Стили общения в деловых коммуникациях: проблемы выбора стиля - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Стили общения в деловых коммуникациях: проблемы выбора стиля

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Деловое общение представляет собой вид взаимодействия между людьми по поводу профессиональной деятельности. У делового общения всегда есть определенная цель, которую собеседники пытаются достичь в ходе разговора. Кроме того, в ходе такого общения происходит обмен информацией, знаниями, опытом.

Примерами делового общения могут служить отношения между коллегами, руководителем и подчиненными, партнерами по бизнесу, конкурентами, руководителем организации и представителями контролирующих органов, управляющим и собственником компании.

Стили делового общения – это определенные устойчивые наборы способов общения или действий, которые направлены на получение результата. Стиль делового общения представляет собой своего рода маску или выработанную модель поведения, благодаря которой участник коммуникации не только пытается добиться намеченных целей, но и подкрепить представления о себе как о хорошем руководителе или высококлассном специалисте.

Классификация стилей:

Классификация К.Левина:

Авторитарный

Основная характеристика этого стиля – это единоличное принятие решений одним участником коммуникаций. При таком типе коммуникативного взаимодействия один участник выступает субъектом взаимодействия (определяет цели коммуникации и самостоятельно прогнозирует ее результаты), а другой – объектом (на него направляется авторитарное воздействие).

Демократический

Этот тип межличностной деловой коммуникации предполагает ориентацию субъекта коммуникации на партнера по общению. Характерные особенности стиля – стремление к взаимопониманию, принятию партнера, совместное обсуждение проблем и нахождение путей их решения, доверие. Основные методы воздействия на партнера в таком взаимодействии – просьба, мотивация к выполнению задания, рекомендация.

Либеральный

Либеральный стиль общения занимает промежуточное положение между двумя предыдущими. Субъект коммуникации в этом случае предельно минимально включается в диалоги и совместную деятельность с другими участниками, но только для того, чтобы переложить ответственность с себя на других людей. Основа этого стиля – невмешательство, обусловленное отсутствием интереса к общим проблемам.

Классификация С.Братченко

Авторитарный – субъект делового общения стремится к постоянному доминированию, подавлению партнеров. Этому стилю присущи: отсутствие стремления к пониманию партнеров, «коммуникативное нападение», отсутствие уважения к чужому мнению, требование согласия от других участников, стереотипизация общения.

Диалогический стиль предполагает коммуникацию на равных, в основе которой лежит доверие, взаимопонимание и взаимоуважение, открытость и сотрудничество, эмоциональное проявление и самовыражение всех участников общения.

Альтероцентричный. Он ориентирован на планомерную концентрацию внимания субъектом на других участниках делового взаимодействия, принесение в жертву своих интересов ради удовлетворения стремлений партнеров.

Манипулятивный предполагает использование партнеров по коммуникации для получения собственной выгоды, то есть другие участники коммуникации выступают лишь как средства достижения целей субъекта деловых отношений. При таком стиле деловой коммуникации желание понять партнера может иметь под собой конкретную цель – получить информацию о его намерениях и использовать ее в своих интересах.

Конформный стиль предполагает ориентированность субъекта общения на подражание, подчинение, подстраивание под партнера, нежелание быть понятым.

Индифферентный стиль – это практический полный отказ от делового продуктивного и разнопланового общения и попытка заменить его быстрым решением только деловых проблем.

Классификация Л.Петровская

Ритуальный стиль, в основе которого лежит общая межгрупповая коммуникация. Задача партнеров такой коммуникации – это удовлетворение потребности в принадлежности к какой-либо группе, сфере отношений, поддержание социальных связей. При таком стиле взаимодействия партнер выступает как необходимый элемент для выполнения ритуала, причем его проблемы, интересы и личностные особенности не учитываются. Ритуальное общение более всего распространено в организациях со стабильным коллективом, члены которого знают друг друга уже давно.

Манипулятивный жанр общения предполагает использование партнерами друг друга в качестве способа решения определенных задач. Партнеры при этом пытаются продемонстрировать друг другу преимущества и привлекательность своих целей, чтобы партнер помог ему их достичь. Победителем в таком взаимодействии выходит тот, кто лучше владеет искусством манипулирования. Манипулятивный стиль не всегда является плохим. Именно таким способом решаются многие задачи.

Гуманистический стиль коммуникации основывается на способности партнеров к пониманию, сочувствию, сопереживанию и умении поставить себя на место партнера. Подобное общение не ставит перед собой деловых целей и вытекает из конкретной ситуации. Оно является вспомогательным в решении профессиональных задач, помогает устанавливать контакты и налаживать отношения.

Проблема выбора стиля делового общения

  Исходя  из изложенного материала, выбрать  какой-то один, определенный стиль делового общения очень сложно. Необходимо исходить из ситуации, и, не забывая о предпочтениях организации, совмещать нужные техники делового общения.

  Необходимо следовать следующим правилам, которые делают деловое общение более успешным:

  Правила для говорящего:

Уважительность, доброжелательность по отношению к партнеру, с которым вы вступаете в общение.

Вежливость, недопустимость категоричности в суждениях.

Скромность в оценках и самопрезентации, ненавязчивость взглядов и оценок.

Ориентация на партнера, создание для него психологического комфорта.

Постоянное стимулирование интереса партнера к  теме беседы, учет его интересов.

Логичность в изложении взглядов и позиций.

Правильный выбор стиля изложения с учетом ситуации делового общения, приемлемая для восприятия.

Выбор оптимальной дистанции в общении; 
выбор мимики, жестов, позы, не раздражающих партнера, создающих для него комфорт в общении.

  Правила для слушающего:

Не жалейте  времени для того, чтобы выслушать партнера.

Терпеливо  и уважительно относитесь к говорящему.

Не перебивайте, выслушивайте до конца.

Дайте  собеседнику выразить себя в общении, стимулируйте его активность.

Используйте  невербальные средства для поддержки говорящего.

Заключение

  Деловое общение тесно связано со стилем делового общения.

  Стиль делового общения – это система средств, приемов, механизмов, способов воздействия на партнера с целью достижения положительных результатов коммуникации.

   В моем реферате представлена классификация  стилей делового общения  принципиального по существу и принципиального по форме, т.е когда отношение к проблеме не зависит от отношения к оппоненту и когда, наоборот,  отношение к проблеме формируется через призму отношения к оппоненту; изложены строгие требования (императивы) делового общения, что также включается в понятие стиля делового общения.

   Характеристика стиля делового общения является неоднозначной. Это обусловлено тем, что практически все компоненты процесса коммуникации оказывают на него соответствующее влияние. Это касается и предмета обсуждения, и источника конфликта, и претензий, и притязаний, и конечно же, личных мнений.  

Список  использованной литературы

Андреева С.Г., Горская Т.А. Психологические основы управления персоналом. - СПб, 1997.

Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. -М.: Ось-89, 1996.

Опалев А.В. Умение общаться с людьми... Этикет делового человека. -М.: ЮНИТИ, 1996.

Психология и этика делового общения. Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 1997.

Ромащенко В.Н. Принятие решений: ситуации и советы - Киев: "Политиздат", 1998.

Просмотров работы: 4268