные связи, выявлять и развивать его творческие способности, удовлетворять эстетические интересы, самоутверждаться в сложной жизненной ситуации. Социокультурная реабилитация помогает инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия

в социальных взаимодействиях, необходимый уровень культурной компетентности и удовлетворения культурно-досуговых потребностей, что призвано создать условия для позитивных изменений в образе жизни за счёт расширения рамок их независимости.

Социокультурная реабилитация носит комплексный характер. В ее реализации участвуют различные специалисты: врачи-реабилитологи, психологи, мастера трудового обучения, культорганизаторы, специалисты по социальной работе.

В процессе организации и проведения мероприятий социокультурной реабилитации выделяют несколько этапов.

Этапы социокультурной реабилитации:

1 этап (начальный) – анализ и оценка психологического статуса инвалида.Осуществляется методами психологической диагностики, изучается состояние познавательной сферы, психических функций (память, внимание, мышление). С учетом задач социокультурной реабилитации проводится анализ и оценка потенциальных способностей инвалидов к восприятию музыки, живописи, танцу, осуществляется выявление склонностей их интересов к какому-либо виду искусства, культуры.

2 этап – психологическая диагностика. Анализ личностных особенностей, личностной сферы инвалидов. Психодиагностика личностной сферы включает определение следующих показателей: уровень тревожности, уровень самооценки, акцентуации характера, мотивация одобрения (степень потребности общения). Психодиагностика личностной сферы выявляет

основные характеристики личности, либо создающие предпосылки к

успешной социокультурной реабилитации, либо требующие предварительной коррекции.

3 этап – выявление, анализ и оценка потребностей в приобщении к культуре, к овладению навыками творческой исполнительской деятельности в производстве, изготовлении красочных предметов одежды, быта и др. Эти данные необходимы для представления об общих, сходных направлениях в потребностях инвалидов и их особых, частных, исключительных потребностях, которые, возможно, потребуют не групповых, а индивидуальных занятий.

4 этап – формирование групп для проведения социокультурных реабилитационных мероприятий. В основу этого этапа положены результаты изучения состояния познавательных и личностных характеристик инвалидов, их потребностей в социокультурной реабилитации. Следовательно, группы, сформированные с учетом этих показателей, могут отличаться и требовать разработки разных программ.

5 этап – разработка программ проведения социокультурной реабилитации, которые могут быть представлены эстетотерапией, библиотерапией, изотерапией, музыкотерапией, танцетерапией, гарденотерапией и т.д. Сложность разработки и особенно реализации программ социокультурной реабилитации определяется тем, что все они имеют сходную адресацию к различным сферам социального функционирования и в меньшей степени

обладают специфичностью воздействия. Вместе с тем, диапазон их влияния на эмоциональную, двигательную, интеллектуальную сферу позволяет применять их в комбинации.

6 этап – анализ и оценка профессиональных способностей специалистов, подготовка их к работе с инвалидами, информирование о необходимости использования специфических методов обучения инвалидов, создание особых условий в процессе социокультурной реабилитации, информирование о необходимости взаимодействия всех специалистов между собой и специалистов с инвалидами.

7 этап – подготовка к реализации социокультурной реабилитации. Включает анализ и оценку материально-технической базы центра: помещения для каждой программы, оснащение соответствующим оборудованием. При этом необходимо учитывать не только вид социокультурной реабилитационной программы, но и различия в характере инвалидизирующего заболевания (например, нарушение функций ОДА и болезни системы кровообращения).

8 этап – реализация программ социокультурной реабилитации инвалидов.

Это основной и более продолжительный этап в данном технологическом процессе. В законченном виде этот этап предстает как модель социокультурной реабилитационной среды, которая основывается на ряде следующих принципиальных положений, связанных с обоюдным, заинтересованным отношением к социокультурной реабилитации и инвалидов, и специалистов.

1. Принцип создания деятельностной социокультурной реабилитационной среды. Отражает вовлечение инвалидов в активную деятельность, направленную на формирование интересов к культуре и реализацию потребностей в досуговой деятельности и занятости.

2. Принцип интегрированного подхода к созданию социокультурной реабилитационной среды. Подразумевает вовлечение в активную социокультурную деятельность инвалидоввсех категорий, независимо от типа дефекта, характера инвалидизирующей патологии.

3. Принцип взаимодействия специалистов в разработке и реализации программ социокультурной реабилитации. Реализуется посредством создания междисциплинарныхбригад специалистов.

