Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому сознанию.
Сегодня развитие творческих способностей обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике, потому что современное общество нуждается в людях самостоятельно критически мыслящих, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы. Именно об этом часто идет речь на многих конференциях, образовательных форумах, посвященных развитию личности. Очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности обучающихся к творческой, поисковой на всех этапах учебного процесса, т. к. в условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости и умения находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях. Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а более равнодушные люди, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Эффективность работы педагога в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной деятельности. Для того чтобы обучить детей творчеству педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к любому мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания. При организации внеклассной работы я бы выделила несколько основных принципов:
принцип воспитывающего обучения - соотношение обучения и воспитания - фундаментальная проблема педагогики. Ее разрешение ложится и на учителя рисования. Он также должен, обучая искусству, воспитывать. Используя силу воздействия искусства на человека, преподаватель рисования имеет богатые возможности для широкой и разносторонней учебно-воспитательной работы с детьми. Идейно-эстетическое воспитание проходит успешнее, если правильно организована творческая деятельность самих детей, если они учатся выражать свои чувства и мысли, свое эстетическое отношение к окружающей действительности в своих творческих работах;
принцип наглядности - учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он ни проводил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве - ему всегда нужен наглядный материал;
принцип сотрудничества и сотворчества – становится ведущим принципом, так как в нем заложено продуктивное общение педагога и учащихся, а также учащихся между собой. Главное здесь, что все дети становятся авторами созидательных дел, а не простыми зрителями.
Внеклассная работа, проведение различных мастер-классов по декоративно-прикладному искусству помогает мне как преподавателю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку. Мероприятия, которые я провожу со своими студентами, помогают повышать общий культурный уровень учащихся, вызывают стойкий интерес к предмету, вырабатывают художественный вкус.
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. Эти факторы можно определить в три группы. Первая включает в себя природные задатки и индивидуальные способности, определяющие формирование творческой личности. Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Третья группа - зависимость развития креативности от характера и структуры деятельности.
Несомненно, формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста, однако в нашем учебном заведении, в силу профессиональной специфики, все учащиеся уже обладают достаточно развитыми творческими способностями. К сожалению, из-за насыщенной учебной нагрузки ребята не всегда могут позволить себе в полной мере заняться свободным творчеством и прикладным искусством. В сложившейся ситуации как раз и приходят на помощь внеклассные мероприятия и мастер-классы. В процессе их проведения ребята раскрепощаются, отдыхают от учебной работы и получают бесценный опыт. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей (в любом возрасте) преобразовывать мир, развивает в учащихся нестандартность и свободу мышления, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания любых предметов декоративно-прикладного искусства, будь то открытка к празднику, тематический подарок или новогодняя гирлянда, у учащихся закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
В заключении, хочется сказать, что результатом своей внеурочной работы считаю: повышение у учащихся качества знаний по предметам, стремление к творческим решениям поставленных задач, рост учебной мотивации и, несомненно, создание благоприятного психологического климата в группе.