Мобильная связь в наше время плотно вошла в жизнь человечества и уже сложно представить мир без возможности позвонить или выйти в сеть «Интернет» с мобильного телефона или персонального планшета. Общество уже практически отказалось от стационарных телефонов, например, с 2000 года количество обладателей сотовых телефонов до нашего времени увеличилось более чем в 90 раз.
Согласно исследованию, проведенному в работе [1] на основе данных Росстата [2], число пользователей стационарными телефонами, начиная с 2009 года, сокращается. В то же время на 1000 человек населения приходится около 2000 сотовых телефонов.
И пока мобильные телефоны показывают высочайшие темпы роста, все новые устройство необходимо обслуживать и подключать к общей сотовой сети. Годом создания таких сетей можно считать 1978, именно тогда в Чикаго начались испытания первой системы сотовой связи на две тысячи абонентов. В Россию мобильная связь пришла с появлением компании «Дельта Телеком» в 1991 году, а уже первый звонок был сделан 9 сентября того же года. Спустя 30 лет мобильные сети прочно закрепили свое положение в жизни современного человека, была создана «Большая четверка» операторов, которые предоставляют свои услуги россиянам и значительно вырос рынок спроса и предложения в данной сфере.
В этой статье проведен подробный анализ рынка операторов сотовой связи «Большой четверки», а именно МТС, Билайн, Мегафон и Теле2. Данные, которые легли в основу статистики, были взяты из ежегодных отчетов операторов, опубликованных на их официальных сайтах [3-6]. Такие отчеты компании размещают для акционеров и инвесторов, нынешних и будущих, чтобы те могли оценить потенциал сделки, которую они хотят совершить или же, увидев упадок прибыли и востребованности среди абонентов, отказаться от сотрудничества. Готовые отчеты содержат в себе информацию о прибыли, текущие тактики развития компании, бухгалтерские отчетности и многое другое.
Для рассмотрения текущего распределения операторов среди абонентов сотовой связи был взят период 2008 – 2019 года т.к. именно в этот промежуток времени произошла технологическая реформа в сфере мобильных телефонов и, следовательно, крайне сильно изменился и дополнился рынок услуг, предоставляемых сотовыми операторами. Исходя из приведенной на рис. 1 статистики можно проследить различные этапы развития мобильных сетей, оценить действие рекламных компаний, ведущихся в разные периоды, и посмотреть на рост количества людей, пользующихся тем или иным оператором.
Рис. 1. Количество абонентов сотовых операторов МТС, Билайн, Мегафон и Теле2 за период 2008-2019
Несомненно, самым быстрорастущим оператором можно считать «Теле2», т.к. за взятый период эта компания показала самый большой рост с 10 миллионов до 45,9 миллионов абонентов. При построении линии тренда для отношения количества абонентов Теле2 к году, получаем:
(1)
при степени достоверности аппроксимации = 0,95.
Исходя из уравнения (1) можно сделать вывод, что средний показатель прироста абонентов Теле2 составляет 3,35 миллиона абонентов в год.
Если же взять во внимание уравнение самого крупного на момент 2008 года оператора мобильной связи МТС:
при степени достоверности аппроксимации = 0,9, то можно сделать вывод, что показатель роста абонентской базы в данном случае меньше, чем у Теле2, но все равно достаточно большой – 1,25 миллиона абонентов в год.
Но показатель, взятый из уравнения компании Мегафон
при степени достоверности аппроксимации = 0,85, показывает результат выше, чем МТС. Средний прирост количества абонентов для этого оператора в год составил 2,8 миллиона человек.
Самый низкий показатель был взят из уравнения оператора Билайн
при степени достоверности аппроксимации = 0,53. Это может свидетельствовать о том, что рост абонентской базы был нестабильным и достаточно слабый, и многие люди, начиная с 2018 г., отказываются от услуг данной компании.
