Художественный язык танца - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Художественный язык танца

Захарова В.М. 1, Хусаинова А.И. 1
1ОГБПОУ "УККиИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Танец самая древняя форма человеческого самовыражения. С помощью своего тела и языка движений человек не только показывает себя окружающим, но и сам обретает внутреннюю связь с миром духовным и эмоциональным. Это искусство, где единственным инструментом является человеческое тело, в каждом движении которого живет танец. Но этого мало, еще необходимы душевная составляющая и разум.

Хореография включает различные виды искусств музыку, поэзию, живопись и другие. Каждый из них преломляясь соответственно требованиям данного вида искусств, становится необходимым компонентом образного мышления. Танцевальное искусство- искусство пластики, а именно ей принадлежит ведущая, основная роль в создании хореографического образа. Содержательность образа тесно связана с содержанием всего драматургического замысла постановки, который в процессе создания обогащается музыкальными, пластическими, и живописными характеристиками и вместе с ним предстает в новом единстве. В том случае, если оно не нарушает целостности пластического образа, а, напротив, создает необходимые предпосылки для его художественного восприятия, то мы имеем дело с таким синтезом, в котором ни одна сторона образной специфики не доминирует за счет другой.

У каждого искусства есть своя особая система выразительных средств, зная которые, человек воспринимает и понимает его. Доступность есть непременный признак искусства. Язык танца особенно условен. В жизни люди не используют его для общения. Движения танца не тождественны реальным, но они опираются на выразительность человека в реальной жизни, развивая и превращая их в систему.

Язык искусства потому и не требует перевода, что он подсказан самой действительностью, основывается на живых, образных ассоциациях. Человек учится понимать в процессе практического и эстетического познания мира. Задачи художника- наполнить образы жизненной правдой и идейным смыслом. «Я думал стихами», - писал А.С. Пушкин. Так и балетмейстер мыслит языком хореографии.

Для хореографа важным является отбор изобразительно- выразительных средств, т.е. художественных приемов создания образов. Эти приемы определяют:

- наглядность образов;

- эмоционально-эстетическую выразительность;

Степень взаимодействия изобразительных и выразительных начал в хореографии зависит от того, какая сторона пластики в системе изобразительно-выразительных средств (танцевальная или пантомимная) и доминирует при создании конкретной хореографической образности. Используя неисчерпаемые возможности человеческого тела, хореографии на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения.

Рассмотрим, что такое изобразительность и выразительность.

Изобразительность - непосредственное (наглядное) воспроизведение средствами искусства предметов и явлений действительности. Являясь результатом художественного общения и творческой переработки в воображении художника системы изобразительных средств своего искусства, изобразительность способствует раскрытию сущности произведения. Изображение можно определить как материальную реализацию художественного образа. Оно не существует физически: образ - это то, что мыслится в формах изображения, его воспринимать посредством изображения.

Выразительность - способность хореографа посредством приемов образно передать эмоции, настроения, страсти; умение найти такие детали и приемы, которые бы наиболее раскрывали сущность явления.

Пластическая выразительность языка многовариантна, благодаря ей тело-материал получает возможность определять выбор тех или иных художественных методов. От того, насколько велики технические возможности тела, разрешенные и предписанные ему телесным каноном, высказывания будут варьироваться от простых подражательных (изобразительных) до виртуозных (выразительных).

Обратимся к истоку выразительного и изобразительного начала в хореографии:

В древности существовал такой особый вид танца, как «мимический» в котором танцующие комически подражали повадкам и движениям животных. В этом случае такое явление, как «подражание» мы можем назвать выразительным средством. Эти танцы так и назывались «медвежья» пляска, «собачья» пляска и т.д. Т.е., говоря простыми словами, выразительность в танце - это непосредственно лексика и эмоции, которые выражает танцовщик для того чтобы зритель понял мысль, которую он хочет донести.

