В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры [1].
Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи. Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите.
Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновения которого доподлинно известны. Об этом знаменательном событии написан не один десяток книг, часто с вымышленными подробностями повествующих о первых шагах этого будущего пристрастия миллионов. И тем не менее, имеет смысл хотя бы схематично обозначить основные моменты становления и развития баскетбола, искусственно изобретенной игры, сумевшей за считанные десятилетия завоевать сердца поклонников во всем мире, что само по себе представляется явлением беспрецедентным [2]
Мы привыкли, что в баскетболе подавляющее большинство спортсменов — мужчины. Но мало кто знает, что баскетбол считается и женским видом спорта в том числе.
Популярность женского баскетбола во всем мире неуклонно росла на протяжении десятилетий. К 1970-м годам этот вид спорта привлек внимание Международного олимпийского комитета, который добавил женский баскетбол в качестве официального вида спорта Олимпийских игр в 1976 году, мужской дебют состоялся в 1936 году. На протяжении 1970-х годов финансирование женского баскетбола (и интерес к нему) начали расти. резко возросло, поскольку школы, получающие федеральное финансирование, начали соблюдать новые законы, запрещающие дискриминацию по признаку пола.
Международный женский баскетбол регулируется Международной федерацией баскетбола (ФИБА). С 1953 года ФИБА проводит чемпионат мира среди женщин, в настоящее время известный как Чемпионат мира по баскетболу среди женщин. Мероприятие, переименованное в «Чемпионат мира ФИБА среди женщин» после его проведения в 2014 году, в настоящее время проводится в нечетные летние олимпийские годы. После того, как один руководящий орган запретил мусульманским женщинам играть в хиджабах, возникла определенная обеспокоенность по поводу масштабов этого вида спорта [4]
По сравнению с мужским баскетболом, женский баскетбол развивается не так стремительно, и на это есть весомые причины. В данном виде спорта все решает физиология. Не многие знают, но игра в баскетбол затрагивает в своей работе более 90 процентов всех мышц организма и требует от игрока большой выносливости. Женский организм в отличии от мужского менее вынослив и в следствии этого менее скоростной. Ряд нагрузок по прыжкам на предельную высоту для женщин просто не приемлем по мужским стандартам. На всем этом и вырисовывается фон игры на меньших скоростях, без красивых высоких прыжков у кольца и прочее.
Вторая причина довольно весомая – результаты женских баскетбольных команд, в разы хуже результатов мужских. В качестве примера возьмем сборные России по баскетболу. На Олимпийских играх 2012 года в Лондоне, мужская сборная России сенсационно выиграла бронзовые медали, что на тот момент являлось историческим достижением нашей команды. Однако женская сборная России на этом же турнире не смогла добыть медали [3]
Целью настоящей публикации является выявление методов и изучение программы популяризации игровых видов спорта на примере женского баскетбола.
В рамках анализа проблемы непопулярности женского баскетбола был проведен опрос среди 120 респондентов, целью которого была изучить отношение людей к баскетболу, в том числе и к женскому, выяснить, почему мужская игра с мячом им нравится больше, чем женская.
Согласно данным опроса в нем приняло примерно равное количество лиц мужского и женского пола, количество которых составило 33,6% и 66,4% соответственно.
По результатам опроса большинство респондентов – это молодежь. 19,3% - оказались лица в возрасте 15 - 20 лет; подавляющее преимущество 73,1% - лица в возрасте 20 – 30 лет; и только лишь 5% - лица в возрасте 30 – 40 лет.
Чтобы определить, как участники опроса относятся к женскому баскетболу, для начала разберемся как они относятся в целом к игровым видам спорта и конкретно к баскетболу.
Большое количество участников высказалось за то, что им больше интересны игровые виды спорта (60,8%) нежели индивидуальные (29,2%) так как они более зрелищные. Лишь у 9,6% респондентов разделилось мнение: они предпочитают и игровые и индивидуальные виды спорта.
На рисунке 1 представлено отношение участников конкретно к игре баскетбол. Как мы видим подавляющее количество опрошенных равнодушно относятся к этой игре, они не играют и не любят смотреть. Из этого вопроса уже можно сделать вывод, что баскетбол не так популярен у опрошенной молодежи.
Рис.1.Отношение респондентов к баскетболу, % от общего числа
На рисунке 2 представлена ответы респондентов о популярности баскетбола по сравнению с другими игровыми видами спорта.
