ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В РАБОТЕ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В РАБОТЕ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Петрова А. А. 1, Рзаева Е.И. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Трудности в учебном процессе, в особенности те, которые возникают в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. В начальном звене осуществляется построение фундамента системы знаний, пополнение которого происходит в процессе дальнейшего обучения; происходит формирование умственных и практических операций, навыков и действий. То есть закладывается некая основа, без которой ученик в процессе дальнейшего обучения будет испытывать трудности, в результате чего в средней школе может «выпасть» из учебного процесса.

Под школьными трудностями понимается весь комплекс школьных проблем, возникающие у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе [1]. Они, как правило, влекут за собой выраженное функциональное напряжение, ухудшение здоровья, нарушение социально-психологической адаптации, а также снижение успеваемости обучения, т.е. неуспеваемости.

Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский).

Понятие «неуспеваемость» обладает разными значениями. В словарях современного русского языка слово «неуспеваемость» объясняется как «плохая, низкая успеваемость»; «крайне низкая успеваемость».

Понятие «неуспеваемость» по-разному интерпретируется в педагогической и психологической литературе, встречаются различные определения, которые иногда употребляют как синонимы: школьные трудности, неуспеваемость, школьная дезадаптация.

Результаты теоретического анализа различных подходов к проблеме неуспеваемости в педагогике и психологии представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Основные подходы к пониманию термина «неуспеваемость»,

по внешнему и внутреннему критериям

Авторы

Понятие

1.

А.А. Бударный и У.Д. Розенталь

Неуспеваемость как несоответствие минимальным требованиям обучения

2.

Д. Б. Эльконин

Несформированность (несоответствие возрасту) отдельных компонентов учебной деятельности (учебно-познавательные мотивы, учебные задачи (и операции), контроль, оцен­ка.

3.

М.А. Данилов

Нарушение противоречивого единства возможностей учащихся и того, что от них требуется.

4.

В. Оконь

Нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними силами

5.

Н.П. Локалова

общее отставание в учебе и отставание по отдельным предметам

6.

Б.С. Цетлин

Наличие скрытой неуспеваемости не только в пробелах знаний, но и в отношении учащихся к учению

7

Ю.К. Бабанский

не соответствующая нормативным критериям результативность школьного обучения, выступающая следствием неспособности ребенка полноценно освоить учебный материал и выполнять учебные задания

А.А. Бударный выделил два вида неуспеваемости, которая зависит, по его мнению, от различных факторов:

- абсолютная неуспеваемость, зависящая от правил перевода учащихся в следующий класс;

- относительная неуспеваемость, зависящая от конкретных возможностей каждого ученика [3].

По мнению А.М. Гельмонта [4], есть три вида неуспеваемости:

- общее глубокое отставание по многим или по всем предметам на протяжении большого отрезка времени;

- частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному-трем наиболее сложным предметам;

- эпизодическая неуспеваемость то по одному, то по другому учебному предмету.

Обзор методологической и теоретической литературы позволяет придти к заключению о том, что существует закономерная связь между неуспеваемостью и индивидуальными особенностями школьников, и условиями, в которых протекает их развитие. Так, И.А. Армянов, П.П. Блонский, Л.С. Выгодский прослеживали связь неуспеваемости с такими социальными факторами, как социальное происхождение родителей, делали попытки рассматривать неуспевающего ученика в контексте его целостного, биосоциального развития; М.А. Гельмонт, М.А. Данилов, Э.И. Моносзон, С.М. Ривес главной причиной неуспеваемости считали недостатки процесса обучения, подчеркивали значение уровня педагогического мастерства учителя; Бабанский Ю.К., Божович Л.И. особое внимание уделяли личности учащегося, сформированности его как субъекта обучения и воспитания и в целях предупреждения и преодоления неуспеваемости предлагали оптимизацию УВП в школе; а П.П. Борисов, З.И. Калмыкова, М.В. Матюхин под главными причинами неуспеваемости считали нарушение основных компонентов психологической структуры учебной деятельности.

Ю.К. Бабанский, Н.И. Мурачковский среди причин неуспеваемости видят пробелы в знаниях, в навыках организации труда, недоразвитие отдельных мыслительных процессов и др. [2]. А.Л. Венгер и Г.А. Цукерман считают, что первопричины неуспеваемости кроятся в проблемах интеллектуального развития, обучения, невротических проявлениях, а также в поведенческих, эмоциональных и личностных проблемах.

Л. С. Славина среди причин школьной дезадаптации называет следующие:

неправильное отношение к учебе;

трудности усвоения учебного материала;

неумение трудиться;

отсутствие познавательных учебных интересов;

отсутствие навыков и способов учебной деятельности или неправильно сформулированные навыки и способы учебной деятельности [5].

