В основе механики общения находится установление контакта – ключ к предрасположению человека к себе. В черно-белом смысле можно сказать, что в этой ситуации уместно вспомнить поговорку «встречают по одежке, провожают по уму» - в этом есть некий процент истины. Что есть правильное установление контакта?
Вербальное общение. Красноречие – правильное общение – ключ к вниманию любого человека. Если ваша речь красива, чиста, не содержит браков и нецензурных выражений – в широком смысле Вы можете приковать к себе внимание слушающего.
Невербальное общение. Ваша поза, мимика, каждый жест, взмах или улыбка должны источать нужную в конкретной ситуации эмоцию. Важно иметь соответствующий внешний вид: не спроста существует феномен «красивых и высоких» - более красивые и более высокие люди являются более успешными и обеспеченными. В этом есть некоторая истина, если рассматривать статистически, но не стоит считать, что это единственное, что нужно для успеха в стратегии переговоров – всё-таки это некоторый курьез. Не забывайте также о средствах личной гигиены. Профессионалы выделяют условные 5 этапов успешного установления контакта:
1) Регулирование отношений.
В широком смысле эта фраза не так открывается, как в узком: в начале диалога в человеке так или иначе есть психологические установки, ограничивающие степень его искренности. Стоит прощупать, насколько этот уровень открытости неполный, и предрасположить человека к себе на основе доверительных отношений.
В обыкновенной ситуации стоит обсудить какие-то общие тематические вещи: бизнес? Обсудите налоговую нагрузку. Политика? Рассмотрите взгляд на некоторую проблему. В любом ключе взаимодействия ваша позиция должна быть односторонней с позицией собеседника – это поможет сблизиться. В общей практике имеет место быть рекомендация не вскрывать «ящик пандоры» - не инициировать обсуждение тонких, пограничных к критическим вопросы, больше соглашаться, нежели спорить, и вовсе отказаться от тактики превосходства – это принесет больше вреда, чем пользы.
2) Установление контакта.
Прохождение данного этапа можно считать успешным, если диалог оживится, а собеседник размякнет и начнет отвлеченно высказываться «просто и без пауз» на любое восклицание.
Ключом к успеху этой фазы является предварительная информированность заинтересованного лица бэкграундом собеседника: его страсть к автомобилям, игре в футбол, киберспортивным направлениям или коллекционированию – неважно. Предварительная информированность вас об этих отвлечениях собеседника – серьезный козырь в стратегии контакта. Аккуратное упоминание вашего хобби, которое пересекается напрямую с хобби собеседника, поможет установить межличностный контакт, и тогда станет возможен переход к следующему этапу.
3) Формирование мнения о собеседнике
По завершении первых двух этапов, можно сформировать некоторое положение о человеке, с которым вы в контакте. По тому, как он реагирует, высказывается, жестикулирует и эмоционирует есть возможность достаточно точно определить архетип человека.
Архетипов существует бесконечное множество, перечислю лишь несколько из них:
- Прямолинейный: наиболее простой архетип собеседника. Этот человек никогда не станет обдумывать, что он хочет сказать, и скажет ровно то, что подумал. Ему не свойственно приукрашивать ситуацию или выражать скользкое отношение к чему угодно: он говорит всегда прямо и ровно то, что подумал.
- Открытый человек: не словно книга на столе, но открытые люди - доступные для чтения. Им нечего скрывать, они достаточно полно излагают свою позицию, однако могут и сокрыть нечто, и не высказаться о чем-либо, но их выдаст эмоциональная активность, странность поведения или несвойственные им вещи. С таким архетипом легко коммуницировать и его достаточно легко предрасположить к себе.
- Закрытый человек: супротив предыдущему, данный архетип – крайне нервозный и неготовый к контакту человек. Он предпочитает не давать комментариев, если это возможно, или вовсе предпочитает молчать. Справедливости ради, нередко он не может контролировать свои эмоции, и это может намекнуть на восприятие ситуации человеком. Предполагается, что для полноценного установления контакта с этим лицом может потребоваться более одной встречи, но если удастся увлечь партнера разговором на нечто отвлеченное в образе – есть вероятность раскрепостить его, и некоторые рамки психологического барьера будут сдвинуты.
- Уверенный: средней сложности архетип. Нередко уверенность является маркером звезды во лбу у человека, но он не воспринимает сложности на своём пути как ограничения, старается добиваться своего, и готов к контакту с человеком, если это входит в его карту необходимостей. Знание архетипов позволит определить, какой именно человек перед ним предстал, и поможет подобрать верную тактику взаимодействия с ним.
Рефлексивное и нерефлексивное взаимодействие в диалоге.
Определение. В широком смысле, нерефлексивный вид слушания – вид взаимодействия, когда один человек является говорящим, а другой – слушающим. Иначе говоря, в случае нерефлексивного взаимодействия одно лицо – активное – ведет диалог, высказывая что-либо, а другое лицо поддерживает диалог через слушание и подает обратную связь киваниями, подмигиваниями и иными мимически-жестикулярными действиями. Помимо этого, существует еще два случая, являющихся нерефлексивным взаимодействием, но отличные от общего определения:
1) Нерефлексивным взаимодействием также является слушание без улавливания информации от активного лица. В этом случае не имеет значения, что именно нам пытается транслировать активное лицо, - слушающий фильтрует информацию на входе, лишь подавая сигнал через мимику или жесты о том, что он слушает, проявляя интерес, но не имея последнего при этом. Полезный навык, нередко находящий ситуации применения в жизни[1];
2) Нерефлексивное взаимодействие со слушанием бессодержательного разговора в ключе чего-либо через короткие реплики, жестикуляцию и мимику позволяет перевести нерефлексивное взаимодействие в рефлексивное, открывая ключ к диалогу.
Общие положения нерефлексивного слушания: Отсутствие открытого взаимодействия в диалоговой форме, принятие излагаемой собеседником информации за истину, сосредоточение на высказываниях активного лица без обратной связи через реакцию на наше отношение[1].
Определение. Рефлексивный вид слушания – вид взаимодействия, когда после высказывания одного человека, от второго следует обратная связь по высказыванию. Информативное взаимодействия по некой теме в открытой диалоговой форме. Основан рефлексивный вид слушания на том, что первое лицо совершает активное высказывание, и второе лицо, усваивая транслируемую информацию, выдает обратную связь для уточнения и конечного усвоения высказанной информации. Преимущественными приёмами в ситуации рефлексивного слушания являются: выяснение, перефразирование, уточнение и подведение итогов. В точке, когда после фазы активного взаимодействия информация окончательно усвоена вторым лицом, происходит переход к следующей части, и некоторая фаза (ступень) разговора считается завершенной по причине достигнутого понимания между лицами[1].
Вывод
Владение каждой из вышеперечисленных механик выводит на качественно более высокий уровень адаптации в ситуациях взаимодействия в любых жизненных случаях. Непонимание или нежелание использовать эти механики коренным образом усложняет достижение поставленных изначально целей, замедляет коммуникативных процесс.
Список литературы
1. Установление контакта с людьми: особенности, техника, правила и рекомендации. [электронный ресурс] URL - https://fb.ru/article/358600/ustanovlenie-kontakta-s-lyudmi-osobennosti-tehnika-pravila-i-rekomendatsii (дата обращения 20.12.2020).