Почти 63% отвечают, что футбол и хоккей показывают по телевидению чаще, чем баскетбол, поэтому популярность этой игры намного ниже. Треть опрошенных считают, что на популярность игры влияет результат команд. Так 30,9% опрошенных проголосовали за вариант, что выступления российских футбольных команд лучше, чем в баскетболе. Один опрошенный написал, что традиции, а также количество денег, которое выделяется на это государством. Возможно также система подготовки игроков развита в хоккее и футболе лучше. За наличие звездных игроков проголосовало также большое количество людей (29,2%) также говорит о популярности футбола и хоккея, ведь в России футболистов и известных хоккеистов в городах узнают гораздо чаще чем звезд баскетбола.
Рис.2 Мнение респондентов о популярности баскетбола среди других игровых видов спорта, ,% от общего числа.
Рис.3 Мнение респондентов о популярности женского баскетбола, % от общего числа.
На рисунке 3 приведены данные о причинах различий популярности мужского баскетбола и женского. Равное количество участников проголосовало за слабую рекламную кампанию женского баскетбола (50%), 64,2% ответили, что мужской баскетбол более зрелищный как вид спорта, более скоростной и динамичный. 33,3% опрошенных считают, что игроки-женщины не так известны, как мужчины, вследствие чего смотреть их матчи просто неинтересно. Неоднозначные выступления женских команд также влияют на посещаемость и интерес людей. Именно за это высказались 16,9% опрошенных.
Главный вопрос заключался в повышении привлекательности женского баскетбола среди молодежи. Его задачей было выявить наиболее эффективные методы повышения привлекательности и выявить недостающие методы. Результаты представлены на рисунке 4.
Рис.4 Методы популяризации женского баскетбола
Половина опрошенных считает, что бесплатные билеты и игры повышенной важности побудили бы людей приходить на стадионы чаще, чтобы поддержать команду. За шоу-программы на стадионах и розыгрыши подарков, конкурсы для зрителей проголосовало 34,5% и 36% соответственно. Один из респондентов высказался, что ни одним из выше перечисленных способом не развить интерес молодежи к женскому баскетболу, так как исторически сложилось, что мужской спорт будет всегда в приоритете.
По полученным данным интерес к мужскому баскетболу значительно перерастает интерес к женскому, это можно объяснить тем, что женская игра не такая динамичная, зрелищная и скоростная, отсутствие в командах звёздных игроков, а также неоднозначные выступления команд. Из известных российских команд лишь немногие назвали несколько клубов такие как БК УГМК, БК Надежда и совсем немного БК Динамо Курск.
На основании мнения участников опроса были выявлены факторы, которые привлекут внимание молодёжи к женскому баскетболу.
Во-первых, сделать упор на посещаемость зрителей на матчи женских команд. Это можно увеличить путем раздачи бесплатных билетов на игры, проведения зрелищных и мотивационных мероприятий для болельщиков (до/вовремя/после матчей). А также на игры повышенной важности (плей-офф/финалы) приходило бы довольно больше болельщиков
Во-вторых, нужно подогревать интерес публики к женским командам, освещать женский баскетбол в СМИ и на таких платформах как YouTube, Instagram, Twitter – которые пользуются огромной популярностью у молодежи.
В-третьих, наличие именитых спонсоров значительно бы подняло бы рейтинг женского баскетбола как вида спорта.
В-четвертых, наличие спортивных агентов, которые бы приглашали звёздных баскетболисток играть в российские команды.
Подводя итог, хочется отметить, что Всероссийской федерации баскетбола предстоит огромная работа по популяризации женского баскетбола. Большое влияние на развитие этого вида спорта может оказать освещение матчей в СМИ и на телевидении, что возведет женский баскетбол в топ-10 популярных видов спорта России.
Литература
Барабанова, В. Б. Имидж современного спорта. Вектор развития / В. Б. Барабанова // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. – № 6. – С. 127-129
Гомельский, Е.Я. Психологические аспекты современного баскетбола / Е. Я. Гомельский, Москва, 2010.
Квасков, В.Б. 100 лет российского баскетбола: история, события, люди: справочник / Автор-составитель В.Б. Квасков. – М.: Советский спорт. 2006. – 274 с.
Григоренко П. П. Проблема женского баскетбола – в отсутствии талантов // Спорт-Экспресс, № 7969, от 12.07.2019.