ТРАНСФОРМАЦИЯ ШОПИНГА ИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМУ ДОСУГА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТРАНСФОРМАЦИЯ ШОПИНГА ИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМУ ДОСУГА

Новоселова А.А. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистр заочной формы обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социально-культурные трансформации, происходящие в современном мире под влиянием процессов глобализации, повлекли за собой изменение всех сторон общественной жизни современного человека. Особой трансформации подверглась досуговая сфера жизнедеятельности человека.

Досуг – один из важных параметров, характеризующих качество жизни. В настоящее время у жителей городов популярной формой досуга становится шопинг.

Объект исследования – шопинг (going shopping) как досуговая социальная активность.

Целью настоящей публикации является обзор научной литературы о трансформации шопинга из потребительской практики в форму досуга.

В толковом словаре Даля было следующее определение понятия досуг: «свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела, свободное от дела время. Досуги мн. досуг, забава, занятия для отдыха, на гулянках, безделье» [3].

В словаре Ожегова досуг: 1. Свободное от работы время. 2. е знач. сказ., кому, с неопр. Есть, имеется свободное время (устар.). Гуляют и веселятся, когда им д. Д. ли мне разбирать ваши споры! (т. е. недосуг, нет времени) [1].

 Некоторые виды досуга существуют тысячелетиями, другие же появились сравнительно недавно. В данной работе объектом исследования выступает один из видов досуга, который в последнее время привлекает особое внимание, – шопинг. Шопинг (англ. Shopping – процесс хождения по магазинам и приобретения товаров) как особый вид досуга получил распространение во многих странах Западной Европы [2].

Слово шопинг в русском языке зафиксировано словарями в начале XXI в. Так, в словаре С. И. Ожегова (2008) оно дано как сущ. м. р. «совершение покупок в магазине, шопе» [1]. Шопинг (англ. shopping) – форма активного времяпрепровождения в виде посещения магазинов, обычно в торговых центрах и комплексах, и покупки товаров – одежды, обуви, аксессуаров, головных уборов, подарков, косметики и др.

Шопинг связан с торгово-развлекательными центрами, магазинами, куда человек приходит, чтобы выявить свои потребности: он не только не знает, что он купит, он не знает, что существует некая вещь, которая окажется ему нужной. То есть шопинг служит не только для удовлетворения потребности, но также и для ее формирования. Существует понятие шопинг-терапии: будучи в плохом настроении человек идет по магазинам просто так, отвлекаясь и проходя стадию релаксации и одновременно формируя свои новые потребности.

Шопинг как форму досуга можно классифицировать по следующим формам:

– в зависимости от субъектов, принимающих в ней участие шопинг может быть как индивидуальным (поход в ТРЦ, в одиночестве с целью совершения покупок, времяпровождения, изучения новых модных веяний), массовый (объявление дня распродажи Black Friday, «Ночь распродаж»), так и групповой активностью (группа девушек – приятельниц совершают совместный поход в ТРЦ);

– в зависимости от территориального характера. Шопинг – событие происходящее вне стен дома, за исключением онлайн шопинга;

– в зависимости от образа организации деятельности, шопинг является не организованной деятельностью, время посещения ТРЦ выбирается индивидуально в зависимости от свободного времени;

– в зависимости от функциональной направленности, шопинг может носить как монофункциональную направленность (посещение ТРЦ с целью совершения покупок), диафункциональный характер (удовлетворять базовые потребности и потребность в общении), так и комплексную направленность ( ТРЦ оснащены фуд-кортами, кинотеатрами, фитнес клубами, магазинами различной стилизации).

Торговые центры заинтересованы удержать потребителя в своих стенах как можно дольше, они используют для этого архитектурно-планировочные решения и приёмы стимулирования сбыта, подталкивая покупать «здесь и сейчас». Покупка превращается в форму досуга, посвящённую потреблению.

Появление новых форматов торговли, в том числе онлайн, и трансформация традиционных торговых форматов в социальные институты с широкими досуговыми, развлекательными, образовательными и иными функциями, формирование новой культуры потребления привели к тому, что распространяется и все больше захватывает потребителей практика покупок, не связанная и не имеющая конечной целью приобретение и потребление товара (going shopping). Данный вид социальной активности предусматривает прогулку, получение удовольствия от посещения магазина. Фактически целью покупателя становится развлечение, получение удовольствия не столько от результата (покупки), но в большей степени от самого процесса.

Исходя из англоязычной терминологии, такие потребительские практики противопоставляются рутинным действиям (doing shopping), не доставляющим потребителю удовольствия, а воспринимаемым скорее, как необходимость, связанную с удовлетворением базовых человеческих нужд.

