ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Рогатюк А.С. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистрант очной формы обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На кафедре сервиса и оздоровительных технологий института физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина в рамках научного направления, связанного с адаптивной физической культурой и работой с людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проводится исследование по теме «Организация досуговых мероприятий для детей с ОВЗ».

Актуальность данного исследования обусловлено тем, что участие детей с ОВЗ в досуговой деятельности является одним из основных условий для их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

На данный момент в городе Екатеринбурге недостаточно досуговых организаций, которые направлены на инклюзивное взаимодействие с детьми с ОВЗ.

Цель исследования – проведение интервьюирование экспертов в области работы с детьми с ОВЗ различных нозологий.

Методологическую основу исследования образует формализованное интервьюирование, что предполагает общение интервьюера и респондента по разработанному опроснику. Выбор данного метода обусловлен получением новой информации об исследуемой проблеме у экспертов в данной области, а также возможность по ходу интервью задать уточняющие вопросы для более детального понимания мнения эксперта по данной теме.

При выборе респондентов учитывались их образование и опыт работы с детьми с ОВЗ.

Первый эксперт – специалист по адаптивной физической культуре, олигофрено-педагог, специалист прикладному анализу поведения (ABA-терапевт). Опыт работы с детьми с различными органичными возможностями, различными патологиями более двенадцати лет. Чаще всего это достаточно тяжелые патологии – ДЦП, нарушения опорно-двигательного аппарата, ментальные нарушения, психические нарушения, расстройства аутистического характера. Более семи лет эксперт работала с детьми с множественными нарушениями в развитии в группе детского сада при коррекционной школе в Екатеринбурге как специалист по адаптивной физической культуре. На данный момент - куратор двух проектов по особому спорту, спорту для лиц с расстройством аутистического спектра и ментальными нарушениями; ведет частную практику с детьми.

Второй эксперт – кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой сервиса и оздоровительных технологий института физической культуры, спорта и молодежной политики Уральского федерального университета, руководитель бакалаврской образовательной программы «Адаптивная физическая культура» и магистерской программы «Физическая реабилитация», автор учебного пособия по физической реабилитации и научных статей этой же тематики, регулярно проводит спортивные и культурные мероприятия с детьми колясочниками, неслышащими, слепыми, с ментальными нарушениями.

Третий эксперт – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Является музыкальным терапевтом в детском досуговом центре, руководителям хора и оркестра НКО «Открытый город», Екатеринбург. Опыт взаимодействия с особыми детьми шесть лет, работает с детьми с ДЦП, синдромом Дауна и расстройствами аутистического спектра.

Все эксперты считают, что проблема организации досуга для детей с ОВЗ крайне актуальна. Они приводят такие аргументы:

На сегодняшний день в Екатеринбурге для детей с ОВЗ проводится немного мероприятий, при этом выделяется неготовность социума к взаимодействию с ними;

Зачастую дети с особыми потребностями развития вхожи в очень ограниченное количество мест, которые ими хорошо изучены, «заезжены»;

Есть разные потребности и особенности развития детей – не все аниматоры готовы работать и принять такого ребенка;

Несмотря на то, что ребенок с ОВЗ будет находиться в инклюзивной среде, возможно, ему будет тяжело там находиться, потому что на него будет обращаться внимание со стороны его нормотипичных сверстников, и соответственно, иногда это будет приходить к негативизму. Поэтому не все готовы принять такого ребенка и не у всех центров есть такие возможности.

Также все эксперты указали на важность профориентационной работы с детьми с ОВЗ, особенно в игровой форме.

При этом второй эксперт считает профориентацию детей с ОВЗ очень важной, т. к. многие из них пока не знают, как и где они со своими особенными возможностями могут быть полезны обществу. На самом деле детям с ОВЗ и их родителям зачастую внушается то, что дальше низкоквалифицированных рабочих им не продвинуться, при этом особо не показывается широкие возможности тех же дистанционных технологий в плане трудоустройства людей с ОВЗ.

Одновременно первый эксперт отметила общее между нормотипичным ребенком и с ребенком ОВЗ – все они дети. Игровая форма – это ведущий вид деятельности ребёнка. Несмотря на то, что у ребенка с ОВЗ могут быть отставания в этапах развития, тем не менее длительное время и у них сохраняется восприятие в игровой форме. Поэтому профориентация будет эффективна именно в игровой форме. Первый эксперт отмечает, что для профориентационной работы с детей с различными нозологиями отсутствует доступная методическая литература. Хотя, по её мнению, возможно, литература всё-таки имеется в некоторых школах, центрах и т. п., но всем заинтересованным лицам она мало доступна. К тому же чаще всего количество методических разработок очень ограничено, и, очевидно, связано с уроками технологии.

Третий эксперт также поддерживает профориентационную работу в игровой форме, так как многие дети с ОВЗ в десять лет ментально соответствуют возрасту 5 – 6 лет.

