Формирование у детей младшего школьного возраста умения осуществлять сотрудничество со сверстниками - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Формирование у детей младшего школьного возраста умения осуществлять сотрудничество со сверстниками

Лятифова З.Э. 1, Синебрюхова В.Л. 1
1СурГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует педагогов на формирование важнейших умений и навыков, которые позволят каждому ученику реализоваться в жизни, быть успешным. Важнейшими из ряда подобных умений является умение осуществлять сотрудничество со сверстниками [6].

Одной из мировых тенденций в развитииобщего образования является переход отнезависимого сосуществования и конкуренции к сотрудничеству. В связи с этим необходимо изменение характера взаимодействия субъектов образования.

Однако, как отмечает О.И. Крушельницкая, дети на начальной ступени образования затрудняются строить благоприятные для сотрудничества взаимоотношения, так как не владеют необходимыми элементарными навыками взаимодействия [4].

Г.А Цукерман считает, что «…формам взаимодействия первоклассника надо учить специально в сотрудничестве не только с учителем, но и с другими детьми», а также задается вопросом «Делает ли это современная начальная школа?» [7].

В следствие вышесказанного, отмечаем актуальность нашего исследования, так как одним из важных умений, которым должны овладеть обучающиеся — умение взаимодействовать, находиться в режиме диалога. Именно взаимодействие субъектов образовательного пространства рождает сотрудничество, формируеткультуру совместного творческого труда.

Целесообразно определить содержание понятия «сотрудничество со сверстниками». Прежде чем вывести данное понятие, нами были рассмотрены определения понятий «сотрудничество», «сверстники» различных авторов.

Так, Г.Н. Климанова считает, что сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. По ее мнению, сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-то задачи, движения к определенной цели [3, с.25].

Г. А. Цукерман пишет, что суть сотрудничества заключается в том, что все партнеры по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности [7, с.46].

Также анализ работ Е. В. Коротаевой, Г. А. Цукерман и других педагогов позволили нам выявить следующие признаки сотрудничества:

1) пространственное и временное соприсутствие;

2) единство целей и общей мотивации;

3) организация деятельности и управление ей;

4) разделение процесса деятельности между участниками и согласованность индивидуальных операций участников для получения конечного продукта;

5) получение единого конечного результата (продукта) совместной деятельности;

6) наличие позитивных межличностных отношений в процессе деятельности.

Далее на основе анализа понятий «сверстники» пришли к заключению, что сверстники – это объединение детей, находящихся в интервале возраста (годичном – пятилетнем), объединенные определенной системой отношений.

На основе выделенных определений понятий «сотрудничество» и «сверстники»? можем сформулировать рабочее понятие «сотрудничество со сверстниками». Итак, сотрудничество со сверстниками – это взаимодействие детей, находящихся в интервале одного возраста и объединенных определенной системой отношений, в процессе общей деятельности, характеризующееся взаимопониманием, слаженностью в работе, взаимовыгодой, которая направлена на реализацию определенной совместной цели.

Суть сотрудничества, как пишет, Г. А. Цукерман, заключается в том, что все партнеры по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности [7].

Процесс формирования умения осуществлять сотрудничество имеет свою структуру. М.Ю.Зайцева в данную структуру включила следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-мотивационный, коммуникативно-деятельностный [2].

Кратко охарактеризуем каждый из указанных компонентов.

Когнитивный компонент умения осуществлять сотрудничество включает в себя осознанную замену непродуктивной деятельности на продуктивную через способность ребенка к рефлексии, осмыслению результатов взаимодействия.

Эмоционально-мотивационный компонент предполагает побудительное начало и представляет собой эмоционально-окрашенное отношение и оценивание себя и партнера как субъектов взаимодействия, общения и личностей.

Коммуникативно-деятельностный компонент базируется на способности действовать совместно на основе самосознания для достижения поставленной цели и определяется по результатам действий, сопровождается мимикой, жестикуляцией, пантомимой и речью, т.е. всем, что проявляется при взаимодействии людей друг с другом [2].

Для того, чтобы формирование у младших школьников умения осуществлять сотрудничество проходило успешно целесообразным является также рассмотреть соответствующие этапы данного процесса.

Так, М.О. Борисова выделяет следующие этапы формирования у младших школьников умения осуществлять сотрудничество:

1 этап. На 1 этапе ребенок учится сотрудничать с педагогом, формируются умения слушать, понимать, задавать вопросы и правильно на них отвечать, четко выражать свои мысли и делать умозаключения, устраивать дискуссии.

2 этап. Обучающиеся развивают способность сотрудничать со своими одноклассниками, происходит формирование следующих умений: понимать сверстников, слушать и слышать других, регулировать свое поведение, договариваться.

3 этап. Формируется навык у учеников сотрудничать с самим собой, вырабатываются следующие умения: сформированность собственной значимости, оценка других и умение оценивать себя самого и собственную деятельность [1].

Но прежде чем научиться осуществлять сотрудничество, обучающиеся первоначально должны овладеть определенным рядом коммуникативных умений. В исследовании Л.В.Мардахаева определен следующий перечень умений:

Организационные умения: стремление к достижению общей цели, быть лидером в отдельных видах деятельности; способность к управлению и самоуправлению, планомерность деятельности детей; четкое распределение функций, обязанностей, ответственности и прав.