В настоящее время для научной мысли характерна теория двух факторов, т.е. принятие как биологических, так и социологических теорий.

Проблемы, приводящие к низкой успеваемости, могут возникнуть на любом этапе школьного обучения. Таким образом, систематическая работа с целью профилактики, предупреждения и преодоления проблемы школьной неуспеваемости имеет весомую роль. Только в тандеме взаимодействия педагогов, психологов, родителей, самого ребенка, можно добиться успехов.

Введение ФГОС НОО повлекло за собой кардинальную перестройку организационной и методической деятельности на всех уровнях организации образовательного процесса, в том числе и в работе с родителями (законными представителями).

В основу ФГОС НОО заложена идея «Стандарт как общественный договор», которая определяет взаимоотношения образовательного учреждения и семьи.

Согласно требованиям ФГОС НОО (пункт 22), важными условиями реализации основной образовательной программы ФГОС НОО, являются:

- участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации;

- обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др. [6].

Таким образом, Стандарт, определяет семью как важнейший институт общества, основу и опору государства, которая отвечает за социализацию новых поколений. Родители (законные представители) обучающихся стали субъектами образовательного процесса, которые непосредственно участвуют в ходе его проектирования и реализации. Родители – равноправные участники образовательного процесс.

Основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) выступает установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

В соответствии с ФГОС НОО ведущей функциональной обязанностью педагога является организация эффективного взаимодействия образовательной организации и родителей обучающихся как субъектов образовательного процесса, в особенности с неуспевающим школьником.

Сотрудничество школы, семьи и общественности по воспитанию детей должно опираться на эффективные, современные организационные формы.

Взаимодействие «семья – школа» строится по следующим направлениям:

- просветительское - повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;

- консультационное - консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы;

- согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;

- организация социально - педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Направления совместной деятельности учителя и семьи будут эффективны тогда, когда учитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями неуспевающих учеников. Когда речь идет о неуспевающих школьниках, то целесообразно взаимодействие семьи и школы должно при решении проблемы неуспеваемости младшего школьника выстраивать на следующих идеях:

- отказаться от традиционного подхода в работе с родителями;

- сделать семью активным участником педагогического процесса, преобразований, происходящих в школе;

- отношения между школой и родителями должны строиться на согласии, взаимоуважении, сотрудничестве в интересах развития и становления личности неуспевающего школьника;

- в основе сотрудничества должно лежать педагогическое мировоззрение, доминанта которого - гуманистический взгляд на ребенка, оптимизм в оценке возможностей его развития;

- главным направлением в сотрудничестве должно выступать развитие сущностных сил ребенка, его задатков, способностей, интересов, отношений;

- учитель должен владеть диагностикой воспитательных отношений в семье, «родительской педагогики», используя полученные результаты в осуществлении индивидуально-личностного подхода к детям, в определении помощи родителям, предупреждении их ошибок.

Эффективное взаимодействие родителей и педагогов возможно создать при соблюдении следующих условий:

– гуманизация отношений между всеми участниками педагогического процесса;

– установка на толерантные отношения, которые проявляются в готовности родителей и учителей к сотрудничеству;

– педагогическое консультирование администрации образовательных учреждений по проблемам обучения и воспитания школьников;

– психологическая поддержка младшего школьника на протяжении всего периода обучения, способствующая сохранению его психологического здоровья;

– общесемейные увлечения, спортивные состязания, вечера семейного чтения, семейные чаепития, и др. мероприятия; – семейные традиции, культпоходы, путешествия, походы выходного дня.

Итак, в каждой семье должна сложиться многообразная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям и школе.

Наше экспериментальное исследование было посвящено разработке и апробации программы по взаимодействию школы и семьи в работе с неуспевающими младшими школьниками. Исследование протекало по трем этапам: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе была осуществлена диагностика уровня неуспеваемости у младших школьников. На формирующем этапе исследования была разработана и будет апробирована программа по преодолению неуспеваемости у младших школьников посредством взаимодействия и сотрудничества школы и семьи.

Таким образом, объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей — непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Принципиальные условия для ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями и педагогом, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.

Список литературы:

1. Алфёров А.Д. Психология развития школьников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 294 с.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1983. – 320 с.

3. Бударный А.А., Розенталь У.Д. Об одной из возможностей преодоления второгодничества // Советская педагогика. – 1966. – №7. – с. 56-67.

4. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. – М., 1954.

5. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. - М.: Просвещение, 1958. - 231 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы). Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357

Просмотров работы: 350