Общее количество абонентов «большой четверки» выросло с 160 миллионов до 254,5 миллионов человек. Стоит отметить, что многие пользователи могут иметь несколько сим-карт. Если учесть, что на 1 января 2020 года в России численность населения составила 146,5 миллионов человек, то на одного гражданина приходится по 1,7 сим-карте, когда на момент 1 января 2009 года, численность населения составляла 142,7 миллионов человек, и на одного человека была 1,1 сим-карта. Такой рост востребованности услуг мобильных операторов основан на изменившихся условиях мира. У людей возникла необходимость разграничивать семейную и бизнес связи, а также иметь возможность позвонить своим родственникам или партнерам в любое время независимо от того, где они находятся. Современные карты покрытия мобильных операторов позволят пользоваться их услугами даже из отдаленных деревень. Но, конечно, бывают исключения.
Стоит так же взять во внимание прирост числа абонентов у операторов «большой четверки», показанный на рис. 2,
Рис. 2. Прирост числа абонентов операторов МТС, Билайн,
Мегафон и Теле2.
Из рис. 2 виден резкий рост абонентов оператора Теле2. Это случилось благодаря тому, что оператор в 2014 году объединился с «Ростелеком» и объявили о создании нового федерального оператора. Так же была изменена тактика рекламной компании с «Мафии» на «Честность». Новая реклама показывала зрителям пятерых молодых ребят, рассказывающих с экранов телевизоров о том, что мелкий обман ожидает людей повсюду, кроме рекламируемого оператора. «Честно – дешевле» - таков был новый слоган, который нашел отклик в сердцах россиян, что и показывает большой рост абонентов более, чем на 11 миллионов. С 2015 г. прирост числа абонентов был 1,7-3,4 млн.
Если говорить о других операторах, то, несомненно, виден спад прироста новых абонентов. У оператора «Билайн» самое критичное положение на данный момент на рынке. Уравнение, описывающее прирост числа абонентов со степенью достоверности 0,42 имеет вид:
Из (5) следует, ежегодно прирост сокращался на 845 тыс. Это можно связать и с более частыми моментами ухудшения связи, и с достаточно провальными проектами, на которые были потрачены деньги, в то время как другие операторы стараются вкладывать в развитие сетей 5G. Таким проектом стал мессенджер Veon, запущенный в 2017 году. По задумке разработчиков, он должен быть стать популярным среди всех операторов, но оказалось, что даже абоненты «Билайна» не пользовались им в должной мере. Количество заходивших в приложение людей хотя бы раз в месяц составило 800 000 человек, в то время как на 2017 год абонентская база «Билайна» составляла 62,2 миллиона человек, а общее число абонентов «большой четверки», приближалось к 256,5 миллионов пользователей.
Так же виден спад темпов роста оператора «МТС». Среднее за рассматриваемый период уменьшение прироста составило 206 тыс. Если в начале исследуемого периода прирост составлял 4,7 миллионов за год, то к 2019 году он был равен 1,1 миллионов пользователей. А, например, в 2017 году данный показатель продемонстрировал 1,7 миллионов абонентов. Это связано с тем, что оператор отказался от недорогих тарифов с безлимитным интернетом. Пользователям стали доступны только дорогостоящие тарифы мобильной связи с ограниченным количеством ГБ интернета на месяц. Именно дороговизна стала решающим факторов для россиян в пользу отказа от «МТС».
Прирост числа абонентов оператора «Мегафон» описывается уравнением
степень достоверности которого R2=0,67. Ежегодное уменьшение прироста на 742 тыс. почти такое же, что и у «Билайна», но оно не столь критично для «Мегафона», поскольку он занимает достаточно большую нишу на рынке услуг сотовой связи.
Опираясь на приведенные выше данные и используя современные программное обеспечение, сделаем прогноз на ближайшие три года для всех операторов «Большой четверки». Прогнозные оценки и границы 95-процентных доверительных интервалов, полученные с помощью функции FORECAST.ETS.CONFINT, приведены в таблице.