4. Принцип специфичности и целесообразности. Социокультурная реабилитационная среда как особое социально-средовое воздействие организуется с целью повышения уровня социального функционирования инвалидов, облегчающего адаптацию их в центре реабилитации и последующую интеграцию в общество. Процесс социокультурной реабилитации имеет определенную длительность и по существу сопутствует всему процессу профессионального обучения инвалидов в учреждении.

9 этап – оценка эффективности, результативности социокультурного

реабилитационного воздействия. По окончании периода обучения детей-инвалидов специалисты оценивают эффективность социокультурной реабилитации, которая рассматривается с общепсихологических позиций влияния ее на личностные особенности инвалидов и вместе с тем с точки зрения воздействия ее на развитие специфических социокультурных навыков, знаний, умений инвалидов.

Результаты общего воздействия социокультурной реабилитации оцениваются по состоянию динамики психологического статуса инвалидов, изменению их интереса к культурно-досуговой деятельности, динамики развития коммуникативных навыков.

Эффективность социокультурного реабилитационного воздействия может

оцениваться по уровню восстановления ранее имевшихся социокультурных навыков, но утраченных вследствие инвалидизирующего заболевания, по степени овладения навыками эстетокультуры, освоения умения осуществлять социокультурную деятельность (рисовать, танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах, заниматься резьбой по дереву и т.д.).

Технологии социокультурной реабилитации представляют собой сложный

социальный процесс, осуществляемый в центре реабилитации инвалидов, нацеленный на совершенствование их социального функционирования и способствующий успешной интеграции их в общество.

Особенностью технологий СКР инвалидов является то, что каждый из этапов ее осуществления связан и с предыдущим, и с последующими этапами.

Второй особенностью рассматриваемых технологий является их результативность.

Их реализация приводит к определенным результатам в социально-личностной и познавательной сфере инвалидов, к расширению круга интересов и способностей к самореализации, самоутверждению в обществе, микро- и макросреде. Показатель результативности и позволяет рассматривать СКР как социальный процесс реабилитации инвалидов в рамках социальных технологий.

Для более объективной оценки эффективности технологий СКР инвалидов

необходима разработка дифференцированных критериев ее эффективности с учетом воздействия на личностные особенности инвалидов, познавательную сферу и отдельные социокультурные навыки.

Современное общество обязуется предоставлять равные возможности для социализации и адаптации всех граждан. Однако, существуют категории населения, которые испытывают трудности в формировании и становлении себя как полноценного индивида.

К одной из таких категорий относятся — дети с ОВЗ. К сожалению, дети-инвалиды не избалованы адаптационными и интеграционными мероприятиями, их все устраивает, что существует на базе их образовательного учреждения.

Однако, школы, как правило, не ставят во главу технологии сплочения и социализации, тем самым, многие из «особых» детей испытывают трудности при общении со сверстниками и часто встречают отношение по отношению к себе.

Исследование инклюзивного образования привело выводу, что система «включения» нуждается в тщательной доработке, так как некоторые принципы инклюзии часто не соблюдаются в учреждениях. Многие учителя незнакомы с технологиями культурно-досуговой деятельности, являющиеся одними из инструментов формирования детей, обучающихся в среднем звене. Подростки характеризуются потребностью в признании, нахождения своего места в обществе, в их возрасте происходит стремление быть на уровне взрослого, самому принимать решения, поэтому важно удовлетворить основные возрастные потребности для предотвращения дальнейших социальных трудностей.

Раскрывая сущность культурно-досуговой деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями и их здоровыми сверстниками, можно сделать вывод о том, что она представляет собой базу для саморазвития, самосовершенствования, удовлетворяя высшие потребности индивида.

Досуговая сфера формирует коммуникативные процессы, позволяет взаимодействовать с социумом и обрести свое место. Проекты, использующие технологии и принципы культурно-досуговой деятельности способствуют интегративным, адаптационным и социализирующим процессам вне зависимости от физических качеств личности. Особенности досуговой деятельности позволяют заинтересовать в деятельности, найти индивидуальный подход к любому участнику и раскрыть внутренний потенциал.

Список используемых источников

Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова – Москва: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.

Андрухова, Л.И., Изаак С.И., Баксанова С.А. Актуальные вопросы современной педагогической науки // материалы V Междунар. заоч. науч. – практ. конф. 2011. — Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. — 275 с.

Артюшенко, Н.П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Артюшенко Н.П. – Томск, 2010. – 180 с.

Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / И. М. Асанова, С. О. Дерябина. — Москва: Издательский центр ≪Академия≫, 2011. — 192 с.

Батнасунов, А.С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Батнасунов Александр Сергеевич. – Ставрополь, 2004. – 178 c.

Просмотров работы: 841