Все эксперты отмечают небольшое количество организаций, предоставляющих досуговые услуги для детей с ОВЗ в городе Екатеринбурге. При этом они выделяют следующие организации:

Благотворительный детский творческий центр «Развитие», создан для поддержки семей, воспитывающих детей с инвалидностью и ОВЗ, а также многодетных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с малым достатком и детей, оставшихся без попечения родителей, занятия в центре проводятся бесплатно;

Центр детского творчества «Доброториум», арт-центр для особенных детей, занятия проводится бесплатно;

ГАУ СО «Спортивно-адаптивная школа», одно из основных направлений деятельности - оздоровление и реабилитация детей инвалидов;

Детская школа искусств № 4 «АртСозвездие» с отделением коррекционной педагогики, классами свободного творческого развития;

Районные социальные центры.

В этом списке пока нет ООО «Вундервиль». Между тем детский город профессий «Вундервиль» даёт возможность с раннего возраста изучать на занятиях в игровой форме основы различных профессий, попробовать себя в роли настоящего работника и понять, чем же ребёнок хочет заниматься, когда вырастет. Поэтому внедрение досуговой профориентационной услуги для детей с ОВЗ в данной организации, на наш взгляд, целесообразно.

Эксперты также считают, что услуга по проведению тематических профориентационных занятий в игровой форме для детей с ОВЗ будет востребована, если будет сделана профессионально, но также считают, что в организации могут возникнуть трудности.

По мнению первого эксперта нужно обратить внимание на стоимость таких услуг, потому что не все дети с различными нарушениями, особенно группы этих детей могут сходить на такие мероприятия, а если делать это только благотворительно, то опять же не каждая организация сможет позволить себе поучаствовать в проекте в убыток самой себе. Поэтому разделять детей и создавать группы только для детей с ОВЗ, по сути дела, это политика сегрегации, т.е. то, от чего сегодня педагогическая общественность пытается уйти.

Также первый эксперт указывает на то, что прежде, чем организовывать такие профориентационные занятия, необходимо изучить рынок профессий для особенных детей, т. е. то на какие профессия могут претендовать люди с ОВЗ в нашем городе.

Экспертам был задан вопрос с какими категориями детей с ОВЗ возможны такие занятия. В результате были получены ответы:

– I категория. Неслышащие, глухие дети без речи;

– II категория. Слабослышащие дети;

– III и IV категории. Нарушения зрения;

– V категория. Тяжелая речевая патология;

– VI категория. Нарушение опорно-двигательного аппарата;

– VII категория. Дети с задержкой психического развития;

– VIII категория. Отклонение интеллектуального развития;

– другие отклонения.

Первый эксперт обращает внимание на то, что нужно добавить категорию расстройства аутистического спектра поведения. Как раз-таки дети с подобными расстройствами могут полностью восстановиться, однако, им очень необходима правильная и адекватная социализация, а также понимание, раскрытие их талантов и желаний, которые в дальнейшем могут подвести их к выбору профессии. Первый эксперт также отмечает, что 1 категория детей не отличается от II-III категорий в желании получить профориентацию. Они все нуждаются в ней, и они все хотят ее получить, другое дело, где найти организацию, которая будет заниматься с ними.

Второй эксперт высказала мнение, что профориентационные занятия невозможны с V категорией (тяжелая речевая патология).

Третий эксперт указывает, что специалистов, умеющих работать с разными категориями детей с ОВЗ, явно недостаточно. Она же отмечает, что игровое оборудование для особенных детей должно быть разное для разных нозологий.

Заключительный вопрос был связан с отношением экспертов к инклюзивным мероприятиям. Мнение экспертов сошлись, они отмечают важность участия детей с ОВЗ и нормотипичных детей в инклюзивных мероприятиях и положительно к этому относятся.

Первый эксперт рассказала, что она сама максимально старается участвовать и проводить инклюзивные мероприятия, при этом ее собственные двое детей растут в инклюзивной среде и знакомы со всеми ее учениками с ОВЗ. Первый эксперт отметила, что ей нравится, что собственно её дети учатся сотрудничать с разными детьми и понимать их.

Второй эксперт считает, что при инклюзивном взаимодействии у каждого участника открываются новые способности, о которых они и не догадывались, и каждый участник приобретает новый опыт. Важно правильно выбрать сценарий каждого взаимодействия.

Третий эксперт делится своими наблюдениями и утверждает, что родители стараются социализировать своего особенного ребенка. Так, она ставила инклюзивные спектакли с группой нормотипичных детей- первоклассников, к ним присоединили девочку с диагнозом тяжёлым аутизмом. Эксперт отмечает сложность проведённой работы и интерес к ней, как с её стороны, так и со стороны детей. После года занятий с особым ребенком детский коллектив стал сплочённым, у нормотипичных детей сформировалось понимание и принятие любой особенности в человеке.

Таким образом, инклюзивное взаимодействие дает всем участникам новый опыт, понимание и принятие любых особенностей человека и учит сотрудничать и понимать друг друга.

По результатам интервью экспертов можно сделать следующие выводы.

Во-первых, тема организации досуга для детей с ОВЗ является очень актуальной, так как в городе Екатеринбурге недостаточно организаций, предоставляющих досуговые услуги для особенных детей. При этом ещё меньше организаций, которые занимаются профориентацией детей.

Во-вторых, важно проводить профориентацию детей с ОВЗ именно в игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности детей.

В-третьих, проводить профориентацию детей с ОВЗ, нужно изучив рынок доступных им профессий.

В-четвертых, нужно учесть все ментальные и физические возможности детей с ОВЗ разных нозологий при формировании предложений досуговых услуг.

Просмотров работы: 331