Анализ практики потребления показывает, что эти два вида потребительских практик характеризуются следующими чертами:

– шопинг (going shopping) как досуговая социальная активность – это способ использования свободного времени, не привязанный к необходимости совершения покупок, и являясь зачастую импульсивным, он связан с мечтами потребителя, его личным удовольствием, желанием играть и примерять новые роли (имиджи, луки (look, англ.), с формированием уникального (нового) потребительского опыта;

–шопинг (doing shopping) как обязательная (рутинная) потребительская практика всегда ассоциируется с ограниченностью (нехваткой) времени, четким установлением целей похода в магазин, планированием покупок (покупательский список), обязательностью и упором на рациональность, исключающую элемент игры.

Большинство исследователей связывают появление шопинга как досуговой социальной активности (going shopping), во-первых, с появлением в первой половине XIX в. во Франции новой социокультурной практики – «лизание витрин» [4]. Это особый способ проведения досуга, связанный с рассмотрением новинок, товаров без цели их покупки, с походом за идеями с тем, чтобы посмотреть что-то новое. Во-вторых, фактором, способствовавшим развитию шопинга, являлось появление новых форматов торговли – пассажей, универмагов и крытых базаров. Первые пассажи представляли собой крытые проходы между улиц, приспособленные под торговлю. Именно с их появлением стало популярным среди городских жителей проводить время за бесплатным рассматриванием витрин. Появление пассажей, а особенно разделение магазинов внутри них, заложили основу современных технологий организации торгового пространства [5].

Активное развитие информационно-коммуникационных технологий в конце ХХ – начале ХХI в. позволило создать новый формат торговли – «цифровой». Интернет-магазины возглавляют новое направление на меняющемся рынке.

Традиционные магазины превращаются в шоурумы (showrooms). Покупатели превращаются в посетителей, которые с удовольствием рассматривают товар, пробуют, сравнивают, выбирают, а затем, используя смартфон или планшет, находят его в интернете (как правило, дешевле) и покупают. Этот тип потребительской практики называют “шоурумингом” (showrooming). В то же время существует и обратная “шоурумингу” практика –“вебруминг” (webrooming), когда покупатели сначала узнают о товарах в интернете (в частности, сравнивая их с аналогами), а затем приобретают их в традиционном магазине.

В период с 10 по 30 декабря 2020 года нами был проведен онлайн-опрос среди жителей города Екатеринбург с целью – выяснить отношение респондентов к торговле, частоту и цель посещения торгово-развлекательных центров (ТРЦ). В нем приняли участие 63 человека в возрастном диапазоне от 14 до 64 лет. По социальному статусу: 43 % опрошенных – работающие; 22% являются студентами, 6,3% - служащие, 4,8% - учащиеся, 4,8 % - пенсионеры. Мы получили следующие результаты:

по отношению к торговле 77,8 % респондентов являются только покупателями; 17,5% – являются и покупателями, и продавцами, 1,6% - владельцами магазинов, 3,6% иногда продают вещи на платформе «Авито»;

54% посещают ТРЦ 2-3 раза в месяц, 22,2% -– два и более раз в неделю, 20,6 % раз в месяц и реже;

цели посещения ТРЦ: покупка необходимый вещей, посещение фуд-корта и кинотеатра, место встречи с друзьями;

68,3% проводят в ТРЦ за одно посещение 2-3 часа, 22,2% – час и менее, 9,5% проводят в ТРЦ 4-6 часов;

55,6% респондентов предпочитают посещать ТРЦ с другом/подругой, 27% – в одиночестве, 15,9% – с семьей;

79,4% предпочитают традиционную форму шопинга (посещение магазинов/шоурумов), 17,5% совершают покупки онлайн.

Исходя из результатов опроса, можно сделать следующие выводы:

Большая часть респондентов посещают ТРЦ с развлекательной целью, исключая хождение по магазинам с целью совершения покупок. В основном ТРЦ – место встречи с друзьями, место для проведения досуга с семьей/другом/компанией.

Несмотря на стремительное развитие покупок онлайн, традиционный шопинг остается наиболее популярной формой. В большинстве случаев респонденты проводят в ТРЦ от двух часов и более.

Литература

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. д-ра филол. наук, проф. Л. И. Скворцова. Москва: Оникс «Мир и образование», 2008.

Oxford dictionary online. URL: http://www.oxforddictionaries.com/words/the-oxford-english-dictionary (датаобращения 15.12.20)

Толковый словарь В. И. Даля URL:https://dal.slovaronline.com/ (дата обращения 15.12.20)

Симбирцева Н. А. Фланер как интерпретатор текста культуры // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6959 (дата обращения 19.12.20)

Зорин К. Л. История развития торговых центров // Архитектура и современные информационные технологию. 2012. № 3 (20). URL: http://www.marhi.ru/AMIT/2012/3kvart12/zorin/zorin.pdf (дата обращения 09.12.20)

Просмотров работы: 150