ОСБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Пуцман К.И. 1, Мицан Е.Л. 1
1ФГБОУ ВО «МГТУ им .Г.И.Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный возраст – период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы. Внимание, память, мышление и другие познавательные процессы находятся в активной сензитивной фазе развития в дошкольном детстве. Однако существует ситуация, когда происходит отставание, нарушение норм психического развития, которое получило название – «задержка психического развития» (ЗПР). Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе.

Изучением нарушения психического развития у детей занимались многие отечественные ученые. Среди них особо стоит отметить – Л.С.Выготского, Г.Е.Сухареву, Т.А.Власову и мн.др.

Большинство исследователей называют следующие причины возникновения ЗПР у детей дошкольного возраста:

органическая недостаточность нервной системы, чаще остаточного характера, в связи с патологией беременности и родов;

хронические соматические заболевания;

конституциональные (наследственные) факторы;

неблагоприятные условия воспитания (ранняя депривация, плохой уход, безнадзорность и др.).

Для выявления причин возникновения задержи психического развития родители обращаются за помощью к специалистам: к врачу, психологу, дефектологу. Диагностика ЗПР и выявление детей "группы риска" должно проводиться как можно раньше. Родители, обнаружив замедленность темпа развития моторики, речи, несвоевременность смены фаз игровой деятельности, повышенную эмоциональную и двигательную возбудимость, нарушения внимания и памяти, при трудностях усвоения программы подготовительной группы детского сада, должны «бить тревогу».

Раннее выявление задержки психического развития у детей и причин ее возникновения позволит выстроить квалифицированный коррекционно-развивающий процесс.

Коррекционно-развивающий процесс представляет собой комплекс мероприятий, педагогического, психологического и медицинского характера, направленный на преодоление имеющихся у ребёнка отклонений, в том числе в психических процессах.

Для качественной реализации коррекционной работы специалисту необходимо четко понимать специфичность познавательного процесса у ребенка с задержкой психического развития. Рассмотрим часть из них на примере нескольких процессов.

Одним из важных процессов в развитии психики ребенка является память. В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию этого процесса.

Изучение процессов памяти у детей с ЗПР показало недостаточную продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, недостаточность и трудность воспроизведения. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними. Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности.

Рассмотрим особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР. Таким дошкольникам свойственно следующее:

несформированность познавательной, поисковой, мыслительной мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребёнок выполняет задачу нe полностью, а еe более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам.

отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. При предъявлении инструкции к заданию многие дети не понимают задания, но стремятся побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. Следует заметить, что дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. Ребёнок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Когда ребёнок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.

низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дeти, из-за поспeшности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объёме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, прeодоления трудностeй). Дети рeшают задачу на интуитивном уровнe, то eсть ребeнок вродe бы правильно даёт ответ, но объяснить его не можeт.

стереотипность мышлeния, его шаблонность. Наглядно-образноe мышление. Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия все это ведeт к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.

Сформированность внимания - важнейший аспект развития личности. Однако у детей с задержкой психического развития объем внимания сужен. Смотря на объект они видят в нем меньше отличительных признаков, что не скажешь о детях с нормальным развитием. Привлечь внимание ребенка с ЗПР очень трудно, им сложно концентрироваться. Также недостатки внимания у таких детей проявляется при переключении с одного вида деятельности на другой. Дети с ЗПР не могу делать два действия одновременно, что тоже говорит о низком уровне развития внимания. Чтобы развить внимание необходимо включать различные методики во все виды деятельности. Взрослому стоит самому обращать внимание на мелкие детали предметов и говорит о них ребенку. После регулярных занятий по развитию внимания дети научатся сосредоточенно сидеть определенное время, начинают не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать.

Таким образом, выстраивая коррекционно-познавательный процесс с детьми с задержкой психического развития, педагогам, психологам, дефектологам, необходимо учитывать индивидуальные особенности развития познавательных процессов у каждого ребенка.

Список использованной литературы:

Артеменко, О. Н. Психолого-педагогические основы индивидуальной помощи детям : учебное пособие / О. Н. Артеменко, Н. А. Звездина. — Ставрополь : СКФУ, 2016. — 141 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/155363

Гайнутдинова, М. Ю. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика : учебное пособие / М. Ю. Гайнутдинова, Е. В. Лаврова, Е. В. Малышева ; ответственный редактор М. Ю. Гайнутдинова. — Ярославль : , 2012. — 38 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154020

Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии : научно-метод. пособие / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. — Санкт-Петербург : КАРО, 2013. — 336 с. — (Коррекционная педагогика).- ISBN 978-5-9925-0826-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1044250

Просмотров работы: 55