Таблица
Прогноз числа абонентов основных операторов сотовой связи в РФ
Оператор |
Год |
Прогноз, млн. |
95-% доверительный |
Точность прогноза |
|
Нижняя |
Верхняя |
||||
МТС |
2019 |
79,1 |
79,10 |
79,10 |
0,00 |
2020 |
80,53 |
77,20 |
83,86 |
3,33 |
|
2021 |
81,79 |
77,63 |
85,95 |
4,16 |
|
2022 |
83,05 |
78,19 |
87,91 |
4,86 |
|
Билайн |
2019 |
54,30 |
54,30 |
54,30 |
0,00 |
2020 |
56,99 |
49,83 |
64,15 |
7,16 |
|
2021 |
58,03 |
49,07 |
66,98 |
8,96 |
|
2022 |
59,06 |
48,61 |
69,51 |
10,45 |
|
Мегафон |
2019 |
75,2 |
75,20 |
75,20 |
0,00 |
2020 |
78,01 |
72,41 |
83,61 |
5,60 |
|
2021 |
80,82 |
74,55 |
87,09 |
6,27 |
|
2022 |
83,63 |
76,76 |
90,50 |
6,87 |
|
Теле2 |
2019 |
45,9 |
45,90 |
45,90 |
0,00 |
2020 |
50,55 |
46,61 |
54,49 |
3,94 |
|
2021 |
53,93 |
49,99 |
57,87 |
3,94 |
|
2022 |
57,31 |
53,37 |
61,25 |
3,94 |
Исходя из полученного прогноза количества абонентов можно проследить три вариации дальнейшего развития оператора МТС. Нижняя граница доверительного интервала показывает, что при негативных обстоятельствах количество абонентов к 2022 году составит 78,19 миллионов. При положительных же обстоятельствах, число абонентов возрастет до 87,9 миллионов пользователей. Но более вероятен, конечно же, средний вариант прогноза, и по нему количество абонентов оператора «МТС» составит 83 миллиона человек к 2022 году.
Рассмотрим прогноз для оператора мобильной связи «Билайн». Низкая (R2=0,53) степень достоверности аппроксимации уравнения (4) привела к уменьшению точности прогноза: с вероятностью 0,95 число пользователей в 2022 г. будет заключено между 48,61 млн. пользователей и 69,51 млн. при среднем 59,06 млн. активных сим-карт. Если учесть объем абонентской базы «Билайна» в 2019 году, он составил 54,3 миллиона, то можно сделать вывод, что будет виден небольшой рост показателя активных пользователей услугами, предоставляемых данным мобильным оператором.
Стоит обратить внимание на прогноз для оператора «Мегафон». В данном случае виден рост абонентской базы к 2022 г. по сравнению с 2019 г. даже для нижней границы доверительного интервала. Она составит 76,76 миллионов абонентов. При благоприятных условиях, соответствующих верхней границе, количество абонентов возрастет до 90,5 миллионов пользователей. Сравнив эти данные с тем же показателем за 2019 год – 75,2, можно сделать вывод, что не ожидается понижение количества абонентов. Основным прогнозом же является уровень в 83,63 миллиона пользователей.
Проведем так же анализ прогноза для мобильного оператора «Теле2».
На 2019 год абонентская база данного оператора мобильной связи составила 45,9 миллионов пользователей. Высокая степень достоверности аппроксимации (R2=0,95) уравнения (1) привела к тому, что ширина 95-процентного доверительного интервала в 2020-2022 гг. практически не меняется и равна 7,88 млн. При привязке низкой вероятности (нижняя граница доверительного интервала) этот показатель к 2022 г. увеличится на 7,47 миллионов и покажет результат в 53,37 миллионов активных сим-карт. Это является самым большим темпом роста при плохих обстоятельствах, сравнивая с вышеописанными операторами. При привязке высокой вероятности (верхняя граница доверительного интервала), количество абонентов составит 90,5 миллионов,
что выше, чем тот же показатель для самого популярного оператора мобильной связи на 2008 год «МТС». Самый вероятный прогноз показывает, что абонентская база «Теле2» к 2022 году составит 83,63 миллиона пользователей.