Перцептивные умения: согласовано действовать с другими участниками процесса, низкий уровень конфликтности; осознавать особенности других детей.

Оперативные умения: умение увлечь партнера по общению своими действиями; умение продолжительное время поддерживать контакт; способность изменить тактику взаимодействия в зависимости от ситуации [5].

Таким образом, опираясь на перечисленные Л.В. Мардахаевым умения, а также выделенные М.Ю.Зайцевой компоненты формирования умения сотрудничества обозначим критерии оценки уровня сформированности у обучающихся умения осуществлять сотрудничество:

когнитивный:

умение слушать других;

умение договариваться со сверстниками;

умение услышать другую точку зрения;

мотивационно-ценностный:

понимание возможности различных позиций и точек зрения;

учет разных мнений и умение обосновать собственное;

учет разных потребностей и интересов;

согласованность действий с другими участниками процесса

деятельностный:

умение участвовать в групповых видах работы;

умение принять позицию сверстников;

умение самовыражаться [2, 18].

Таким образом, для того чтобы сформировать у младших школьников умения, перечисленные выше, учителю, который организует ситуацию продуктивного сотрудничества, важно решать вопросы, связанные с отбором участников сотрудничества, распределением их видов деятельности по времени, по последовательности вступления в коллективное дело, выбором содержания, направления, видов, форм, технологий, методов, умелым планированием времени предстоящей деятельности, с учетом реальных условий и возможностей участников. Мотивируя их на выполнение предстоящей деятельности, инструктировать, формировать убежденность в необходимости выполнения данного поручения, обеспечивать единство действий педагогического и ученического коллективов, оказывать непосредственную помощь в процессе выполнения работы, проводить выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская деятельность педагога также включает оценку хода и результатов сотрудничества.

Проанализировав нормативные документы, психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что сотрудничество как совместная деятельность, как система активности взаимодействующих между собой субъектов, характеризуется общей целью, организацией и управлением деятельностью, разделением действий, операций, функций, наличием положительных межличностных взаимоотношений. Важным является научить детей осуществлять сотрудничество именно со сверстниками, ведь интерес, проявленный к сверстнику, является одной из потребностей ребенка, поэтому учителю необходимо формировать умение сотрудничать с другими детьми, чтобы их общение и совместные действия приносили положительные результаты.

На основе анализа структуры, а также умений, необходимых для формирования умения осуществлять сотрудничество, был подобран комплекс диагностических методик для выявления уровня сформированности данных умений (таб.1).

Таблица 1

Характеристика критериев и показателей оценки уровня сформированности

у детей младшего школьного возраста умения осуществлять

сотрудничество со сверстниками

Критерии

Показатель

Методики

Мотивационно–ценностный

понимание возможности различных позиций и точек зрения;

учет разных мнений и умение обосновать собственное;

учет разных потребностей и интересов;

согласованность действий с другими участниками процесса.

«Рукавчики» Г.Л.Цукерман,

Левая и правая стороны

(Ж. Пиаже)

Когнитивный

умение слушать других;

умение договариваться со сверстниками;

умение услышать другую точку зрения.

«Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель»).

Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., [1992]

Деятельностный

умение участвовать в групповых видах работы;

умение принять позицию сверстников;

умение самовыражаться.

Методика «Ковёр» (Овчарова Р.)

Данные методики направлены на выявление исходного уровня сформированности у обучающихся класса умения осуществлять сотрудничество со сверстниками с последующей работой по формированию данных умений у обучающихся.

Таким образом, сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования способности строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать и уметь принять мнение, отличное от собственного, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнёров; проявлять инициативность; обладать способностью добывать недостающую информацию; быть готовым к составлению плана совместной деятельности; уметь находить решение в конфликтных ситуациях, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия. На основе анализа нормативных документов и психолого-педагогической литературы приходим к тому, что на сегодняшний день от современного ученика требуется умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Список используемой литературы

Борисова М.О Особенности учебного сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ М.О. Борисова. – Текст: непосредственный // Сборник трудов конференции "Инновационные технологии в науке и образовании". - Пенза: Наука и просвещение, 2017. - С. 126-130. – Текст: непосредственный.

Зайцева М.Ю. Формирование у подростков умения сотрудничать в условиях спортивно-оздоровительных занятий: Монография / М.Ю.Зайцева.–Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. –203 с. – ISBN 978-5-4312-0210-0. - Текст: непосредственный

Климанова, Г.Н. Технология сотрудничества/ Г.Н. Климанова. –Тамбов, 2010. –340с. – Текст: непосредственный.

Крушельницкая, О.И. «Все вместе» Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству О.И. Крушельницкая, А.Н.Третьякова. - Москва: Сфера, 2004. 295c.- ISBN 5-89144-443-7 . – Текст: непосрдественный.

Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник/ Л.В. Мардахаев. — М.: Гардарики, 2005. —269 с.- ISBN 5-8297-0160-Х . – Текст: непосредственный.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 6-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2018. – 53 с/ - ISBN 978-5-09-038315-8 .- Текст: непосредственный.

Цукерман, Г.А. Обучение учебному сотрудничеству /Елизарова Н.А. // Вопросы психологии.- 1993.- №2. – С.45. – Текст: непосредственный.

Просмотров работы: 491