Использование невербальных средств в рамках деловых коммуникаций - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Использование невербальных средств в рамках деловых коммуникаций

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема невербального общения очень интересна и актуальна во все времена. Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личности своего «Я», межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику и другие виды жестов), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. [1]

Роль невербальной коммуникации в деловом общении

Роль невербальных средств коммуникации в современном деловом общении состоит в том, что она помогает увеличить эффективность ведения переговоров. У человека появляется набор инструментов, которые могут оказать влияние на партнёра, точнее, на его подсознание, чтобы он принял нужную точку зрения в переговорах. Главное, что все это происходит не явно, а как бы невзначай.

Специалисты «орудуют» жестами и прочими невербальными сигналами естественным образом, что только подтверждает правдивость их намерений для собеседника. [3]

Невербальные сигналы могут выполнять следующие роли:

Невербальные сигналы могут «повторить» сообщение, которое человек делает устно.

Они могут противоречить сообщению, которое человек пытается передать.

Они могут заменить словесное сообщение.

Начальник, который похлопывает подчиненного по спине в дополнение к похвале, увеличивает влияние сообщения.

Можно подчеркнуть словесное сообщение. Например, удар по столу кулаком.

Особенности невербальной коммуникации в деловом общении

Особенности использования невербальных сигналов состоят в том, что человеку нужно использовать их не сильно явно.

Многие деловые люди уже изучали основы и более углублённые курсы, которые посвящены невербальном жестам, так что если применять всё излишне показательно, то это легко будет замечено и все действия будут иметь обратный эффект, так как человек поймёт, что им хотят манипулировать.

В процессе делового общения все производят массу невербальных жестов, но когда это делается специально, то, особенно у новичков, это получается очень заметно. Таким образом, перед использованием нужно изучить не только теорию применения, но и практику. [4]

Методы невербальной коммуникации в деловом общении

Существуют различные методы, которые используются при установке невербальной коммуникации. В них могут входить:

Кинесика, как совокупность поз, жестов и движений, которые дополняют речь им делают её более выразительной. Этот метод помогает поддерживать внимание слушателя и акцентировать те моменты, которые являются самыми важными для рассказчика. Здесь важно соблюдать однозначность толкования, так как в ином случае могут возникнуть нежелательные последствия.

Тактильный метод. Если собеседник находится очень близко, то нередко применяется метод прикосновений. Все тактильные виды невербального общения можно разделить на профессиональные, любовные, дружеские и ритуальные. Естественно, что в деловой сфере используются профессиональные прикосновения. Они призваны вызвать больше доверия у человека, но при этом нужно учитывать культурные факторы, которые в каждой стране могут сильно отличаться. [2]

Сенсорика. В данном методе идёт воздействие на зону чувственного восприятия собеседника. Это могут быть запах, вкусы, восприятие цветовых сочетаний, ощущение температуры и так далее. Именно по этой причине подготовка внешней обстановки оказывается очень важной.

Проксемика. В основе этого метода лежит пространственное отношение. Здесь значение оказывают такие вещи, как расстояние между собеседниками. Можно выделить такие типы проксемики, как публичная, социальная, личностная и интимная.

Хронемика. На первом месте становится время, когда выгодно затягивать время встречи, или же ускорять его.

Метод паравербальной коммуникации включает в себя особенности тембра голоса, интонации и ритм речи, которые могут со временем меняться.

Культура речи и невербальная коммуникация в деловом общении

Когда дело ведётся с профессионалами, то культура речи является тем параметром, который должен быть у собеседников по умолчанию.

Никакие невербальные воздействия не смогут оказать должного влияния, если будет отсутствовать культурная составляющая.

Здесь необходимо иметь правильную постановку тона, точно произносить слова, не делая классических ошибок, употребляя неправильные словосочетания и расставляя ударения не в тех местах. Речь не должна выходить за рамки делового общения несмотря на то, что многие невербальные методы призваны дружески расположить собеседника. Любое применение методик требует предварительной практики.

Пространственная организация общения

Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Холл, который ввел сам термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения (как для двух партнеров, так и для большой аудитории). Это связано со следующим: существует большое количество информации о том, что животные, птицы и рыбы устанавливают свою сферу обитания и охраняют ее. Но только недавно было обнаружено, что и у человека есть свои охранные зоны и территории.

Несомненно, что на проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы, но общие закономерности при этом сохраняются. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку:

персональное (от 46 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;

социальное (от 120 до 400 см) – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

публичное (более 400) – при выступлении перед различными аудиториями.

Интимная зона – самая главная. Именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность.

Личная зона – это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах и дружеских вечеринках.

Социальная зона – расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем.

Публичная зона – расстояние, которое соблюдается, когда мы адресуемся к большой группе людей.

Скученность людей на концертах, в транспорте и лифте приводит к неизбежному вторжению в интимные зоны друг друга. Существует ряд неписаных правил поведения для европейцев в условиях скученности людей, например в автобусе, или в лифте. Это следующие правила:

Не желательно разговаривать, даже со знакомыми;

Не рекомендуется смотреть в упор на других;

Лицо должно быть совершенно беспристрастным – никакого проявления эмоций;

Если у вас в руках книга или газета, то вы должны быть полностью погружены в чтение;

Чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения;

В лифте следует смотреть только на указатель этажей.

Как можно заметить, в нашей культуре эти правила действуют мало. Выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют) и от индивидуальных особенностей человека (например, интроверты плохо переносят слишком близкую дистанцию).

Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. Друзья – рядом, участники деловой беседы – через угол стола, конкуренты – через стол. [5]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль такой коммуникации в современном деловом общении состоит в том, что она помогает увеличить эффективность ведения переговоров. У человека появляется набор инструментов, который помогает влиять на партнёра, сотрудников, точнее, на их подсознание, чтобы они приняли нужную точку зрения в переговорах, но самое главное, чтобы все происходило как бы невзначай. Мы сами не замечаем, что невербальное общение вокруг нас, его использует каждый человек, и даже не догадывается о том, что кто-то может читать его невербалику. Такие люди как политики, адвокаты, бизнесмены, актеры, следователи, игроки в покер, и многие другие профессионально используют этот «язык жестов», и каждый преследует свои цели: показать себя в лучшем свете, раскрыть обман, самим умело скрыть ложь, читать эмоции, контролировать и влиять на окружение. Невербальное общение - мощное «оружие» в руках того, кто знаком с его основами. Чем лучше бизнесмен знает себя, свои слабые и сильные стороны, и умеет их скрывать и показывать, когда нужно, тем больше шансов научиться понимать окружение и познать «язык жестов».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Пиз Алан и Барбара. Новый язык телодвижений. [Текст] - М.: ЭКСМО, 2005

Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. [Текст] - СПб.: Питер, 1997.

ПСИ-МОДЕРН: ПСИХОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОСТИ [Электронный ресурс] - https://psymod.ru

Этика деловых отношений [Текст] Московский государственный университет печати, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова

Атватер И. Невербальное общение // Психология влияния [Текст] СПб.: Питер, 2001.

Просмотров работы: 3890