В Древней Индии рассматривая танец, как средство выражения внутреннего мира человека, его чувств, эстетика выделяет 8 основных «устойчивых» типов эмоций: любовь, веселье, печаль, гнев, радость или восторг, страх, отвращение, удивление. «Неустойчивые», или проходящие чувства - зависть, растерянность, смущение, замешательство, высокомерие и т.п.

Для передачи переживаний, обрисовки характерна героя танцовщик использует мимику, движения головы, рук, ног, бедер, спины, живота и т.д.

Система мимики и жестов описана в посвященных классическому танцу Индии трактатах. Предусматривается, например, 13 движений головы, 7 движений бровей, 6 движений носа, 36 различных взглядов и т.д. Для передачи настроения героя и содержания постановки большое значение имеют также движения кистей и пальцев рук. Сложная система этих движений насчитывает около 200 элементов. Поэтика индийских танцев. Поэтика- единство выражения содержания, т.е. содержание зависит от средств выражения.

Если обратить к танцу Древней Греции, то там мы увидим очень яркий пример изобразительных средств, а именно маски, которые могли изображать какое-то божество, животное и т.д. При этом, все это сопровождалось выразительными средствами. И все это в совокупности работает на образ. Лексика - выразительные, маски - изобразительные, а зритель видит все вместе и таким образом складывает сюжет и образ.

В средневековье существовал праздник «Шабаш» - это праздник нечести. Исполнялся один раз в году, в местности, удаленной от человеческого жития: где-нибудь за городом, в глухом лесу, на возвышенном месте, ночью. В них принимали участие еретики и проклятые монахи, люди, не имевшие средств для существования, а главное те, которые бросали вызов религиозной тирании. Здесь сохранилось выражение эмоций через движение (изображали чертей и т.п.), танцевали мужчины и женщины, спиной друг к другу. Способ выразить, что они идут поперек всему, нетрадиционно. При рассвете все расползались. Этот праздник нашел отражение в «Вальпургиевой ночи» из оперы Гуно «Фауст», в симфоническом произведении «Ночь на лысой горе» Мусоргского (постановка И. Моисеева). В этом одноактном балете мы видим очень гармоничное сочетание выразительных и изобразительных средств. Лексика, мимика, костюмы, атрибутика, музыка и свет очень ярко передают нам праздник нечести.

Существует принципиальное различие, существующие между изобразительностью и выразительностью в способе организации и художественного воспроизведения объективной реальности в образе, надо исходить из того, что отмеченные начала в искусстве всегда представляют в диалектическом взаимодействии. Действительно, нельзя выразить какое-либо явление в искусстве, не изображая его, и нет ничего изображенного, что не обладало бы той или иной степенью выразительности. Литература, музыка, живопись, хореография наполняют художественные образы различной степенью зримой наглядности и конкретности, по разному организуют жизненный материал.

В искусстве изобразительность и выразительность неразделимы, по сколько идеи, эмоции всегда даны в образе, а он имеет конкретно-чувственную форму. Можно ли воспеть красоту природы, человеческих отношений, состояний, не воссоздавая в той или иной мере конкретно-чувственный облик? Показать - значит так или иначе изобразить. Выражение существует на основе изображения. Речь может идти о соотношении изобразительного и выразительного в художественном произведении. В пантомиме, живописи больше изобразительности. В музыке, танце- выразительности.

Многие пластические мотивы, заимствованные из человеческой жизни, природы могут использоваться для характеристики персонажей: трудовые процессы, воинские действия, полеты птиц, колебания волн, пшеницы, цветов и т.д Но они могут стать иллюстрацией, если будет потеряно человеческое начало, конкретный смысл, идея.

Многие танцевальные па- прыжки, пируэты, позы не имеют сходства с бытовыми движениями, условны по своему характеру. Но они способны с огромной силой выразить человеческие эмоции.

Рассмотрим, как пример балет М.И. Петипа «Лебединое озеро». А именно, -  роли Одетты и Одилии, белый и черный лебедь.