Стоит отметить, что приведённые выше показатель привязки низкой и высокой вероятности показывают не только отрицательные и положительные варианты для развития темпов роста абонентских баз операторов, но и нижние и верхние границы.
Так же необходимо проанализировать диаграммы распределения операторов среди общего количества абонентов на рис.7 и рис. 8 за 2008 и 2019 год соответственно.
Рис 7. Распределение операторов по общему количеству абонентов в 2008 году |
Рис 8. Распределение операторов по общему количеству абонентов в 2019 году |
С помощью круговых диаграмм можно получить наглядную информацию об изменении распределения операторов среди общего количества абонентов на территории РФ. В 2008 году лидирующие позиции занимал «МТС», а самым непопулярным был оператор «Теле2» с 40% и 6% соответственно. «Билайн» и «Мегафон» разделили между собой оставшуюся часть от общей базы абонентов.
На 2019 год «МТС» несомненно потерял позицию лидера, и теперь встал на одну ступень с «Мегафоном», отрываясь вперед лишь на 1%. «Билайн» в свою очередь так же снизил процент использования от общего количества, с 27% до 21%. «Теле2» единственный показал рост в более, чем 2 раза и занял 18% общего числа пользователей мобильной связью. Стоит так же отметить, что, хотя и нет равного распределение операторов по общему число абонентов, все же видно стремление к этому. Это может говорить о том, что существует настоящая конкуренция, компании повышают уровень предоставляемых услуг, и стараются снизить цены, тем самым быть привлекательней для потребителей.
Следует заключить, что за взятый для исследования период общее количество пользователей мобильной связи увеличивалось с каждый годом и будет продолжать увеличиваться в связи с отказом людей от стационарных телефонов и переходом к мобильным и более функциональным телефонам. Мобильные операторы развиваются и каждый из них показывает свой результат работы на исследуемых период. Можно сделать вывод, что в ближайшее время большую популярность обретет компания «Теле2», возможно она сможет опередить лидера рынка «МТС», а вот «Билайн» продолжит терять количество своих абонентов из-за провальных рекламных компаний и проектов. «Мегафон» же продолжить показывать незначительный рост, продолжая составлять конкуренцию в «Большой четверке».
Список использованных источников
1. Балабан Е.И., Тихонов А.И. Анализ и прогноз использования стационарных и сотовых телефонов. // Техника и технологии, политика и экономика: проблемы и перспективы. В сборнике: Материалы VI Международной научно-практической конференции. – М.: 2020. - С. 252-256.
2. Федеральная служба государственной статистики \\ Официальная статистика \ Наука, инновации и информационное общество \ Информационное общество \ Деятельность в области информации и связи. [Электронныйресурс]. Режимдоступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/it_technology/#.
3. Официальный сайт МТС \\ Информация для инвесторов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moskva.mts.ru/about/investoram-i-akcioneram/korporativnoe-upravlenie/raskritie-informacii/godovaya-otchetnost (дата обращения: 11.12.2020).
4. Официальный сайт Теле2 \\ О компании. [Электронный доступ]. Режим доступа: https://spb.tele2.ru/about/business/for-investors/t2-spb/godovye-otchety (дата обращения: 11.12.2020).
5. Официальный сайт МегаФон \\ Годовые отчеты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://corp.megafon.ru/investoram/shareholder/year_report/ (дата обращения: 11.12.2020).
6. Официальный сайт Билайн \\ Годовые отчеты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moskva.beeline.ru/about/about-beeline/disclosure/annual-reports/ (дата обращения: 11.12.2020).
7. Драйпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. – М.: Диалектика-Вильямс, 2016. – 912 с.