Два очень противоположенных героя, которых невозможно было бы различить если не изобразительные и выразительные средства. Характер героинь отличается друг от друга, одна более мягка, можно даже сказать скромная, вторая очень уверенная в себе. В данном случае мы видим, что классическая хореография очень точно передает образы. Лексика Одетты более спокойная и плавная, а лексика Одилии динамичная, содержит много прыжков и вращений. Еще хочется отметить в движениях и того и другого лебедя, - это руки. Невозможно не обратить внимания, как точно они передают образ величественной птицы. Все это касается выразительных средств. Если мы рассмотрим изобразительные средства, то одно из главных отличий Одетты и Одилии, это пачки разного цвета (белая и черная), этот факт сразу же помогает различить героев. Так же мы можем заметить, что у героинь разная по характеру музыка, как и лексика у одной более спокойная у второй более динамичная.

Процесс развития системы изобразительно-выразительных средств российской хореографии проходил подчас через ломку установившихся эстетических норм, вызывал спор не только среди служителей «храма» искусства, но и в широком кругу зрителей. Начиная с 20-х годов, с экспериментальных поисков Ф. Лопухова, К. Голейзовского, в языковую структуру нашего театра стали входить элементы художественной гимнастики, акробатики. Так, в поставленном Ф. Лопуховым в 1927 году балете «Ледяная дева», героиня делает на сцене шпагат, до этого применяемый только в цирке и на эстраде. Да и вся пластика Ледяной девы- резкая, угловатая и никак не вязалась с устоявшимися эстетическими положениями танца, но зато превосходно отвечала сущности создаваемого образа. В российских спектаклях, начиная с балета «Пламя Парижа» В. Вайнонена, и далее «Лауренсии», «Сердце гор» В. Чабукиани, «Байчисорайском фонтане» Р. Захарова, «Ромео и Джульетте» Л. Лавровского, «Шурале» Л. Якобсона и других синтезах классических и народных форм шел путем, далеким от прямого копирования и буквального перенесения на сцену элементов народной танцевальной выразительности.

Хореографическая образность, решения в них средствами классического танца, получает оригинально-яркую национальную характерность, а это, в свою очередь, неизмерно раздвигает горизонты выразительной лексики. Блестящий пример тому работы Ю. Григоровича, творческий метод которого вобрал многообразные интонирования, но вместе с тем, в нем собственно танцевальной выразительности отводится определяющая, ведущая роль. Постановки Григоровича «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Спартак» стали лучшим доказательством того, что художественная правда образов хореографического искусства состоит не во внешнем пластическом копировании окружающей жизни, а заключена в эмоционально-смысловой правде танцевальной образности, рожденной на основе использования всех разнородных компонентов пластического языка, перелитых индивидуальностью хореографа в неповторимую форму.

В быту человек выражает эмоции, настроения через интонацию и взволнованные движения. Они вошли в пластику, танец обрел самостоятельность.

Язык танца формировался в соответствии с образом жизни народа, ᴇᴦο социальным и историческим прошлым. Характер народа, особенности ᴇго мышления нашли отраже­ние в языке танца.

В результате этого сложного процесса возникла система собственно хореографических движений, особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности.

Любое явление, событие, сюжет, взятые из жизни, литературы, театра, кино, нуждаются в трансформации, чтобы стать хореографическим, танцевальным. Хореографический образ воспроизводит реальность, эмоционально преобразованную балетмейстером. Конкретное, эмоционально окрашенное, а значит ставшее предметом выражения, изображение «жизни человеческого духа» имеет самое существенное значение для сценического искусства, каким является хореография. Без взаимодействия изображения как определяющего начала и выражения как начала решающего нет ни образа, ни искусства.

Таким образом, рассмотрев, что такое изобразительность и выразительность, можно сделать вывод, что эти два понятия являются важной составляющей в хореографии и они не могут существовать друг без друга, так как убрав одно из них, мы сразу потеряем целостность образа.

Просмотров работы: 634